Ессе́и - ответвление иудейства, секта, существовавшая во времена Второго Храма, в частности - в период земного служения Христа (ориентировочно от II века до Р. Х. по третью четверть I в. от Р. Х.).

Чем ессеи отличались от представителей иудейства вообще?

Как известно, ко времени окончания периода Ветхого Завета религиозно-нравственное состояние иудеев не отвечало требованиям этого . Ложное, извращенное отношение к требованиям Божественной воли не позволило многим из них распознать во Христе Истинного ().

Между тем среди иудеев были и такие верующие, кто не только на словах, но и на деле стремились жить правильной и возвышенной жизнью (другое дело, что само понятие правильной и возвышенной жизни часто носило субъективный характер). Иногда такие люди ограждались от общества, вступая в особые, своего рода аскетические общины, где, как считалось, условия жизни отвечали нормам .

Такой общиной была секта Ессеев. Иногда (и нужно сказать, небезосновательно) её отождествляют с общиной, обитавшей возле Мертвого моря, в районе Вади-Кумран. Именно там, в 1947 году и в дальнейшем было обнаружено множество древних манускриптов, получивших, затем, всемирную известность как «Свитки Мертвого моря». Помимо библейских текстов свитки содержали свидетельства об условиях жизни местных поселенцев.

Для ессеев была характерна общность имущества, отсутствие деления на хозяев и рабов, уклонение от корыстолюбия, безбрачие. При этом они не чуждались брать на воспитание детей. Встреч с единоплеменниками, не входящими в состав их общины, они избегали.

Присоединение к секте было возможно после прохождения определенного искуса и испытания (как правило оно длилось три года).

Члены общины подчинялись строгому внутреннему Уставу, а также большинству и старшинству.

Ессеи верили в Единого Бога, признавали бессмертие души, чтили законоположника Моисея (тот, кто хулил Моисея, наказывался смертью), соблюдали субботы, остерегались произносить клятвы, молились при восходе и при заходе солнца, совершали очистительные жертвоприношения (но не в храме).

В столовой ессеи пребывали в тишине, словно в святилище. Повседневный обед членов общины состоял из одного блюда и хлеба.

Из земных занятий они предпочитали земледелие; кроме того занимались исследованием целебной силы растений, практиковали врачевание больных.

Совершавшие тяжкие грехи изгонялись из секты. Бывало, что таковые, будучи связаны присягой и убеждением в недопустимости принимать пищу не из рук собрата, питались исключительно зеленью и, как следствие, умирали. Иногда вконец обессиленные изгнанники принимались обратно.

Кто такие ессеи?

О ессеях много пишут Иосиф Флавий и Филон Александрийский, но ни словом о них не упоминается ни в Новом Завете, ни в Талмуде. Это недоразумение объясняют тем, что просто евангелистам и талмудистам кумраниты были известны под другим названием, да и сами кумраниты нигде не называли себя ессеями. О том, что, собственно, означает слово “ессеи”, до сих пор нет единого мнения среди исследователей. Так, например, Иосиф Клаузнер, трактует слово “ессей” как производное от сирийского хасей, хасая, что значит хасидим. В Талмуде они упоминаются не иначе как первые хасиды. Филон Александрийский, называя их “ессеями” сам не очень хорошо уверен в значении этого слова, он пишет: “По моему мнению, они получили (свое) название, хотя это и не в строгом соответствии с греческим языком, от своего благочестия (– благочестивые), так как больше других заботятся о Боге, и не тем, что приносят Ему в жертву животных, а тем, что стремятся иметь благочестивый (достойный служителя Бога) образ мыслей” . Есть гипотезы, объясняющие это название от отца царя Давида Иессея, есть и другие (всего гипотез на сегодняшний день насчитывается 20), хотя ни одна из этих теорий не имеет пока никаких убедительных доказательств.

Ессеев Иосиф Флавий называет “философской школой, преследующей особую святость”. Они “…еще более, чем другие (иудеи ), связаны между собою любовью. Чувственных наслаждений они избегают как греха и почитают величайшей добродетелью умеренность и поборение страстей. Супружество они презирают, зато они принимают к себе чужих детей в нежном возрасте, когда они еще восприимчивы к учению, обходятся с ними, как со своими собственными, и внушают им свои нравы. Этим, впрочем, они отнюдь не хотят положить конец браку и продолжению рода человеческого, а желают только оградить себя от распутства женщин, полагая, что ни одна из них не сохраняет верность к одному только мужу своему” .

