Имеющего определенную структуру и этапы, связанные со стадиями формирования и развития общества. Людское познание развивается вместе с усложнением практической деятельности.

Существуют разные виды человеческих знаний. Одними из древних форм являются религиозное и философское. Основатель позитивизма, О. Конт в середине 19-го века предложил концепцию, отражающую виды знаний. В своей концепции он рассматривал три формы, последовательно сменяющие одна другую.

Первой формой он считал религиозное знание. Оно основывается на индивидуальной вере и традициях.

Вторая форма - знание философское. Основывается на авторской интуиции или прочей концепции и является умозрительным и рациональным по своей сути.

Научное знание - это третья форма. Базируется на фиксации фактов на фоне целенаправленного эксперимента либо наблюдения.

Сегодня очевиден тот факт, что все эти виды знаний развиваются параллельно и существуют так же, как и существуют в природных условиях растения и животные.

Имеет место также Согласно концепции М. Полани виды знаний классифицируются в соответствии с личностными особенностями. Английский философ исходил из того, что знание являет собой активное постижение вещей - это действие, которое требует особенных инструментов и особого искусства. В "личностном", по мнению Полани, запечатлена не только действительность, но и личность с ее заинтересованностью в познании. При этом имеет место комплекс не только каких-либо утверждений, но и переживаний индивида. Таким образом, Полани выделял следующие виды знаний:

  1. Явное, артикулированное, выраженное в теориях, суждениях, понятиях.
  2. Неявное, имплицитное, не поддающееся полной рефлексии человеческого опыта.

Знание неявное воплощается в телесных навыках, практических умениях, схемах восприятия. Оно не отражается полностью в учебниках, но передается при общении и личном контакте.

В качестве основного компонента структуры общего образования знание является результатом познания законов природы, мышления, общества, действительности. Этот результат отражает обобщенный людской опыт, который был накоплен по ходу социальной исторической практики.

Образовательное содержание включает в себя такие виды знаний, как:

  1. Главные термины и понятия, которые отражают действительность. Кроме повседневной реальности, в них выражено и
  2. Факты ежедневной действительности и науки. Они используются при отстаивании и доказательстве своих идей.
  3. Основные научные законы. Они раскрывают отношения между различными явлениями и объектами.
  4. Теории, которые содержат совокупность научных знаний об определенной системе предметов, объектов, взаимосвязи между ними, а также о способах предсказания и объяснения явлений в конкретной
  5. Оценочные знания. Они отражают нормы отношений к разным жизненным явлениям.
  6. Знания о методах ведения научной деятельности, а также истории приобретения информации.

Все указанные типы имеют особенности, связанные с функциями и применяемыми технологиями в обучении.

Знания могут также быть:

  1. Эмоциональными и рациональными.
  2. Эссенцианалистическими (основывающимися на использовании количественных средств анализа) и феноменолистическими (базирующиеся на использовании "качественных" концепций).
  3. Теоретическими и эмпирическими (экспериментальными).
  4. Частнонаучными и философскими.
  5. Гуманитарными и естественнонаучными.

С педагогической и психологической точки зрения наибольший интерес представляют различия между рациональным (естественнонаучным) и чувственным (гуманитарным) познанием.

Вариант № 3114514

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

Ответ:

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Спад, рецессия, цикл, депрессия, подъём, пик.

Ответ:

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, обозначают виды юридической ответственности.

1) материальная ; 2) дисциплинарная ; 3) судебная ; 4) уголовная ; 5) досрочная ; 6) административная .

Найдите два термина, «выпадающих» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Ответ:

Выберите вер­ные суж­де­ния о функциях искусства и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Познавательная функция позволяет анализировать действительность при помощи художественных образов.

2) Эстетическая функция искусства проявляется в предвосхищении модных тенденций в искусстве.

3) Согласно гедонистической функции, искусство призвано доставлять удовольствие.

4) Воспитательная функция сопряжена с процессом социализации.

5) Компенсаторная функция отражает задачу прогноза негативных проявлений материальной культуры.

