Познакомиться с жизнью Саратовской православной духовной семинарии, ее воспитанниками я приехала в полдень. В это время обычно в светских учебных заведениях занятия завершаются, а в духовной семинарии учебный процесс в самом разгаре. Впрочем, он здесь никогда не прекращается. Строго регламентированный распорядок дня — непременное условие жизни воспитанников семинарии. Закрытость от внешнего мира дисциплинирует будущих батюшек, воспитывает терпимость, уважение друг к другу, братские отношения. Поэтому и называют семинаристов не студентами, а воспитанниками.

Главная аудитория — храм

От прошлой жизни здесь осталась лишь широкая металлическая лестница с коваными перилами, в остальном трудно узнать здание бывшей кузницы педагогических кадров. Сейчас здесь все по-другому: красиво, просторно, идеальная чистота и множество икон. Для духовного образования священнослужителей есть все необходимое, но главная аудитория — храм, в котором семинаристы проходят навыки литургической жизни, несут пономарское и певческое послушание, получают первый опыт пастырского служения и церковной проповеди.

В церковном вузе все не так, как в других учебных заведениях. Педагоги уважительно обращаются к студентам в рясе не просто по имени, а «отец». На любом курсе можно встретить священников, служащих на приходах, настоятелей храмов, хотя до получения диплома им еще далеко. Критерии посвящения в сан, т. е. в профессию, здесь другие — духовные.

Хочу служить Богу и людям

Второкурснику священнику Артемию Добрынину, настоятелю храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Приволжское Ровенского района, руководителю миссионерского отдела Покровской епархии, я задала традиционный вопрос, который при поступлении в семинарию задают всем абитуриентам: «Почему Вы решили стать священником?»

— Этот же вопрос мне задал Владыка перед благословением на учебу. Я ответил, что хочу послужить Богу и людям. У меня был перед глазами замечательный пример такого служения. Я тогда жил в Марксе и часто наблюдал, как наш местный батюшка, протоиерей Валерий Генсицкий, общался с прихожанами — как отец родной. Это произвело на меня огромное впечатление и зародило желание тоже стать священником.

Даже мне самому эта мысль казалась тогда невероятной, потому что у меня было все, о чем может мечтать молодой человек. Подростком я уже профессионально занимался баскетболом, был мастером спорта, хорошо зарабатывал, играл за сборную России. Словом, никаких проблем не было. Но не было и понимания: зачем живу? Однажды, сломав ногу во время игры, я надолго засел дома и решил почитать Евангелие. Книгу, подаренную мне когда-то крестным, никогда до этого не открывал. И был буквально ошарашен тем, что мне открылось: я понял, что живу неправильно, и так живет большинство моих сверстников. Я стал ходить в храм, читать духовную литературу, больше узнавать о Православии.

Помню свою первую исповедь: очень волновался, но отец Валерий меня поддержал, сказав: «Ты приходи почаще». С тех пор я не пропускал ни одной службы, но и спорт не бросал. Наступил Великий пост, и впервые я постился по-настоящему, по-христиански. Мои товарищи по команде смотрели на меня, как на сумасшедшего, они не понимали, зачем я это делаю, ведь соревнования требуют большой физической отдачи. А я, постясь, чувствовал себя в прекрасной физической форме.

Когда пришла мысль об учебе в духовной семинарии, я поделился ею с отцом Валерием, потом написал письмо Владыке, и он при встрече благословил меня на учебу. Родители до последней минуты, пока я не сел в автобус, не верили, что я так резко переверну свою жизнь. Учеба в семинарии убедила в правильности выбора. Я нашел свое место, и на втором курсе был рукоположен в священнический сан. Господь так управил, что сейчас и вся моя многочисленная родня воцерковилась. Половина нашего прихода в Марксе — мои родственники.

— Вы семейный человек, должны содержать семью. Скажите, священство для вас — это работа?

— Если сказать одним словом, то это радость. Как только начинаешь ощущать храм Божий как место своей работы, ты уже просто исполнитель различных треб, а не священник.

…Кстати, со спортом молодой священник окончательно не простился. В своем селе отец Артемий намерен тренировать ребят, так что будет скоро православная баскетбольная команда.

В храме продолжается наше обучение

Четыре года назад к священнику Виктору Тихонову, ключарю Свято-Троицкого кафедрального собора, подошел молодой человек и попросил разрешения служить в алтаре, тут же раскрыв свои планы на будущее: он намерен поступить в духовную семинарию и стать священником. Его взяли, служил пономарем, потом иподиаконом, через год поступил сразу на второй курс семинарии — у будущего священника уже было высшее юридическое образование. Еще через год семинарист Шматко стал отцом Георгием. Вот так все быстро произошло в его жизни, хотя шел к своей цели молодой батюшка долго, преодолевая сомнения и непонимание своих близких.