Здесь следует заметить, что сам Иосиф Флавий расценивает целибат ессеев как достоинство, и причем, по-видимому, высоко ценимое среди евреев той эпохи. Филон Александрийский дает несколько иные сведения относительно ессейских воспитанников, он о них, видимо, просто ничего не знает:“Среди ессеев совсем нет детей, ни старшего, ни младшего возраста, так как неустойчивый характер, свойственный юному возрасту, побуждает к новшествам. Ессеи же – взрослые люди, уже клонящиеся к старости, не подверженные более телесным влечениям, не увлекаемые страстями, вкушающие несложную и поистине действительную работу” . В отношении безбрачия ессеев, свидетельство Филона совпадает с Иосифом: “Отлично видя, что брак – единственное, что может в большей мере разрушить их общность, они отказались от него и вместе с тем прекрасно соблюдают воздержание.

Никто из ессеев не берет себе жены, так как женщины самолюбивы и не в меру ревнивы и искусно влияют на образ жизни мужчины, склоняя его к себе (завлекая) постоянными чарами” . Все же есть основания больше доверять Иосифу Флавию, который, как он сообщает в своей автобиографической книге “Жизнь”, один год в молодости провел среди ессеев и был даже послушником у пустынника-ессея Банна.

В “Иудейской войне” Иосиф Флавий наиболее подробно описывает образ жизни, нравы и обычаи ессейской общины, о порядке приема в секту, чем-то напоминающем христианские монастырские уставы, он пишет: “Желающий присоединиться к этой секте не так скоро получает доступ туда: он должен, прежде чем быть принятым, подвергать себя в течение года тому же образу жизни, как и члены ее, и получает предварительно маленький топорик, упомянутый выше передник и белое облачение. Если он в этот год выдерживает испытание, то он допускается ближе к общине: он уже участвует в очищающем водоосвящении, но еще не допускается к общим трапезам. После того как он выказал также и силу самообладания, испытывается еще два дальнейших года его характер. И лишь тогда, когда он и в этом отношении оказывается достойным, его принимают в братство. Однако, прежде чем он начинает участвовать в общих трапезах, он дает своим собратьям страшную клятву в том, что он будет почитать Бога, исполнять свои обязанности по отношению к людям, никому ни по собственному побуждению, ни по приказанию не причинит зла, ненавидеть всегда несправедливых и защищать правых: затем, что он должен хранить верность к каждому человеку, и в особенности к правительству, так как всякая власть исходит от Бога. Дальше он должен клясться, что если он сам будет пользоваться властью, то никогда не будет превышать ее, не будет стремиться затмевать своих подчиненных ни одеждой, ни блеском украшений. Дальше он вменяет себе в обязанность говорить всегда правду, разоблачать лжецов, содержать в чистоте руки от воровства и совесть от нечестной наживы, ничего не скрывать перед сочленами; другим же, напротив, ничего не открывать, даже если пришлось бы умереть за это под пыткой. Наконец догматы братства никому не представлять в другом виде, чем он их сам изучил, удержаться от разбоя и одинаково хранить и чтить книги секты и имена ангелов. Такими клятвами они обеспечивают себя со стороны новопоступающего в члены” .

В “Иудейских древностях” Иосиф Флавий отмечает существенное отличие ессейской веры от тогдашнего традиционного иудаизма, он пишет: “Учение ессеев требует предоставить все на волю Божию; они признают бессмертие душ и считают стремление к справедливости высшею целью. В Храм они доставляют пожертвования, но сами они не занимаются жертвоприношениями, признавая другие способы очищения более целесообразными. Поэтому им запрещен доступ в общий Храм и они совершают свое богослужение отдельно. Впрочем, это наилучшие люди, которые всецело отдаются земледельческому труду” .

О ессеях также положительно отзываются и христианские отцы Церкви; так, св. Ипполит Римский †258 пишет:“(Ессеи) ведут благочестивейшую жизнь, любят друг друга и стремятся к воздержанию. Они отвергают волнения страсти, им ненавистно даже слышать о них. Они отказываются от брака, принимая же чужих детей, они усыновляют их и прививают им собственные обычаи, таким образом воспитывая их и приобщая к знаниям. Они не препятствуют браку, но сами воздерживаются от него. Они не допускают женщин, если даже те пожелают вступить в их секту, никоем образом не веря женщинам” .

Кроме всего прочего, ессеи славились своим целительским искусством. Филон Александрийский, в сочинении “О созерцательной жизни” называет их терапевтами, но при этом подразумевая не только врачевателей тела, но и духа. Иосиф Флавий пишет:“Преимущественно они посвящают себя изучению древней письменности, изучая главным образом то, что целебно для тела и души; по тем же источникам они знакомятся с кореньями, годными для исцеления недугов, и изучают свойства минералов” .

О том же свидетельствует также Ипполит: “Они много занимаются исследованием растений и камней, особенно интересуясь их действенной силой” .