Ответ:

Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А Б В Г Д

Ответ:

На школьной конференции старшеклассник делал доклад о социальных науках и особенностях социального познания. Однако не все выдвинутые им тезисы оказались верными. Выберите из озвученных им положений те, которые характеризуют социальные науки и особенности социального познания, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Социология является наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.

2) Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познания.

3) Получаемое социальное знание неминуемо связано с ценностями и интересами познающего индивида.

4) Современные социальные науки широко используют такой метод познания, как эксперимент, не будучи стесненными правовыми и моральными нормами.

5) Одним из основных принципов социального познания является необходимость рассматривать социальную действительность в развитии.

6) Главная задача учёных, работающих в сфере социальных наук, – не абстрагироваться от своих ценностных приоритетов, а интерпретировать их в научный факт.

Ответ:

Выберите верные суждения об отличительных чертах командной экономики и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Одним из значимых признаков командной экономики является дефицит некоторых товаров, особенно товаров широкого потребления.

2) Частная собственность в командно-административной системе распространяется на средства производства и имущество, предназначенное для ведения домашнего хозяйства.

3) В основе хозяйственного механизма лежит директивное экономическое планирование.

4) Цены на продукцию устанавливаются государством и, как правило, не зависят от конъюнктуры рынка.

5) Предприятия самостоятельно определяют торговых партнёров, в том числе внешнеэкономических.

Ответ:

Установите соответствие между функциями банков и уровнями банковской системы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Аптека № 1 города N является муниципальным унитарным предприятием. Что из приведённого в списке соответствует отличительным признакам данной формы организации предпринимательской деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в по­ряд­ке возрастания.

1) Высшим органом управления является общее собрание его членов, которое решает важнейшие вопросы деятельности фирмы, в том числе избирает постоянно действующие исполнительные органы – правление и/или председателя.

2) Предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.

3) Коммерческая организация не наделена правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником.

4) Предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

5) Имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам.

6) Прибыль предприятия распределяется между его работниками в соответствии с их трудовым участием.

Ответ:

Ответ:

Выберите верные суждения о социальном конфликте и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Противоречия между субъектами конфликта могут существовать довольно длительный период времени и всегда перерастают в конфликт.

2) Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия.

3) Форма столкновений – насильственная или ненасильственная – зависит от множества факторов, в том числе и от того, имеются ли реальные условия и возможности (механизмы) ненасильственного разрешения конфликта.

4) Причиной конфликта всегда является спор по поводу материальных ресурсов.

5) По учёту содержания проблем, вызвавших конфликтные действия, выделяют внутренние и внешние конфликты.

Ответ:

В ходе социологического опроса граждане страны А отвечали на вопрос о способах оплаты, которые они наиболее часто используют. Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Примерно четверть от общего числа опрошенных использует в равной степени как наличные, так и безналичные платежи.

2) Жители столичных городов чаще, чем жители небольших городов, используют безналичные расчёты.

3) Опрошенные в возрасте от 35 до 44 лет предпочитают расплачиваться при помощи банковской карточки, а не банкнотами.

4) Половина опрошенных жителей сёл расплачиваются исключительно банкнотами и монетами.

5) Каждый десятый опрошенный в возрасте от 25 до 34 лет использует исключительно безналичные расчёты.

Ответ:

Выберите верные суждения о функциях политической элиты в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Стратегическая функция политической элиты заключается в создании концепции назревших реформ.

2) Политическая элита управляет политически пассивным населением через силовые структуры и другие институты принуждения.

3) Прогностическая функция политической элиты предусматривает осуществление на практике выработанного курса, проведение политических решений в жизнь.

4) Интегративная функция заключается в укреплении стабильности общества, устойчивости его политической и экономической систем, сплочении различных слоёв населения, гармонизации и согласовании социальных интересов.

5) Коммуникативная функция предусматривает умение реагировать на изменение настроений различных групп, обеспечивать работу каналов взаимосвязи с массами, изучение, сбор и отражение в политическом курсе интересов и потребностей различных социальных слоёв и групп.