— Это был, конечно, не спонтанный шаг. Уже в старших классах я стал читать духовную литературу, задумываться о смысле жизни и все больше склонялся к мысли о том, что не может человек из поколения в поколение приходить на эту землю только для того, чтобы есть, пить, производить потомство, и опять все по одному и тому же кругу. Мне казалось это бессмысленным. Есть такое понятие — богоискательство. Так вот я занимался этим довольно долго, увлекался многими философскими и религиозными идеями, пока не осознал, что истина в Православии.

— Кто повлиял на Ваше мировоззрение?

— Этот путь я прошел самостоятельно. В моем окружении в то время не было ни одного верующего человека, поэтому никто меня не поддерживал в моих исканиях, наоборот, отношение ко мне становилось все более отрицательно-подозрительным. Вроде был обычным человеком, мог сделать приличную карьеру, хорошо зарабатывать, и вдруг для всех окружающих стал инопланетянином. Прошло время, я сделал самый важный в своей жизни выбор, и все встало на свои места.

— Ваша жизнь сильно после этого изменилась?

— Поменялось все, даже друзья и знакомые. В Церкви я обрел новую семью, здесь встретил свою будущую жену. С нашим храмом, куда меня когда-то маленьким мальчиком приводила изредка мама, связана теперь вся моя жизнь.

— Жизнь священника спокойной не бывает, Вы никогда не сможете полностью принадлежать себе, своей семье.

— В этом и состоит смысл нашего служения. Священник призван приводить людей к Богу, к вечной жизни. Ответственность колоссальная. Нужно постоянно помнить о своем священстве, в любую минуту идти туда, где ждут твоей помощи, нужно всегда оставаться священником, в том числе и выйдя за двери храма. Только так можно стать хорошим батюшкой, которого будут слушать и любить прихожане.

— Вы недавно стали священником. Не сложно ли учебу в семинарии сочетать с церковной службой, семейными заботами?

— Сейчас я служу обязательный для вновь рукоположенных сорокоуст, это значит в течение сорока дней ежедневные Литургии и вечерние богослужения. Батюшка и должен служить не когда захочет, а сколько нужно его прихожанам, так что надо привыкать. С учебой, конечно, сложновато, успеваю только на половину занятий. В семинарии идут на встречу, ведь в храме продолжается наше обучение.

Священство — нескончаемый труд

Воспитать из вчерашних школьников пастырей — дело непростое, поэтому при приеме в духовную семинарию обращают внимание не только на багаж необходимых знаний, но, главное, на духовное состояние будущих батюшек. Далеко не каждому можно доверить предстать перед Престолом Божиим, быть проводником между Богом и людьми.

Сегодня на приходах служат много молодых священников. Открывающиеся храмы нуждаются в священнослужителях, их не хватает. И кадровый дефицит, и Промысел Божий, незримо действующий в жизни тех, кто готов его принять, — видимо, все сошлось воедино. Дорога в семинарию Андрея Касимова, несущего послушание старшего иподиакона, во многом схожа с тем путем, который прошли его товарищи по семинарии.

Андрей вырос в семье, в которой о религии вообще не говорили. Но школьная учительница по истории, казашка по национальности, часто любила повторять: «Историю надо знать, как “Отче наш”». Мало кто в классе понимал, что это такое. Любознательный парень выяснил, что с этих слов начинается молитва Господня. Начал самостоятельно читать Евангелие, втайне от родителей поститься. В поселке Трудовой Питерского района храма не было, но к тому времени тема Православия присутствовала во многих СМИ, и Андрей все чаще стал задумываться о вере.

Поступив учиться в СГУ на факультет журналистики, он стал прихожанином саратовского Свято-Троицкого собора, в котором и принял Таинство Крещения. Первое послушание — чтение на клиросе — Андрей получил от бывшего настоятеля храма, нынешнего Епископа Покровского и Николаевского Пахомия.

Молодой человек оказался в ином мире, с другими человеческими отношениями, и уже не хотел возвращаться в прежнюю среду. Настал момент, когда нужно было решить: продолжать учебу в университете или посвятить себя Церкви. Нелегким испытанием стало для молодого человека категорическое неприятие родителей его решения учиться в духовной семинарии. Он вынужден был уйти из дома, тяжело переживал этот конфликт, но настоял на своем. Сейчас Андрей учится уже на последнем курсе.

— Не тяжел ли для воспитанников семинарии армейский режим, жесткие рамки, в которых вы живете все пять лет обучения? Можно ли привыкнуть молодому человеку к жизни, в которой все совершается по звонку?

— Выдерживают не все, почти половина семинаристов по разным причинам уходит, так и не доучившись. Но я бы не стал называть нашу жизнь в семинарии «жесткими рамками». Это те условия, которые необходимы человеку, если он христианин и тем более готовится к пастырскому служению. Нас учат понуждать себя во всем, при этом помнить, что та планка, к которой мы стремимся, всегда будет оставаться недостигаемой. Священство — нескончаемый труд, и к нему нас готовят в семинарии. Царство Небесное силой берется, как сказано в Евангелии. А с мамой своей я помирился, слава Богу!

В одном из интервью Ректор духовной семинарии Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин признался, что во время бесед с поступающими на учебу абитуриентами пытается понять, что внутри у человека, зачем он переступил порог семинарии. А в начале нового (2016-2017) учебного года в традиционном обращении к семинаристам пожелал им за годы учебы развить в себе самое главное — любовь к богослужению, Богу и людям.

