Алхимические символы , первоначально разработанные в рамках протонауки алхимии, использовались для обозначения некоторых химических элементов и соединений вплоть до XVIII века. Начертание символов было в большой степени стандартизировано, однако и сами символы, и стиль их начертания у разных алхимиков могли отличаться. Здесь приведены наиболее общие символы и начертания.

Три основных символа

«Иероглифическая монада» Джона Ди

Английский математик, астроном, астролог и оккультист Джон Ди (1527-1608 или 1609) разработал иероглифическую монаду (лат. Monas Hieroglyphica ) - композитный глиф , который он описал как сочетание символов Солнца, Луны и первичных элементов.

Мунданные («Мирские») элементы

  • Сурьма
  • Мышьяк
  • Висмут
  • Платина
  • Сера

Алхимические соединения

Двенадцать основных алхимических процессов

Двенадцать алхимических процессов рассматриваются как основа современных химических процессов. Каждым из этих процессов «управляет» один из двенадцати знаков зодиака :

  • Разложение путём окисления/прокаливания (Овен); Calcination (Aries )
  • Модификация через застывание/коагуляцию (Телец); Congelation (Taurus )
  • Модификация через фиксацию (Близнецы);Fixation (Gemini )
  • Соединение (Союз) через растворение (Рак); Dissolution (Cancer )
  • Разложение путём пищеварения/прогревания (Лев); Digestion (Leo )
  • Разделение (сепарация) путём дистилляции (Дева); Distillation (Virgo )
  • Разделение путём сублимации (возгонки вещества) (Весы); Sublimation (Libra )
  • Разделение путём фильтрации (Скорпион); Separation (Scorpio )
  • Модификация через размягчение до воскообразного состояния (Стрелец); Incineration (Sagittarius )
  • Разложение путём ферментации /путрефакции (Козерог); Fermentation (Capricorn)
  • Соединение (Союз) через умножение (Водолей); Multiplication (Aquarius )
  • Соединение (Союз) через проекции/проецирование (Рыбы) Projection (Pisces ).

Ссылки

  • Alchemical symbols in Unicode 6.0
Fraternitas Rosicruciana Antiqua

Fraternitas Rosicruciana Antiqua (FRA) - это орден розенкрейцеров, первоначально созданный немецким оккультистом доктором Арнольдом Крумм-Хеллером, и действующий в Бразилии и в испаноязычных странах. В Бразилии он был основан в 1932 году и имеет штаб-квартиру в Рио-де-Жанейро с 1933 года. Бразильская FRA связана с Fraternitas Rosae Crucis (FRC), Античным мистическим орденом Розы и Креста со штаб-квартирой в США и с Ecclesia Gnostica, и ее филиалами.

INRI

INRI - аббревиатура латинской фразы Iesvs Nazarenvs Rex Ivdæorvm, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (церк.-слав. І҆и҃съ назѡрѧни́нъ, цр҃ь і҆ꙋде́йскїй; І.Н.Ц.І.). Фраза восходит к Новому Завету (см. Мф. 27:37, Мк. 15:26, Лк. 23:38, и Ин. 19:19).

Алхимия

Алхи́мия (лат. alchimia, alchymia) - специфическая область натурфилософии, сформировавшаяся в лоне герметической традиции.

Вертикальные формы

Вертикальные формы (англ. Vertical Forms) - блок стандарта Юникод. Содержит вертикальные знаки пунктуации, используемые в китайской письменности, для совместимости с GB18030, таким образом являяясь расширением блока Совместимые формы ККЯ.

Двор Ганнеркригг

«Двор Ганнеркригг» - веб-комикс британца Тома Сидделла в жанре технофэнтези, публикующийся с апреля 2005 года. Новая страница публикуется на сайте трижды в неделю. Первый том был издан в Archaia Studios Press и Titan Books (в Великобритании и Ирландии). Комикс был хорошо принят критиками и неоднократно получал награды конкурса Web Cartoonists" Choice Awards, наряду с положительными отзывами об уровне его иллюстраций и стиле повествования.