Ответ:

Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ СУБЪЕКТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

Б) назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации

В) подписание ратификационных грамот

Г) отрешение Президента Российской Федерации от должности

Д) обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики

1) Президент Российской Федерации

2) Правительство Российской Федерации

3) Государственная Дума

4) Совет Федерации

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Конституция провозглашает Z демократическим унитарным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют государственный режим Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) В Конституции закреплён порядок избрания высшего должностного лица государства.

2) Парламент государства Z имеет однопалатную структуру.

3) Составные части унитарного государства (области и департаменты) государственным суверенитетом не обладают.

4) В Конституции государства Z закреплён принцип народовластия.

5) Высшей ценностью государства Z провозглашаются человек, его права и свободы.

6) Гражданин государства Z не может быть лишён своего гражданства или права изменить его.

Ответ:

Что из перечисленного относится к исключительному ведению Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) оборона и безопасность

2) вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами

3) разграничение государственной собственности

4) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина

5) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени

Ответ:

Выберите верные суждения о правах работника и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) возмещение вреда, причинённого работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей

2) обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами

3) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров

4) выполнение установленных норм труда

5) соблюдение требований по охране труда и обеспечению безопасности труда

Ответ:

Установите соответствие между полномочиями и правоохранительными органами в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОЛНОМОЧИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН

А) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций

Б) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти

В) осуществление координации и контроля деятельности Федеральной службы судебных приставов

Г) проверка конституционности закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле

Д) осуществление правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний

1) Конституционный суд РФ

2) Министерство юстиции РФ

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Супруги Екатерина и Пётр не заключали брачный договор и при расторжении брака не достигли согласия по поводу раздела имущества. Суд довёл до их сведения, что они могут руководствоваться законным режимом имущества супругов. Какие из приведённых положений соответствуют данному виду режима собственности супругов? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

1) Совместной собственностью супругов является имущество, нажитое ими во время брака (общее имущество супругов), к которому относятся доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности.

2) Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является совместной собственностью.

3) Имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счёт общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества.

4) Общим имуществом супругов являются также приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, доли в капитале коммерческих организаций.

5) Допускается совершение сделки одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов вопреки воле другого супруга.

6) Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), в том числе драгоценности и другие предметы роскоши, хотя и приобретённые в период брака за счёт общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Каждый человек в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определённые права и ____ (А), называется статусом. Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным. Часто бывает так, что главный статус обусловлен его ____ (Б) (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем ____ (В) и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции. Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной ____ (Г). Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли, совокупности___ (Д), которые должен выполнить человек, обладающий данным статусом. Она распадается на ролевые ожидания и на ролевое поведение – то, что человек реально выполняет в рамках своей ____ (Е).

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Список терминов:

В дан­ной ниже таб­ли­це при­ве­де­ны буквы, обо­зна­ча­ю­щие про­пу­щен­ные слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой бук­вой номер вы­бран­но­го Вами слова.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:

Автор приводит три концепции состояния государственного бюджета. Какую концепцию он считает наиболее распространённой? Кто является её автором? Как автор определяет традиционное отношение к проблеме дефицита государственного бюджета?


(по Т.Ю. Матвеевой) )

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

(по Т.Ю. Матвеевой) )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Какие три инструмента государственного бюджета, оказывающие влияние на стабилизацию экономики, согласно концепции Кейнса, называет автор? На основании текста и обществоведческих знаний назовите и обоснуйте применение двух любых способов государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики на разных стадиях экономического цикла.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

(по Т.Ю. Матвеевой) )

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И наоборот, если в экономике бум, т. е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший перегрев экономики и, следовательно, ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.

Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток.

Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Сформулируйте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». (А.П. Чехов)

29.2 Экономика: «Люди, достигающие успеха в мире, - это те люди, которые встают и ищут нужный им случай». (Б. Шоу)

29.3 Социология, социальная психология: «Характер ребёнка - это слепок с характера родителей, он развивается в ответ на их характер». (Э. Фромм)

29.4 Политология: «С врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй - зверю». (Н. Макиавелли)

Как в тексте определён характер житейского познания? Какую функцию в жизни людей, по мнению автора, выполняет житейское познание? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «познание».