Ольга Стрелкова

Наверное, перед каждым человеком вставал вопрос о смысле собственной жизни - в какой-то момент более остро, в какой-то менее. Но именно от решения этого вопроса зависит направленность человеческой деятельности, человеческого бытия.

Жизненное самоопределение начинается с детства. Человек познает мир, его добрые и отрицательные стороны. И в этом процессе познания важно сделать собственный выбор в системе ценностной ориентации: что именно, добро или зло он будет привносить в мир человеческих взаимоотношений. Чем будет руководствоваться в своих поступках - мотивами любви или мотивами эгоизма.

Принято считать, что важнейшим шагом в личном самоопределении является выбор профессии. Каждая профессия связана с определенным видом деятельности, которая несет определенную нравственную нагрузку. Несомненно, профессии врача, школьного учителя по своему характеру отличаются от многих других. В основе их деятельности лежит самоотдача, любовь, сострадание. Специфика работы учителя или врача заключается в том, что здесь необходима не только сумма профессиональных знаний, но и доброе любящее сердце. Именно оно помогает делать невозможное: неотступно сидеть у постели больного, переживать и сорадоваться, терпеть и восхищаться.

Есть еще одна область человеческой деятельности, которая требует большей самоотдачи, большей любви и сердечной чистоты - это служение священника. И подобно тому как представители светских профессий однажды приняли важное решение в выборе образа своей деятельности, так и священнослужитель решил раз и навсегда связать свою жизнь со служением Богу и людям.

Когда происходит этот выбор? Наверное, у каждого по-разному. Но есть один момент, который и является определяющим - это внутренний Божественный призыв. В момент этого призыва человек чувствует, как Тот, Кто является Источником жизни возлагает на него особые надежды в плане соработничества в деле добра. Он как бы слышит Божественный голос: "кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6, 1).

Это служение непростое, и подобно тому, как профессиональной работе предшествует получение образования, так и пастырская деятельность предполагает процесс подготовки. В чем он заключается? В христианской богословской терминологии этот процесс называется "духовным образованием". Духовное образование специфично. В основе его лежат две составляющие: интеллектуальное и нравственное совершенствование. И эти два аспекта неотделимы друг от друга. Цель светского образования - приобретение суммы знаний, необходимых для той или иной профессии. Однако для пастырского служения требуется не только это. Священник должен быть, прежде всего, нравственно совершенным. Чем отличается лучший выпускник светского учебного заведения? - Высоким уровнем образования. Напротив, лучшим выпускником духовного учебного заведения будет тот, кто стремился в процессе обучения стяжать доброе и любящее сердце, твердую и незыблемую веру в Бога.

Традиционно в Церкви духовное образование приобретается в духовных школах. Их можно разделить на три группы: Духовные Училища (средне-специальное), Духовные Семинарии (высшее профессиональное) и Духовные Академии (высшее богословское). Основная учебная и воспитательная нагрузка ложится на Духовные Семинарии, на деятельности которых мы и остановим наше внимание. На канонической территории Русской Православной Церкви насчитывается около тридцати Духовных Семинарий. Численность подобных духовных школ составляет от восьмидесяти до пятисот человек. Целью деятельности Семинарий, несомненно, является духовное образование будущих пастырей Церкви.

Что такое духовное образование? Ответ на этот вопрос корнями уходит глубоко в христианское богословие. Согласно Библии, человек призван к Богоподобию, то есть весь смысл его бытия заключается в постоянном стремлении к совершенствованию и в этом движении существует лишь один ориентир - Божественный образ. Следовательно, в основе духовного образования в первую очередь лежит личное нравственное совершенствование человека, и лишь потом интеллектуальное познание.

К сожалению, в светской системе образования аспект нравственной подготовки практически опускается. Несомненно, подобное явление есть следствие той культуры, которая и определяет общественное сознание. Идеалом современного общества служит образ материально преуспевающего человека. Можно сказать, что в основе отношений современного человека к окружающему миру лежит принцип "иметь". Именно он, как неотъемлемый аспект потребительской культуры, формирует отношение молодого поколения к образованию. Поэтому в современном обществе популярны те профессии, которые обеспечивают беззаботный и беспечный образ жизни.

Христианская философия предлагает смотреть на мир иными глазами. Человек существует на земле не для того чтобы потреблять, а для того чтобы отдавать свои силы для служения другим. При этом качество данного служения зависит от степени сформированности самой личности. Поэтому система духовного образования не мыслится без внутреннего нравственного совершенствования. Человек должен в основу своих отношений к окружающему миру положить не принцип "иметь", а принцип "быть", но для этого необходима продолжительная и упорная борьба со своим эгоизмом. Если нет этой борьбы, деградация личности неизбежна. Подобно тому, как мышцы человека атрофируются при полной бездеятельности, так и силы души, при отсутствии стремления к самосовершенствованию, делают её неспособной сопротивляться злу и творить добро. Именно этот важный аспект образования утрачен в светских учебных заведениях, но традиционно существовал и существует в духовных учреждениях - духовных школах.