Кто бы мог подумать, какие фантастические бредни породят эти, казалось бы, невинные свидетельства. Так, например, Иосиф Клаузнер приводит гипотезу, будто: “Ессеи учат Иисуса применять несколько целительных секретов, с помощью которых он совершает различные чудеса, или Лука, который был врач, пришел помочь ему в нескольких случаях мнимой смерти. Это что касается чудес, известных в народе и среди учеников. Но воскресение не могло быть не чем иным, как мнимым. Лука дал ему наркотические снадобья, которые сделали его нечувствительным к боли, и сразу же после того, как он, казавшийся с виду мертвым, был отнесен в пещеру, пришли Лука и Иосиф Аримафейский, который был ессеем, или же другие ессеи, которые своими белыми одеждами показались женщинам как ангелы, и вернули его к жизни из мнимой смерти. И так объясняются все чудеса, творимые естественным путем, которые для непонимающих выглядели сверхъестественными” . Таковы-то, по мнению Клаузнера и К°, ессеи, наши рыцари Правды, вот, оказывается, кто совершил этот “чудовищный обман человечества”, который называется Христианство.

Несмотря на суровость жизни, ессеи отличались прекрасным здоровьем и долголетием, о чем свидетельствуют и Иосиф Флавий, и Ипполит: “Они живут очень долго. Многие переживают столетний возраст. Причина, как мне кажется, заключается в простоте их образа жизни и в порядке, который они во всем соблюдают” .

“Большинство их долговечны, так, что есть даже старше ста лет”, – пишет Ипполит .

Однако этими относительно скромными сообщениями до самого последнего времени исчерпывалась вся информация о ессеях, и вот уже почти на протяжении двух тысяч лет она не пополнилась ни одним новым фактом. Отсутствие каких-либо документальных подтверждений существования ессейских сект даже привело некоторых критических ученых к гипотезе об их вымышленности или о своевольных интерполяциях монахов переписчиков, желавших таким образом подкрепить идеологические устои монашеского образа жизни. Эти гипотезы можно было принимать или не принимать, но их невозможно было опровергнуть. С открытием Кумрана, мы имеем не только археологическое подтверждение сообщений Иосифа Флавия и Филона, но и новые сведения, полученные, так сказать, “из первых рук”, т. е. литературные произведения самих ессеев.

Иосиф и Филон ставили численность современных им ессеев около 4000. Ессеи составили собой замкнутую и сплочённую группу. Рассеянные в Палестине, они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев , затем, решив что городская жизнь безнадёжно испорчена, удалились от неё и не посещали Ветхозаветный Храм . Плиний Старший отмечает их проживание в пустыне на северо-западе Мёртвого моря , где, в Кумране , были обнаружены рукописи общины аскетов проживавшей здесь во времена Христа, которую большинство исследователей отождествляют с ессеями. Ессеи, вероятно, были и среди последователей Христа, но многие также не приняли Его, превратились в иудействовавшие гностические секты и вскоре сошли на нет. Многие участвовали в I Иудейской войне .

Из других еврейских сект этой эпохи, практиковавших отшельнический образ жизни, известны терапевты (фирапевты) и гемеро-баптисты ; рвение ессеев сравнивают с фарисеями . Степень связи ессеев с этими и другими течениями в иудейской среде времен Христа спорна. Некоторые исседователи предпологали связь ессеев с позднейшим хасидизмом , каббализмом и разнообразными тайными обществами.

Вероучение и устройство

Ессеи верили в необходимость личного благочестия, стремились к аскетизму и жили замкнутым братством. Вступающий в общину должен был под страшной клятвой дать обет: чтить Бога, быть справедливым ко всем, никому не вредить, быть врагом неправды, сохранять верность властям, достигши власти не превозноситься, не отличать себя от других особой одеждой и украшениями, обличать ложь и любить истину, ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать, воздерживаться от незаконной прибыли, догматов ессейского учения никому не передавать, не употреблять клятвы, верно хранить писания ессеев и имена ангелов . Моисея Боговидца они почитали непосредственно после Бога, поэтому особо строго блюли субботу и наказывали смертью хулу на Моисея. Строго соблюдали предписания ритуальной чистоты , тяготели к предельно отягощённому толкованию Моисеева Закона . Верили в физическое воскресение мертвых. Учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни – в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Верили в предопределение .

Согласно Иосифу Флавию одни вступали в брак , другие были безбрачны, но принимали и воспитывали чужих детей. Среди вступавших в брак, как только жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей.

Ессеи презирали украшения, не мазались маслом, носили одну и ту же одежду до её полного износа, но во время трапезы поверх своей одежды, надевали особого покроя белое платье. Отвергали войну и рабство. Ессеи вставали до восхода солнца, приветствовали восход молитвой и не говорили ни о чём житейском. Занимались преимущественно земледелием, все потребное изготовляли сами. По окончании работ купались в холодной воде затем садились за трапезу, причём оба действия имели смысл религизных.