B наше время нетрудно впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания или рассматривая их лишь в той мере, в которой они могут быть уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество фактов, свойств, законов, установило множество истин - выработался специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной формой - глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы, встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке: книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен воспринимать вещи, чувствовать и думать.

Если исходить из того, что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого характера они основаны.

Имеет смысл разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания творца - будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности... Впрочем, для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных способностей.

Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

Значимость житейского знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать: здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного учёного... Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; она тесно связана с «языком» человеческой

культуры в целом, которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания сводятся к констатации фактов и их описанию.

(А. Г. Спиркин )

Пояснение.

1) заблуждение:

Отождествление познания вообще исключительно c научным познанием;

2) причины:

Культ науки, присущий современному обществу;

Наличие специфического типа мышления.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

2) два других различия, например:

Могут быть названы другие различия

Пояснение.

Могут быть даны такие объяснения:

1) не все проблемы могут быть изучены, поняты в рамках одного вида (формы) познания;

2) эмпирическое и теоретическое познание взаимосвязаны и едва ли могут быть изолированы друг от друга (эмпирическая информация фиксируется в понятиях, суждениях, умозаключениях и др.);

3) сочетание различных видов (форм) познания даёт наиболее полноценную картину мира.

Могут быть даны другие объяснения

Пояснение.

Долж­ны быть даны от­ве­ты на три во­про­са:

1) ответ на пер­вый во­прос:

Эм­пи­ри­че­ский ха­рак­тер;

2) ответ на вто­рой во­прос:

Ори­ен­ти­ро­воч­ная ос­но­ва по­все­днев­но­го по­ве­де­ния людей, их вза­и­мо­от­но­ше­ний между собой и c при­ро­дой;

3) ответ на тре­тий во­прос:

Познание - вид деятельности, содержанием которого является отражение объективной реальности органами чувств и разумом человека, а результатом, получение знаний.

От­ве­ты на во­про­сы могут быть даны в иных, близ­ких по смыс­лу фор­му­ли­ров­ках.

Общее понятие знаний

«Все люди по природе жаждут знать»

Так звучит знаменитое первое предложение Аристотелевой «Метафизики». Здесь можно подметить интересную особенность: знание, по крайней мере со времен Аристотеля, может пониматься как желание, образно говоря, как интеллектуальная жажда. Когда знание понимается как желание, оно, по определению, должно сопровождаться некой нуждой, отсутствием чего-либо. Жаждущие знания еще не владеют им, находясь пока что в его поисках. Аристотель восхваляет интеллектуальное любопытство; по его мнению, это свойство чрезвычайно важно -- оно делает человека человеком.

Тем не менее если мы выйдем за рамки гуманистической традиции, то вполне можем столкнуться с совершенно иными взглядами на знание. Одним из примеров этого служит философия даосизма, согласно которой знать что-либо хорошо часто означает овладеть этим в совершенстве. Часто, говоря «знать», мы подразумеваем «знать, как...» (т.е. «уметь»), а не «знать, что...». Похоже, такая разновидность знания - скорее практическая, нежели интеллектуальная - чрезвычайно ценится Лао-цзы . Впрочем, это уже относится скорее к классификации знания. А прежде чем приступить в классификации знания, целесообразней было бы определиться с самим понятием знания.

В широком смысле, знание -- субъективный образ реальности в форме понятий и представлений .

Знание в узком смысле -- обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу .

Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

Итак, многозначность термина «знание»:

Знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

Знание как познавательно-значимая информация;

Знание как отношение человека к действительности .

Из всего вышеназванного можно сделать заключение, что знание -- результат познавательной деятельности человека, некая совокупность сведений и познаний в какой-либо области. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Виды и формы знаний

Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. -- соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу .

Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.

Обыденно-практическое -- знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер . Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.

Научное -- знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на общезначимость. Научное познание -- процесс получения объективного, истинного знания. Его задача -- описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний) .

Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.

Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания .

Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием -- эзотеризм .

Также разделяют формы знания по степени научности, знания могут быть научными и вненаучными.

Научные знания могут быть:

Эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)

Теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).

Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.