Итак, основа человеческого бытия, согласно христианскому богословию, есть стремление к совершенству. Само же совершенствование невозможно без Божественной помощи. Это и является определяющим ориентиром духовного образования.

Как осуществляется это совершенствование? Начало данного пути лежит во встрече со Христом. Собственно христианами называются не те, кто признает уникальность личности Христа, а те, кто нуждается в Нем, кто чувствует Его участие в своей личной жизни.

Согласно христианской антропологии, Божественная благодать не является чем-то внешним по отношению к человеку, она есть сила, без которой человек лишается основы своего бытия. И эта благодатная сила, некогда утраченная Адамом и Евой, была вновь возвращена благодаря Личности Христа Спасителя. Здесь подчеркивается уникальность христианской религии. Если в буддизме - Будда, а в мусульманстве - пророк Мухаммед, являются лишь учителями-проповедниками, то в христианстве основной акцент делается на важности мистического единения с Личностью Христа, вне Которой человек не способен к совершенствованию. Христос говорит: "Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 15).

Где проходит встреча со Христом? Конечно, в храме. Поэтому здесь и находится основная "аудитория" семинариста. Участие в богослужении, в таинствах Церкви, пост, молитва - все это главные составляющие духовного образования. В связи с этим, именно критерий церковности служит основанием для зачисления в Семинарию. Абитуриент должен знать не только основные особенности последовательности богослужения, но и принимать в нем непосредственное участие, не только регулярно посещать церковные службы, но и любить их атмосферу, их внутреннюю суть.

Таким образом, духовное совершенствование имеет две составляющие - личное стремление воли и помощь Божественной благодати. Личное стремление воли, в отличие от действия Божественной благодати, характеризуется своей нестабильностью. Человек, будучи слаб в выборе добра, нуждается во внешней поддержке, внешних условиях, которые способствуют его внутреннему становлению. В духовных учебных заведениях подобные условия существуют, и одним из их аспектов является строгая внутренняя дисциплина.

Семинария, внутренний уклад её жизни, часто напоминает армию. Здесь существует четкий распорядок дня, действует система поощрений и наказаний, студенты имеют одинаковую форму одежды. Образ воина не случайно заимствован христианством. Древняя Церковь отождествлялась с военным станом, постоянно находившимся в полной боевой готовности. Да и сами священнослужители часто называются воинами Христа. Разумеется, все эти аналогии имеют символический смысл. И образ воина, и образ военного стана отражает дух сплоченности, постоянной готовности к атаке врага и, конечно же, хорошую внутреннюю подготовку, закалку и мужество.

Жизнь христианина - это борьба. И эта борьба, по словам апостола Павла, "не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф. 6, 12). В подобной борьбе священник является военачальником, от которого зачастую зависит исход битвы. Поэтому в бою враг старается поразить именно его, и в связи с этим именно ему, как никому другому, необходимо быть особо бдительным, особо подготовленным.

Нечто подобное происходит и в христианской жизни. Церковная община концентрируется вокруг священника. Он является руководителем духовной жизни членов своего прихода. В нем они видят пример для подражания и молитвенника пред Богом. Безусловно, это очень высокое служение, требующее особых внутренних дарований, особых внутренних сил. Учитывая высоту пастырского служения, Церковь уделяет особое внимание нравственной жизни студентов духовных школ. Преподаватели и воспитатели несут косвенную ответственность за того, кто будет продолжателем дела Христа. Что, если этот человек окажется не пастырем, а наемником, что, если по его вине люди отвернутся от Бога? Цена ошибки слишком велика - это жизнь многих людей, ввергнутых в погибель по вине нерадивого пастыря.

Вот поэтому в духовных школах существует тщательный отбор, строгая дисциплина. И воспитатели, и преподаватели чувствуют особую ответственность за тех, кто изъявил желание стать священнослужителем. И если молодому человеку не по силам то, к чему он приступил, если он не соответствует столь высокому званию, то его исключают из числа воспитанников Духовной школы. Это исключение не из Церкви, оно вызвано не личным осуждением и презрением: в этом случае все прекрасно понимают, что от нравственной жизни священника зависит не только его личное спасение, но и спасение тех людей, которые ему поручены Богом на том или ином приходе.

Ситуация в современных Духовных школах непростая. Сюда поступают молодые люди разной степени нравственности и религиозности. Как правило, это ребята восемнадцати - двадцати лет, которые воспитывались в обществе, где доминируют материальные и гедонические ценности. И именно в их мир проник луч Божественного призыва, на который они откликнулись, благодаря которому поступили в Духовные школы. Теперь перед ними ставится трудная задача - личное совершенствование. Трудность данной задачи заключается в том, что вся современная культура лишает человека опыта стремления к нравственному идеалу, поэтому они приходят в духовную школу не вполне подготовленными. Здесь, в Семинарии, воспитанникам приходится усваивать азы аскетического образа жизни и приобретать первые навыки духовной борьбы со своими страстями.