Чтобы присоединиться к ессеям, нужно было пройти 3-летнее испытание, после которой принести клятву верности. В общине было строгое подчинение начальству. Община разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причем они разделялись так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Имелись свои судьи. Доходами распоряжались избранные попечители и священники. Они помогали бедным, включая тех которые не принадлежали к их общине.

Святые о ессеях

1. За этой ересью следует еще некая другая, тесно связанная с прежними, так называемая ересь оссеев. Они, как и прежде исчисленные, иудеи же, лицемеры нравами и страшные выдумщики. Вышли они, как говорит дошедшее до нас предание, из страны набатеев , из Итуреи , из страны Моавитской и Ариэлитидской . Род оссеев, по истолкованию сего имени, означает род крепкий. К ним впоследствии, во времена царя Траяна , по пришествии Спасителя, присоединился так называемый Элксай (Ἠλξαΐ), который был лжепророк. Он написал книгу в виде пророчества или как бы по вдохновенной свыше премудрости. Говорят же и о другом некоем Иексее (Ἰεξαῖον), брате первого. Это был человек непостоянного нрава, обманщик в душе; происходя от иудеев и держась иудейского образа мыслей, жил он не по Закону , вводил одно вместо другого, и сложил собственную свою ересь. Повелевал клясться солью, водою, землею, хлебом, небом, воздухом и ветром, вменяя клятву в служение им; некогда же назначил еще семь других свидетелей, разумею - небо, воду, ветры, святых, как говорит, ангелов молитвы, масло, соль и землю. Он чувствует отвращение от девства, ненавидит воздержание, принуждает к браку. Вводит же какое-то мечтательное сочинение, как бы под именем апокалипсиса. Учит быть лицемерами, сказав, что нет греха, если придется во время наставшего гонения поклониться идолам, только бы поклонение было не по совести, и исповедуемое устами, не было в сердце.

Сей-то еретик первоначально принадлежал к упомянутой выше так называемой ереси оссеев, остатки которой и доныне есть в той же земле набатеев и в Перее , смежной с Моавитскою страною. Род сей ныне называется сампсеями (Σαμψαίων). Мечтают же, что еретик сей именуется сокровенной силой от слов: «эл» - «сила» и «ксай» - «сокровенный». Но все эти горделивые усилия обличены и сильно постыжены людьми, способными уразуметь и в точности исследовать истину. Со дней еще Констанция и доселе до нынешних царей ясно обличаются. Ибо до Констанция некоей Мартус (Μαρθοῦς) и Мартане (Μαρθάνα), двум сестрам из рода сего еретика, в стране их покланялись как божествам, потому что происходили они от семени упомянутого выше Элксая. Мартус умерла недавно, а Мартана жива и доныне. Их слюни и другие телесные нечистоты заблуждавшиеся еретики разносили по той стране для врачевания болезней. Действия от них не было, но заблуждающийся всегда упорен и готов отдаться в обман, потому что порок есть слепота и заблуждение есть недостаток благоразумия. Но долго ли тратить мне время, рассказывая об этом чародее все то, что лгал он против истины?

3. Во-первых, учил отрицаться от веры, говоря, что в скверных идольских жертвах можно участвовать лицемерно; потом к обману слушателей утверждал, что можно от собственной своей веры отрекаться устами - и не иметь греха. Посему болезнь еретиков была неисцелена и не оставалось возможности их исправить. Ибо если уста, исповедующие истину, предуготованы на ложь, кто поверит им, что сердце их не исполнено обмана, когда Божие слово, поучая Духом Святым, ясно говорит: «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10)? Кроме того, он исповедует, правда, Христа по имени, говоря: Христос - великий Царь; но по причине хитрого и сбивчивого словосочинения в книге его пустословий мало понял я, о Господе ли нашем Иисусе Христе говорит он? Ибо не определяет этого, но просто называет Христом, как будто, сколько поняли мы, означает или ожидает некоего другого. Он запрещает молиться на восток, говоря, что должно не восток иметь в виду, но из всякой страны обращать лице к Иерусалиму , и кто молится с востока, тому иметь в виду Иерусалим, обращаясь на запад, а кто с запада, к нему же должно обращаться на восток: а с юга и полдня - на север, и с севера - на полдень, чтобы везде лице было прямо против Иерусалима. И смотри, какое сумасбродство у обманщика! Проклятию предает жертвы и жертвоприношения, как чуждые Богу, и вовсе никогда не приносившиеся Богу отцами и по Закону, и говорит, что должно молиться там в Иерусалиме, где были жертвенник и жертвы, отрицая между тем и ядение мяса иудеями, и иное, и жертвенник, и огонь как чуждый Богу. А что угодна Богу вода, огонь же чужд, сие выражает он следующими словами: не идите, чада, на вид огня, потому что вы в заблуждении; такой вид есть заблуждение; ибо видишь, говорит он, что огонь весьма близко, а он далеко от тебя; не идите на вид его, а идите лучше на глас воды. И мифологии его многочисленны.