Теоретические знания -- абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Вненаучные знания могут быть :

паранаучными -- знаниями, не совместимыми с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. -- около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;

лженаучными -- сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;

квазинаучными -- они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина; фиксизм, как квазинаука в советской геологии 50-х гг.; шельмование кибернетики и т.д.;

антинаучными -- как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но, хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;

псевдонаучными -- представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;

обыденно-практическими -- доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объёмом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств;

личностными -- зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы понятий, способов, приёмов и правил построения.

Народная наука -- особая форма вненаучного и внерационального знания. Прежде была привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода, ныне стала делом отдельных групп или субъектов (знахарей, целителей, экстрасенсов) .

По иным источникам, виды знания классифицируют следующим образом:

Житейское - строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)

Практическое - строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

Художественное - строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

Научное - строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)

Рациональное - отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

Иррациональное - отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

Личностное (неявное) - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности .

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии. Виды интуиции: · мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; · интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания: · непосредственность; · наглядность и предметность; · воспроизведение внешних свойств и сторон. Особенности рационального познания: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность; · воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Особенности интуиции: · внезапность; · неполная осознанность; · непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противопо­ложные точки зрения.

Эмпиризм (от гр. emperies - опыт) - единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм (от лат. ratio - разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая - высшая. Знание является единством чувственного и рациональ­ного познания действительности. Вне чувственного пред­ставления у человека нет никакого реального знания. Напри­мер, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обяза­ны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно восприни­маемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результа­ты и ход интеллектуального развития человечества.

2. Эмоции (аффективная форма проявления моральных чувств) и чувства (эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
3. Заблуждение – содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
4. Ложь – сознательное искажение образа объекта.
5. Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;

· знание как познавательно-значимая информация;

· знание как отношение человека к действительности.

6. Виды знаний :

· Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Являет­ся важнейшей ориентировочной основой повсед­невного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констата­ции фактов и их описанию)

· Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира

· Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)

· Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, на­стоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы)

· Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении

· Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

· Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности

7. Формы знаний :

· Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание

· Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами

· Донаучное – прототип, предпосылки научного знания

· Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием

· Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки

· Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности

Истина и ее критерии. Относительность истины.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».

1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

· Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

1. соответствие знаний действительности;

2. то, что подтверждено опытом;

3. некое соглашение, конвенция;

4. свойство самосогласованности знаний;

5. полезность полученного знания для практики.

3. Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики:

1. материальное производство (труд, преобразование природы);

2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);

3. научный эксперимент.

Функции практики:

1. источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);

2. основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);

3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности);

4. критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины - практи­ка , которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, - дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Мышление и деятельность.

1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)

2. Различия деятельности человека и активности животного

Деятельность человека Активность животного
Деятельность человека Активность животного
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Че­ловек сохраняет свою природ­ную организацию неизменной, поменяв в то же время свой об­раз жизни. Приспособление к условиям среды прежде всего путем пере­стройки собственного организ­ма, механизмом которой явля­ются мутационные изменения, закрепляемые средой
Целеполагание в деятельности Целесообразность в поведении
Сознательная постановка це­лей, связанных со способно­стью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следст­венные зависимости, предви­деть результаты, продумывать наиболее целесообразные спо­собы их достижения) Подчинение инстинкту, дейст­вия изначально запрограмми­рованы

3. Субъект и объект деятельности

4. Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы) – Цель (это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий) – Методы – Процесс (Действия) – Результат

5.Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы

Виды действий по М. Веберу:

· целерациональное (Характеризуется рационально поставлен­ной и продуманной целью.Целенаправлен­но действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побоч­ные результаты его действий.);

· ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определени­ем своей направленности и последователь­но планируемой ориентацией на него.Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);

· аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида.Он действует под влиянием аф­фекта, если стремится немедленно удов­летворить свою потребность в мести, на­слаждении, преданности и т. д.);

· традиционное (Основано на длительной привычке.Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда ус­военной установки)

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

6. Типы деятельности:

6.1 труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)

6.2 игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)

6.3 учение (познание нового)

6.4 общение (обмен идеями, эмоциями)

6.4.1 двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога

6.4.2 структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель

6.4.3 классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное

6.4.4 типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый

6.4.5 функции: социализация (формирование и развитие межличност­ных отношений в качестве условия ста­новления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе:«Я - свой» или «Я - чужой»); организационная

7. Виды деятельности:

7.1 Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)

7.2 По субъекту: индивидуальная – коллективная

7.3 По характеру: репродуктивная – творческая

7.4 По соответствию правовым нормам: законная – незаконная

7.5 По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная

7.6 По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная

7.7 По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная

7.8 По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя

8. Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).