Учитывая эти обстоятельства, не стоит питать иллюзий относительно идеальной атмосферы семинарского общества. Кто-то из пришедших сюда усваивает мир Церкви, кто-то, напротив, продолжает жить прежними ценностями, противоречащими христианскому духу. Кто-то справляется с собой, кто-то терпит поражения. Это нормально. Главное не потерять стремления, не утратить желания, не сделаться теплохладным, равнодушным к своему состоянию, то есть просто не сдаться. Ведь Церковь называется святой не потому, что её члены обладают абсолютной святостью, а потому что они стремятся к святости. Так и семинарское общество это общество не совершенных, а совершенствующихся, как в интеллектуальном, так и в нравст-венном плане.

Да, идеал священника высок. Путь к нему очень трудный. Здесь человек преодолевает самые главные препятствия - собственные страсти и эгоизм. Но необходимо всегда помнить, что нет более высокого служения, чем служение доброго пастыря, и нет более достойного звания, чем звание священника. Ибо в этом служении человек становится другом и соработником Бога, как в деле собственного спасения, так и в деле бескорыстного и самоотверженного служения другим людям.

Путь к деятельности священника, как и к любой профессии, начинается со специального образования. Чтобы стать священником, необходимо окончить духовную семинарию. Поступить туда может мужчина в возрасте 18-35 лет, имеющий полное среднее образование, холостой или состоящий в первом браке (разведенным или женатым вторично путь в семинарию закрыт). Кроме обычных документов, какие предъявляют во всех учебных заведениях, абитуриент должен представить рекомендацию православного священнослужителя, письменное благословение епископа, свидетельство о крещении, а если абитуриент женат – о венчании.

Представление всех необходимых документов не гарантирует допуска к вступительным экзаменам. Абитуриент должен пройти собеседование, в котором проверяются его убеждения и мотивы поступления в семинарию.

Главный вступительный экзамен – Закон Божий. Здесь нужно продемонстрировать знание православного учения, священной истории и богослужебного устава. Другие экзамены – церковная история и церковное пение. Сдают будущие семинаристы и экзамен языку в форме сочинения, но круг тем особый – церковно-исторический. Кроме того, абитуриент должен знать наизусть множество молитв и свободно читать по-церковнославянски.

Учатся в семинарии 5 лет. Будущие священники изучают не только богословие, богослужебные дисциплины и церковное пение, но и философию, логику, риторику, литературу и другие гуманитарные предметы. Выпускник семинарии должен определиться, будет ли он монахом или приходским священником. Во втором случае он обязан жениться.

Но получение специального образования еще не означает, что человек стал священником, ведь священство – это одно из таинств.

Священнослужителем человек становится в таинстве хиротонии – рукоположения. При этом на него нисходит Святой Дух, и благодаря этому священник становится не просто духовным наставником для мирян, но и носителем Благодати. Совершить хиротонию может только епископ, это происходит в алтаре во время литургии.

Хиротонии должна предшествовать хиротесия – рукоположение в иподиаконы. Это не священнослужитель, а церковнослужитель. На момент хиротесии не обязательно быть женатым, но если не женился до рукоположения, позднее вступать в брак уже нельзя.

Иподиакон может быть рукоположен в диаконы – это первая ступень церковной иерархии. Диакон участвует в совершении таинств, но не совершает их самостоятельно – за исключением Крещения.

Следующая ступень – рукоположение в священники. Священник, в отличие от диакона, имеет право совершать таинства, за исключением хиротонии.

Если речь не идет о монахе, от рукополагаемого требуется абсолютная моногамность. Не допускается не только развод и повторный брак самого посвящаемого (даже в случае смерти первой жены) – он не должен быть женат на вдове или разведенной женщине. Человек не должен состоять под церковным или светским судом или быть связан государственными обязанностями, способными помешать священническому служению. И, конечно, от будущего священника требуются особые нравственные и духовные качества. Это выявляется на особой ставленнической исповеди.

Третья ступень иерархии – архиерей. Такое рукоположение совершает собор архиереев. Не всякий священник может стать архиереем, это доступно только иеромонахам – священникам-монахам. Архиерей имеет право совершать все таинства, включая рукоположение, и освящать храмы по полному чину.

Священник - это не просто профессия, а выбор всего жизненного пути. Немногие способны на него, потому что он требует не только определенных знаний и навыков, но и общей склонности к принятию сана, духовности, ответственности и зрелости. Есть много распространенных вопросов, касающихся служения церкви. В частности, как стать священником без семинарии? В каком возрасте можно избрать такую профессию? Есть и другие вопросы, и все они, без сомнения, требуют подробных и обстоятельных ответов. Так давайте же узнаем, как стать священником, и кто может посвятить себя служению церкви.

Кто может стать священником?

Посвятить себя служению церкви при желании может практически каждый мужчина. Однако путь этот нелегок и предполагает большую выдержу и веру. Еще до получения богословского образования священник должен проявлять склонность к служению, воспитывать в себе высокие моральные качества, укрощать свои низменные и греховные устремления и, конечно, часто посещать церковь. Будет лучше, если он заранее изучит церковные книги и песнопения, ознакомится с тем, как совершают службу и так далее. Это существенно облегчит дальнейшее обучение.