4. Потом изображает Христа, что Он есть некая сила, и означает меру Его: длину двадцати четырех схин, то есть девяноста шести миль, ширину шести схин - двадцати четырех миль; а подобно сему придаст чудесную толщину, мифословя о ногах и о прочем. Говорит, что есть и Дух Святой, и что Он женского пола, подобен Христу, в виде кумира, стоит на облаке между двух гор. О прочем умолчу, чтобы слух читателей не приучить к мифословию. Некими же словами и пустыми звуками обманывает, напоследок в книге говоря: никто не доискивайся толкования, но произноси только это в молитве; сами же речения перенес из еврейского языка; почему понимаем отчасти, что ничего не значат его мечты. Ибо приказывает говорить: абар анид моиб нохилэ даасим анэ даасим нохилэ моиб анид абар селам (ἀβὰρ ἀνὶδ μωῒβ νωχιλὲ δαασὶμ ἀνὴ δαασὶμ νωχιλὲ μωῒβ ἀνὶδ ἀβὰρ σελάμ). Слова эти в переводе объясняются так: да мимо идет унижение, последовавшее от отцов моих, по причине осуждения их, попрания их и труда их, попранием в осуждении ради отцов моих, от мимошедшего унижения в апостольстве совершенства. На нем же исполняется все сие, потому что истощаются сила его и заблуждение. Если же кто из любви к утонченным исследованиям пожелает слышать перевод каждого слова одного за другим; то не замедлим сделать и это, и, удовлетворяя во всем тех, кому угодно с мелочною требовательностью слышать самые речения еретика, рядом с каждым из сих речений выставим и перевод. Он таков: «абар» - «да мимоидет», «анид» - «унижение», «моиб» - «которое от отцов моих»; «нохилэ» - «осуждения их»; «даасим» - «и попрания их»; «ани» - «и труда их»; «даасим» - «попранием», «нохилэ» - «в осуждении»; «моиб» - «ради отцов моих»; «анид» - «от унижения»; «абар» - «мимошедшего»; «селам» - «в апостольстве совершенства».

5. Такова упомянутая выше ересь оссеев: она держится иудейского образа жизни в том, что субботствует , обрезывается и делает все, требуемое Законом, а отвергает только, подобно назареям , книги. Но в этом расколе есть разности с другими из сих шести ересей. В опровержение ее достаточно будет сказать, что она чужда Богу, потому что Господь ясно говорит: «священники в храме нарушают субботу» (Мф. 12:5). Какое же это осквернение субботы? То, что в субботу никто не делает никаких дел, а священники, совершающие в храме жертвы, нарушали субботу, оскверняя непрестанным приношением в жертву животных.

Миную и эту ересь, потому что этот Элксай сходится еще с эбионитами , бывшими по Христе, и с назареями , появившимися еще позднее. Им пользовались четыре ереси, потому что обольщены его заблуждением, именно: эбиониты, потом назареи, оссеи, прежде него и с ним вместе бывшие, и назареи , выше мною представленные.

А чудные ессеи, разве не жили они, по свидетельству пророка Иеремии , именно иноческой жизнью? Иосиф евреин пишет, что они презирали брак и отвращались, как от зла, от наслаждений, живя в целомудрии и воздержании, приходящих же к ним и желающих подражать их житию принимали не просто так, но сначала требовали от них страшных клятв среди народа в храме. Приходящие прежде всего клялись жить благочестиво и служить всей чистой душой и телом Богу, затем – быть справедливыми с людьми и до самой смерти отвращаться от сладостной и приятной жизни. Кроме того, клялись не забывать ни одного предания, во всем придерживаться этих боголепных начинаний. Ессеи принимали чужих малолетних детей, учили их своему образу жизни и обходились с ними как с родными. Они возносили молитвы и пение Богу, от полночи до зари; когда же восходило солнце, старший посылал их, и они работали до шестого часа, с трезвением и благословением. Этой премудрости и сам Иосиф приобщился: услышав о некоем человеке, который проводил постническую жизнь в пустыне, носил одежду из ветвей и вкушал то, что выросло само по себе, – Иосиф пришел к нему и провел с ним в пустыне три года. Итак, разве не иноческую жизнь проводили эти дивные подвижники, еще во времена

Ессеи (ессены, эссены) - члены предхристианских тайных организаций, существовавших на территории палестинских государств. Историки связывают зарождение этих общин со вторым веком до рождения Христа. Большинство ессеев жило на западном берегу Мертвого моря. Многими исследователями они идентифицированы с Кумранской общиной, которая создала "Свитки Мертвого моря".