9. Механизмы творческой деятельности:

· комбинирование,

· воображение,

· фантазия,

· интуиция

Потребности и интересы

В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.

Потребность - это нужда человека в том, что состав­ляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere - приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.

Виды потребностей человека

· Биологические (органические, материальные) - по­требности в пище, одежде, жилище и др.

· Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

· Духовные (идеальные, познавательные) - потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

Биологические, социальные и духовные потребности взаи­мосвязаны. Биологические в своей основе потребности у челове­ка в отличие от животных становятся социальными. У большин­ства людей социальные потребности господствуют над идеаль­ными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

Существуют и другие классификации потребностей, на­пример, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:

Базовые потребности
Первичные (врожденные) Вторичные (приобретенные)
Физиологические: в вос­производстве рода, пище, дыхании, одежде, жили­ще, отдыхе и т. д. Социальные: в социальных свя­зях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и вни­мании к себе, участии в сов­местной деятельности
Экзистенциальные (лат. exsistentia - существова­ние): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, стра­ховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте Духовные: в самоактуализа­ции, самовыражении, саморе­ализации

Потребности каждого следующего уровня становятся на­сущными, когда удовлетворены предыдущие.

Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности - это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.

Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.

Интерес (лат. interest - иметь значение) - целенаправ­ленное отношение человека к какому-либо объекту его по­требности.

Интересы людей направлены не столько на предметы по­требностей, сколько на те общественные условия, которые де­лают более или менее доступными эти предметы, дрежде все­го, материальные и духовные блага, обеспечивающие удов­летворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социаль­ных групп и индивидов в обществе. Они в большей или мень­шей степени осознаются людьми и являются важнейшими по­будительными стимулами к различным видам деятельности.

Существует несколько классификаций интересов:

по их носителю: индивидуальные; групповые; всего об­щества.

по направленности: экономические; социальные; поли­тические; духовные.

От интереса следует отличать склонность . Понятие «ин­терес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на опреде­ленную деятельность.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зави­сит от степени доступности той или иной деятельности).

Интересы человека выражают направленность его личнос­ти, которая во многом определяет его жизненный путь, харак­тер деятельности и т. д

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1. Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

· с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;

· с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;

· социализация.

1. Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

2. Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

3. Виды ответственности:

· Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;

· Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

· Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

· Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность - социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Системное строение общества: элементы и подсистемы

1. Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие

А. В широком смысле слова

· Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мате­риального мира, которая включа­ет в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей

Б. В узком смысле слова

· Круг людей, объединенных общно­стью цели, интересов, происхож­дения (например, общество ну­мизматов, дворянское собрание)

· Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (на­пример, современное российское об­щество, французское общество)

· Исторический этап в развитии человечества (например, феодаль­ное общество, капиталистическое общество)

· Человечество в целом

2. Функции общества

· Производство материаль­ных благ и услуг

· Распределение продуктов труда (деятельности)

· Регламентация и управление деятельностью и поведением

· Воспроизводство и социализация человека

· Духовное производство и регулирование активности людей

3. Общественные отношения - многообразные формы взаи­модействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.

· Материальные отношения – возникают и складывают­ся непосредственно в ходе практической деятельнос­ти человека вне его созна­ния и независимо от него. Это:

· Производствен­ные отношения

· Экологические отношения

· Отношения по детопроизводству

· Духовные (идеальные) отношения - формируются, предвари­тельно «проходя через со­знание» людей, определя­ются их духовными ценностями. Это:

· Моральные отношения

· Политические отношения

· Правовые отношения

· Художественные отношения

· Философские отношения

· Религиозные отношения