Обретение профессии и поступление

Тем, кто задается вопросом о том, как стать священником в России, необходимо знать определенные правила. Первостепенной задачей является получение образования нее должен соответствовать следующим правилам:

    возраст: от 18 до 35 лет, мужчина;

    семейное положение: женат впервые или холост;

После предоставления всех требуемых бумаг абитуриент проходит собеседование, на котором оцениваются мотивы поступления, искренность намерений, а также умение правильно и связно излагать свои мысли.

На вступительных испытаниях оценивается знание Ветхого и Катехизиса и истории Русской Православной Церкви. Кроме того абитуриенты должны пройти письменный экзамен - изложение на церковно-историческую или библейскую тему. Проверяется знание основных молитв и песнопений, а также вокальные данные. Обязательное требование - это умение читать Псалтырь на церковно-славянском языке.

Как проходит обучение?

Те, кто интересуются, как стать священником, должны знать еще условия обучения в семинарии. Вступительные экзамены проводятся в августе. Занятия, как и в других образовательных заведениях, начинаются с первого сентября. Обучение в семинарии - это жесткая проверка веры и правильности выбора жизненного пути. В ней царит строгая дисциплина, и не все могут пройти этот этап до конца.

Отметим, что студенты, приехавшие из других городов, получают место в общежитии на все пять лет обучения. Естественно, семинаристы должны неукоснительно соблюдать правила обитания в нем, в частности, ночи необходимо проводить в своей комнате.

Всем учащимся предоставляется стипендия. Молодые люди, прошедшие обучение, могут рассчитывать на рукоположение в священники. Это возможно только после прохождения исповеди и сдачи еще одного экзамена. При этом отметим, что обучение в семинарии не гарантирует обязательное получение сана.

Приходской священник или монах?

Еще до окончания семинарии студенты должны определить, намерены ли они жениться. Это решение является очень ответственным, ибо менять свое семейное положение после посвящения уже нельзя. Итак, будущий служитель церкви должен либо избрать путь монаха, которому запрещено вступать в брак, либо жениться и стать приходским священником. При этом предполагается абсолютная моногамность не только от посвящаемого в сан мужчины (он не может расторгнуть брак или жениться повторно даже в случае вдовства), но и от его супруги: она не должна быть вдовой или разведенной.

Что происходит после окончания семинарии?

Закончив образование, выпускников распределяют по приходам, к которым они и прикрепляются. С течением службы становится возможным получение нового сана. Первая ступень церковной иерархии - это дьякон. За ней следует уже непосредственно рукоположение. А высшая степень священничества - это уже сан епископа. При этом тем, кто желает знать, как стать священником, необходимо знать еще одну деталь.

Монахи (те, кто избрал безбрачие) имеют больше возможностей продвинуться вверх в церковной иерархии. Только у них есть шанс получить сан епископа и стать митрополитом, возглавив целую епархию. Кроме того, исключительно из монахов выбирается Патриарх. Если же выпускник выбрал путь женатого приходского священника, он не может подняться выше протоиерея в должности настоятеля.

Можно ли стать священником без специального духовного образования?

Есть вопрос, который интересует многих желающих посвятить себя церкви. Он звучит так: "Можно ли и как стать священником без семинарии?" На самом деле, это возможно, но только при том условии, если глава его прихода лично произведет обряд посвящения. Сразу нужно отметить, что получение сана таким образом практикуется в очень немногих церквях. Так что без специального богословского образования в семинарии все же не обойтись. Это для получения сана.

в Беларуси

Для многих важным является вопрос о том, как стать священником в Беларуси. В данной стране есть большое количество соответствующих заведений, в которых могут обучиться желающие посвятить себя церкви. Попробуем их перечислить. Итак, в Беларуси сейчас действуют три училища, расположенные в Минске, Витебске и Слониме. Кроме этого, в столице работает семинария, а также духовная академия. Еще нужно упомянуть Институт теологии при Белорусском государственном университете.

При этом в Академию принимаются исключительно мужчины, обладающие высшим богословским образованием. Будущий священник должен быть холост или состоять в первом браке, обязательно крещеным. В семинарию Минска принимают как тех, у кого есть высшее образование, так и лиц, имеющих только среднее богословское образование. Кроме того, сюда может попасть только тот, кто отслужил в армии или документально освобожден от нее. Отметим, что на некоторые отделения духовных училищ могут поступать и девушки.

Таким образом, выбор учебных заведений велик, и здесь все тоже в первую очередь определяется искренностью побуждений и веры будущего священнослужителя.

А что у католиков?

Тем, кто интересуется, как стать нужно знать некоторые нюансы. Путь к служению в церкви оказывается еще более сложным, чем принято в православии. Первым отличием является, то, что в католицизме не существует так называемого белого духовенства. Таким образом, священник не может создавать семью. Обучение будущих служителей церкви происходит в семинариях, в которые можно поступить или после получения высшего образования, или окончив гимназию.