Ессеи (от арамейских "хасен, хассия" - слуги Божии, святые, благочестивые, или "асен, ассия" - целители) в талмудической литературе именуются "первыми хасидами". Позднее хасидами стали называть иудейских мистиков, мудрых и проницательных учителей-рабби.

Отсутствие торговли, занятие ремеслом и земледелием, умение защитить себя - обеспечивали полную самостоятельность ессейских общин. Члены ессейских орденов, связанных между собой, селились в пустынях, окрестностях городов и селений. У них не было своих городов, но рядом с каждым жили многие. Путешествующие ессеи всегда могли найти кров и поддержку в любом из домов единоверцев.

Вступающие в ордена проходили испытательный срок в течение трех лет, переходя на скромное "безубойное" питание и изменяя свой образ жизни. Посвящая себя совершенствованию, давая обет, который подразумевал преданность общине, они руководились тремя основными принципами: любовью к Богу, любовью к добродетели, любовью к человеку. Нарушившие подвергались осторожному и выверенному наказанию.

Этическое развитие было основой их духовного продвижения. Воздержание от клятв, лжи, равнодушие к наслаждениям, умеренность, скромность, постоянство входили в "нравственный кодекс общины". Ношение белых одежд было символом духовной чистоты (часто ессеев называли "братство чистых"). Отказавшись от храмовых жертвоприношений и посещения синагог, они создавали "храм человеческий", где "воскурения пред Богом" совершались в виде добрых дел. Высшим наказанием считалось изгнание из ордена.

Учение ессеев говорило о "тленности" тела и всего материального. Человеческие души - бессмертны имеют преджизненное существование. Они, воплощаясь, соединяются с телами, как с темницами. После смерти тел очищенные души попадают в "мягкий эфир", для дурных душ уготована "мрачная бездна". Знания философии, логики и физики ессеи подчиняли бытию Бога.

О духовных упражнениях ессеев, использовавшихся учениками, можно судить лишь из кратких литературных упоминаний. Применялись глубокие медитации, посты, специальные молитвы.

Иоанн Креститель, по прозвищу Ха-Матбил - "тот, кто омывает", был одним из ессеев. Покинув кумранский орден, он поселился на берегу Иордана: "был послан всему народу израилеву". "Покаянной тевиллой" назвал Иоанн Креститель ессейский ритуал омовения, символизирующий внутреннее очищение. Прежде, чем зайти в воду, приходившие исповедовали свои грехи. Наставник требовал переоценки всей жизни, полного внутреннего переворота. Буквальный смысл его возгласа: "Исуву!" таков: "Опомнитесь, обратитесь, покайтесь!". Близкие ученики Иоанна Крестителя, Андрей и Иоанн по прозвищу "Сын грозы", были призваны Иисусом за свои пламенные натуры и стали Его апостолами.

Г.И. Гурджиев, путешествовавший по Востоку, упоминает посещение монастырей ессеев. В частности, он описывает их "бдение", которое, по-видимому, было общим приемом их работы. "Бдение" - это "самоосознание", "самовспоминание" себя всегда, в т.ч. в критических ситуациях.

А вот свидетельство о ессеях времен иудейского восстания (ок. 68 г. н.э.): "Улыбаясь в мучениях и насмехаясь над теми, кто их пытал, они испускали дух в радостной уверенности, что снова его обретут".

Ессеи селились общиной в удаленных местах, стараясь почти никак не контактировать с окружающим миром. Имущество у них было общим, жен они не имели, считая, что этим они связали бы себя с грешным миром. Правда, пребывание женщин и детей в общине категорически не запрещалось. Ессеи строго соблюдали букву закона, которая, согласно их мнению, только и могла спасти человека. Основателем учения был учитель праведности, живший во втором веке до Р. Х., разошедшийся в свое время с религиозными кругами Израиля и учредивший свою общину на монастырский лад. Ессеи верили в грядущую гибель Израиля и ожидали прихода Мессии.

Как правило, ессеи руководствовались солнечным 364-дневным календарем, в отличие от иудеев, ориентирующихся на лунный. Общинные трапезы-сисситии начинались и заканчивались у ессеев молитвами к Богу. Также и вставая до рассвета в полном молчании, обращаясь на восток, каждый ессей возносил молитвы. Встающее утреннее солнце символизировало для ессеев Божественную Мудрость. В их практику входило исполнение священных гимнов и мантр, сопровождавшихся жестикуляцией и плавными движениями.

Одним из направлений их совершенствования было целительство. Их успехи в терапии были более сильными, чем у городских врачей, поскольку ессеи лечили не только тело, но и душу, увязшую в страхе, наслаждениях и желаниях. Они большое значение придавали чистоте души и тела, давали людям практические указания - как поддерживать в хорошем состоянии свой организм.