В первом случае обучение займет четыре года, во втором - восемь. Стоит отметить, что юноша, желающий прийти в семинарию, уже должен быть ревностным католиком и хотя бы два года активно участвовать в приходской жизни. Завершив обучение, будущий священник должен шесть месяцев отслужить в церкви качестве дьякона и убедиться в верности выбранного пути. По истечении этого времени производится обряд рукоположения в сан и назначение в определенный приход.

Таким образом, путь католического пастора хоть и не во многом, но отличается от того, как стать православным священником.

Возрастные ограничения

Как уже упоминалось в статье, попасть в семинарию может только мужчина в возрасте не младше 18 и не старше 35 лет, то есть, закончив учебу, можно стать священником в 40 лет или раньше. Однако некоторые люди начинают испытывать тягу к этому призванию гораздо позже установленных сроков. Они задаются вопросом: "Можно ли в этом случае стать священником?"

Вариантом для таких людей может стать в духовной академии - там возрастной предел до 55 лет. Но есть одно условие: абитуриент должен нести церковно-приходское послушание, и это должно быть подтверждено документально. Даже после поступления нужно ежегодно предоставлять характеристику с места несения послушания, причем ее необходимо заверять у правящего архиерея.

В любом случае, вопрос священничества после установленных сроков должен решаться в индивидуальном порядке.

Как стать женой священника?

Многие верующие девушки хотят выйти замуж за священника. Однако такая жизнь - это тоже своего рода призвание, и не каждая оказывается к этому готова. Но тем, кто все же интересуется, как стать женой священника, нужно знать некоторые детали.

В первую очередь стоит понимать, что молодой человек, учащийся в духовной семинарии, не может знакомиться привычным образом, например, посещая вечеринки или концерты. Невестами будущих батюшек обычно становятся девушки из верующих семей, посещающие церковь или регентский класс при семинарии. Как мы уже упоминали, избранница священника не может быть вдовой или разведенной и к тому же должна быть девственницей, впрочем, как и ее жених. При этом разрешение на свадьбу семинаристу может дать только ректор.

Кстати, предъявляются определенные требования и к профессии будущей жены священника. Она никак не должна компрометировать своего супруга. А раньше существовало предписание, запрещающее служителям церкви жениться на актрисах, эта профессия считалась недостойной.

Как бы то ни было, девушки, желающие соединить свою судьбу со священником, должны осознавать, что этот выбор сопряжен с определенными трудностями. Например, жена должна последовать за мужем в любой, даже самый удаленный и бедный приход и не жаловаться, что супруг гораздо больше внимания уделяет другим людям.

Кроме того, жизнь матушки часто вызывает обсуждение церковных прихожан, она все время на виду. Таким образом, этот путь предполагает высокую ответственность и требует большой моральной силы и выдержки, чтобы быть не просто спутницей, но и опорой, и надежным тылом для своего супруга.

Профессия или призвание?

Теперь мы знаем, как человеку стать священником. Однако к числу основных требований следует причислить еще и определенные моральные качества: терпение, стремление помогать и словом и делом, любовь к людям. Те, кто желают стать священниками, должны быть готовы к жизни по особым канонам, к добровольному отказу от многих радостей и удовольствий.

Не каждый готов к подобным шагам. И совершаться они должно исключительно по велению сердца, только тогда этот путь становится истинно праведным и благим. И тогда вопрос о том, как стать священником и то, насколько это трудно, отходит на второй план. А первостепенным становится уже стремление достойно проявить себя на этом непростом поприще. Таким образом, священничество - это в первую очередь не профессия, а призвание и выбор, определяющий целую жизнь человека.

Для некоторых людей служение Богу является главной целью в жизни. Они с радостью готовы отдать всего себя ради достижения глубокой духовности. Именно эти люди чаще всего задаются вопросом: "Как стать священником?" Ведь благодаря этой профессии человек может не только приблизиться к Всевышнему, но и помочь другим увидеть его свет.

Итак, давайте детально разберемся в том, как становятся священниками. Какие навыки для этого необходимы? Кто может претендовать на этот сан? И почему лишь немногие остаются верными Богу до конца своей жизни?

Начать стоит с немного риторического вступления. Работа священника - это призвание, а не способ обогащения. Естественно, есть и те, кто желает использовать духовный сан в корыстных целях. Но эти люди обязательно получат по заслугам, ведь Бог видит все. В том числе и греховные помыслы человека.

В основном же священниками становятся те, кто желает служить Господу. Для таких людей мирская жизнь является второстепенной. Ее блага и соблазны не тревожат их, так как им куда важнее донести слово Божье до людей. Однако, чтобы начать проповедовать, недостаточно иметь одну лишь веру в Господа.

Требования к будущим священнослужителям

В православии стать священником церкви может только мужчина. Для этого ему необходимо окончить духовную семинарию. Обучение там бесплатное, но каждый желающий туда поступить должен соответствовать следующим требованиям:

  • Во-первых, здесь есть возрастные ограничения. Поступить на очное отделение семинарии могут мужчины от 18 до 35 лет. Заочное отделение поднимает верхний порог до 55 лет, но при этом значительно усложняет сам процесс обучения.
  • Во-вторых, необходимо иметь аттестат, подтверждающий наличие полного среднего образования. Школьные оценки особой роли не играют, однако человек должен уметь грамотно писать и читать.
  • В-третьих, решающим фактором может стать семейное положение мужчины. По православным канонам, священник может жениться только один раз. Поэтому он не может заключать повторные браки, а также брать в жены вдову или разведенную.

Еще одной немаловажной деталью является рекомендательное письмо от приходского священника. В нем наставник отчитывается о достижениях своего подопечного. Например, там может говориться о том, что послушник участвовал во всех службах, пел в хоре, звонил в церковный колокол и так далее.

Предварительная подготовка

Для тех, кто размышляет о том, как стать православным священником, есть маленький совет: начните подготовку к поступлению в семинарию за несколько лет до намеченного срока. Это нужно сделать по следующим причинам.

Как говорилось ранее, от всех абитуриентов требуют наличия рекомендательного письма. Ни один уважающий себя батюшка не даст такой документ первому встречному. Следует быть готовым к тому, что придется доказывать силу своей веры. Для этого необходимо поработать на благо храма, беспрекословно выполняя все указания приходского пастыря.

К тому же, как стать священником, не обладая нужными знаниями? Естественно, многому научат в семинарии. Но человек и сам должен тянуться к свету познания. Для начала необходимо прочитать Ветхий и Новый завет, а также ознакомиться с историей православного мира. Ведь это тот минимум, без которого не может существовать ни один православный человек.

Что ждет на экзаменах?

Духовная семинария во многом похожа на другие образовательные заведения. Экзамены здесь проводятся в конце лета, приблизительно за месяц до начала учебного года. Принимает их специальная комиссия, которая состоит из преподавателей семинарии. Есть письменные и устные экзамены.

Первым делом поступающим задают вопросы, касающиеся историй из Библии. Это помогает понять, насколько хорошо человек ориентируется в Священном Писании. Если ответы их удовлетворяют, то дальше идет еще одна череда вопросов, затрагивающих основные молитвы и псалмы.

Все, кто проходит устную часть, допускаются ко второму экзамену. Здесь нужно будет написать сочинение на предложенную комиссией тему. Чаще всего просят выразить свое отношение к неким библейским событиям. Однако следует быть готовым и к тому, что могут поручить описать историю Русской православной церкви.

Заключительный этап проверки

Следует понимать, что успешная сдача экзаменов не является гарантом поступления в духовную семинарию. Ведь после официальной проверки знаний все абитуриенты проходят заключительное собеседование. На нем старшие священнослужители определяют искренность мотивов студентов и то, насколько они подходят для этой роли. И если кто-то из наставников решит, что их подопечный лукавит сердцем, его сразу же отправят домой.

Обучение в семинарии

Семинария - это тот же университет. Здесь есть множество предметов и преподавателей, которые с радостью расскажут, как стать священником. Естественно, главный упор будет делаться на духовное просвещение. В частности, студентов обучат особенностям проведения таинств, священных обрядов и молебни. Также немало времени будет уделяться старославянскому церковному языку, который у духовенства считается основным.

Следует заметить, что всем студентам предоставляется бесплатное общежитие. Однако жизнь в нем накладывает определенные обязательства. Молодым послушникам необходимо соблюдать строгий режим. Они не могут нарушать его, а уж тем более игнорировать. Также придется забыть о таких вещах, как алкоголь, табак, телевидение и интернет.

Подобные спартанские условия быстро обучат тому, как стать священником. Ведь в будущем человеку придется самостоятельно ограждать себя от всевозможных соблазнов и искушений.

Деление на белое и черное духовенство

На последнем курсе семинарии студент должен сделать самый ответственный выбор. Он обязан определиться, к какому духовенству он будет относиться: к белому или черному. Следует отметить, что в будущем этого решения уже не изменить.

Суть белого духовенства заключается в том, что священник оставляет за собой право жениться. Сделать это он сможет лишь один раз в жизни. При этом существует ряд определенных критериев, которые ограничивают круг его потенциальных партнерш. Но куда важнее то, что белый священник не может продвинуться в сане дальше протоиерея.

Чего нельзя сказать о черном духовенстве - его приверженцы способны дослужиться до звания епископа и выше. Поэтому на этой стадии человеку придется выбирать между возможностью создать семью и высшим духовным саном.

Как стать священником без семинарии?

По правде говоря, получить должность священнослужителя можно и без соответствующего диплома. Для этого нужно, чтобы пастырь провел специальный обряд посвящения. Но для этого необходимо разрешение епископа, который вряд ли даст добро без веской причины на то. К тому же отсутствие духовной семинарии за спиной сильно ограничивает продвижение в сане.

Для общего развития скажем, что подобные посвящения были актуальными во время войны. Когда каждый священник был на вес золота, а времени и возможности их обучать у духовенства попросту не было.