В манускрипте "Евангелие Мира Иисуса Христа" от ученика Иоанна, врачеватель из секты ессеев-терапевтов в I веке н. э. так обращается к больным людям:

"Сыны человеческие, Вы забыли, чьи Вы дети. Ваша мать - Земля. И все, кто живут на земле, должны жить по законам Природы. Здоровье - естественное состояние Человека. Болезнь - это ответ Природы на неразумное поведение человека. Чтобы стать на путь здоровья, попросите у Матери-Земли, трех помощников - Ангела Воды, Ангела Воздуха, Ангела Света. Первым придет на помощь Ангел Воды. Найдите большую тыкву с полым стеблем в рост человека, обчистите ее изнутри, заполните ее водой, прогретой в реке Солнцем. Повесьте тыкву на дерево, а полый стебель вставьте себе в кишечник сзади. Станьте на колени и преклоните голову низко к земле. Молите Мать-Землю избавить Вас от грехов, что нажили вы в обжорстве. Когда вода, омыв кишечник, выйдет из вас, вы своими глазами увидите, вы своим носом ощутите, вы своими пальцами можете попробовать, какие омерзительные камни носили вы в себе. Как быть вашему телу здоровым, а разуму незатуманенным? И так продолжайте всю неделю, воздерживаясь от сытой пищи. Только тогда вы познаете, какое это счастье - жить в чистом теле. И сделайте один, единственно возможный для разумного человека вывод: человек, омывающий себя только снаружи, подобен гробнице, заполненной зловонными камнями и украшенной дорогими одеждами".

Ессеи широко использовали покаяние, как метод этического очищения души. На общих собраниях "близких по духу" кающийся адепт искренне рассказывал о своих ошибках и несовершенствах. Очевидцы также утверждают, что они редко ошибались в предсказаниях.

Ессеи деятельно занимались изучением и переписыванием Священного Писания, а также составлением различных комментариев на его отдельные книги. Дело в том, что до этого открытия самый древний оригинал Писания относился к Х веку по Р. Х., что и дало повод критикам утверждать, что за тысячу лет, прошедших со времени падения Иудейского царства, текст резко изменился. Но открытие в Кумране заставили замолчать даже самых рьяных противников Библии.

В один из летних дней 1947 года бедуинский мальчик Мухаммед эд-Дхиб пас стадо и случайно обнаружил древние кожаные свитки в одной из пещер, которая располагалась в 2-х километрах от северо-западного побережья Мертвого моря, в местечке Кумран. Эти несколько кожаных свитков, проданных за бесценок маленьким пастухом, послужили толчком к началу раскопок, которые, поистине, стали сенсационными.

Планомерные раскопки начались в 1949 году и продолжались до 1967 года под руководством Р. Де Во. В ходе них было откопано целое поселение, погибшее в первом веке по Р. Х. Это поселение и принадлежало иудейской секте ессеев, которые наряду с фарисеями и саддукеями, представляли собой одно из направлений иудаизма.

Кумраниты спрятали свою библиотеку в пещерах, спасая ее от римлян, опустошивших страну в ходе Иудейской войны (около 73 гг. н. э.), когда община погибла, но свои свитки успела укрыть в потаенных местах, где они и пролежали до 1947 года. Именно эти свитки и произвели своего рода взрыв в научном мире.

В были найдены сотни текстов всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь. При проведении сравнительного их анализа с современным текстом Библии выяснилось, что они являются полностью тождественными. За тысячу лет ни одна буква в Писании не изменилась. Кроме этого было доказано авторство книг Библии, которые стоят в их заглавиях. Даже многие места и хронология Нового Завета были подтверждены, как, например, датировка послания апостола Павла к Колоссянам и Евангелие от Иоанна.

Заметим здесь в дополнение, что еще в 19 веке в манускриптах библиотеки буддийского монастыря Химис (Гималайские горы) было найдено Повествование о неизвестном периоде жизни Иисуса Христа. По этому преданию, "Исса - человек, благословленный Богом", в 13 лет, тайно оставив дом, ушел из своей страны с купцами. Знакомившись с различными учениями, священными писаниями - Ведами, Пуранами, Сутрами, - Он начал проповедовать новое знание среди языческих народов, говоря о существовании Единой Вселенской Силы - Бога-Отца. К 30 годам Иисус вернулся в Иудею, где затем был распят. Так следует из Повествования.

В общинах ессеев было достаточно много записей, изречений Иисуса, описаний Его биографии и проповедей Его последователей. Начиная с 4 века церковное христианство стало заботиться о "чистоте" письменной традиции, устранив все нежелательные для чтения тексты. Лишь 27 произведений были признаны каноническими. Но многие апокрифические (не вошедшие в число тех 27) произведения впоследствии были найдены в библиотеке гностиков (Наг-Хаммади, Египет, 1945) и в библиотеке кумранской общины.

Кто такие Ессеи? Они представляли собой членов кумранской общины. Известно об этом от Филона Иудейского или Александрийского (25 до н. э. - 50 н. э.) и Иосифа Флавия (37-100). Об общине также упоминает Плиний Старший (23-79). По сути, община являлась иудейской сектой. Её возникновение датируется 20-ми годами II века до н. э.

Представители секты жили в городах и селениях на землях Иудеи. Объединяло этих людей единство религиозных взглядов и образ жизни. Они оказывали яростное сопротивление эллинизму. То есть выступали против распространения греческого языка и насаждения греческой культуры в тех странах, которые после смерти Александра Македонского стали вотчинами его военачальников (диадохов).

Проповедник ессей призывает людей к праведной жизни

Видимо борьба ессеев не увенчалась успехом, так как они вынуждены были покинуть города и деревни. Чтобы сохранить самобытность и традиции, этот древний народ основал отдельную колонию на северо-западном берегу Мёртвого моря. На новых землях переселенцы жили замкнутой жизнью, не пуская к себе чужаков.

Во главе сообщества стоял праведный учитель. В его задачу входило подготовить путь для мессии. Последний должен был появиться в «конце дней». Конец же наступал после 40-летней войны. Её исходом должна была стать победа «сынов света» над «сынами тьмы».

Все представители общины давали обет безбрачия. Но чтобы сообщество, в конце концов, не выродилось, ессеи брали на воспитание чужих детей. Им с детских лет прививалось соответствующее мировоззрение. В коллектив колонии мог также попасть любой желающий, разделяющий взгляды её членов. При этом назначался испытательный срок. Продолжался он три года.

При вступлении в сообщество давалась клятва. Новичок торжественно обещал почитать Бога, не приносить никому вред, не выделяться среди других одеждой и не носить украшения. Он также заверял членов братства, что неустанно будет обличать тех, чьи уста глаголют ложь, и искренне любить истину. Никогда не посмеет воспользоваться незаконной прибылью и ни слова не скажет посторонним о делах и устремлениях сообщества.

Человек, нарушивший клятву, изгонялся из колонии. В этом случае он не имел права принимать пищу, так как это категорически запрещалось делать вне сообщества. Умирая от голода, несчастный просил, чтобы его взяли обратно. В большинстве случаев просьба удовлетворялась. Нарушитель возвращался в родной коллектив, и считалось, что он искренне раскаялся.

Всё сообщество делилось на общины. Это были как бы отдельные семьи. Каждая из них жила в одном доме. В большинстве случаев членов общины не связывали родственные отношения. Просто люди объединялись в группу и сосуществовали вместе. В таких семьях столовались все за одним столом, а дети почитали старших, как своих отцов, оказывая им соответствующие почести.

Безбрачие члены общины считали выше по статусу, нежели брак. Поэтому семьи создавались лишь в те годы, когда пожилых людей становилось слишком много. В этом случае половые отношения продолжались лишь до тех пор, пока женщина не беременела. После этого всякие интимные контакты прекращались.

Ессеи чётко разделялись на четыре касты. Совершенствуясь душой, любой член сообщества мог подняться от самой низшей касты до высшей. Пройдя весь путь и оказавшись на вершине иерархической лестницы, человек обретал определённые способности и мог предсказывать будущее. Эти люди также становились странниками. Шли они в города и деревни, чтобы обратить в свою веру заблудших.

Ярким представителем кумранской общины являлся , живший в 6 году до н. э. - 30 году н. э. Именно он крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа. В это можно верить, можно не верить, но в любом случае что-то было в то далёкое время. И именно это что-то оставило неизгладимый след на всей дальнейшей истории человеческой цивилизации.

Иоанн Креститель входил в высшую касту ессеев. Он оставил общину и пошёл к людям. Призывал их к раскаянию, убеждал смирить гордыню и умерить алчность. Долго жил в пустыне, довольствуясь малым. Конец его жизненного пути был трагичен. Благодаря козням царицы Иродиады, Иоанну Крестителю отрубили голову. Он считается последним из пророков, предвещавших появление мессии.

Трагически сложилась судьба и всей кумранской общины. Она также носит названия общины Мёртвого моря и общины обновлённого завета . В 37 году до н. э. римляне захватили Иерусалим. В 66 году вспыхнуло восстание против захватчиков. Ессеи принимали в нём активное участие.

Римские легионеры значительно превосходили по численности восставших, и те были вытеснены из своих поселений. Спасались они в пещерах, но, в конечном счете, были все истреблены. Память об общине померкла, и вообще исчезла бы из памяти людей, если бы не мальчишки пастухи. Они абсолютно случайно обнаружили пергаментные свитки в пустынной местности Вади-Кумран в 1947 году. Именно эти древние манускрипты и раскрыли тайну загадочного народа.