Комикс повествует об Антимони Карвер, девочке, начавшей обучение в странной и таинственной школе под названием «Двор Ганнеркригг», и событиях, развивающихся вокруг неё с момента, когда она оказалась втянута в политические интриги между Двором Ганнеркригг и жителями леса Гиллити, находящегося за пределами школы. Сюжет комикса включает в себя элементы науки, фантазийных существ, мифологию различных культур и алхимические символы и теории. Литературный стиль находится под явным влиянием детективной литературы и комиксов-манга.

Дополнение к сирийскому письму

Дополнение к сирийскому письму (англ. Syriac Supplement) - двадцатый блок стандарта Юникод. Содержит дополнительные символы сирийского письма для записи сирийского малаялама.

Дополнение к сунданскому письму

Дополнение к сунданскому письму (англ. Sundanese Supplement) - блок стандарта Юникод. Содержит символы пунктуации, более не используемые в современном сунданском письме (сунд. Aksara Sunda), но встречающиеся в исторических текстах (сунд. Aksara Sunda kuna).

Камбун (блок Юникода)

Камбун (англ. Kanbun) - блок стандарта Юникод. Содержит символы каэритэн японского языка камбун, указывающие на изменение порядка идеограмм в соответствии с синтаксисом.

Мандейское письмо (блок Юникода)

Мандейское письмо (англ. Mandaic) - девятнадцатый блок стандарта Юникод. Содержит символы мандейского письма.

Расширенная кириллица - C

Расширенная кириллица - C (англ. Cyrillic Extended-C) - шестьдесят второй блок стандарта Юникод. Содержит кириллические символы, использовавшиеся в старославянском языке.

Символ

Си́мвол (др.-греч. σύμβολον « знак, сигнал») - знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Иногда знак и символ различаются, поскольку, в отличие от знака, символу приписывают более глубокое социально-нормативное (духовное) измерение.

Символы химических элементов

Символы химических элементов - условное обозначение химических элементов. Вместе с химическими формулами, схемами и уравнениями химических реакций образуют формальный язык химии - систему условных обозначений и понятий, предназначенную для краткой, ёмкой и наглядной записи и передачи химической информации.

В зависимости от контекста символ химического элемента может обозначать:

название химического элемента;

один атом элемента;

один моль атомов этого элемента.

Слуги света

Слуги Света (англ. Servants of the Light (SOL)) - современная западная тайная школа, которая преподает эзотерические науки через переписку.

Спагирия

Спаги́рия (греч., от spao - «извлекаю» и ageiro - «собираю») - устаревшее название химии как искусства облагораживания руды; делание золота у алхимиков. Этот термин, называющий химию по части соединения и разделения веществ, был введён Парацельсом в первой половине XVI века.

Список символов химических элементов

Список символов химических элементов - символы (знаки), коды или сокращения, используемые для краткого или наглядного представления наименований химических элементов и одноимённых простых веществ. Прежде всего это символы химических элементов и атомные номера (порядковый номер химического элемента) в Периодической системе элементов. Помимо них, в локальных целях могут использоваться:

регистрационный номер CAS - уникальный цифровой идентификатор химических элементов и веществ, внесённых в реестр Химической реферативной службы (англ. Chemical Abstracts Service);

сокращения, используемые в российской металлургии при маркировке компонентов в составе сплавов цветных и чёрных металлов;

символы, используемые в нумизматике для обозначения монетных металлов;

символы, используемые на финансовом рынке для обозначения некоторых металлов (прежде всего благородных) в качестве валютных ценностей или биржевых товаров;

символы алхимии;

другие локальные системы кодирования и маркировки.

Уроборос

Уробо́рос (др.-греч. οὐροβόρος от οὐρά «хвост» + βορά «пища, еда») - свернувшийся в кольцо змей или дракон, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого - исторический период и конкретную культуру - установить невозможно.

Этот символ имеет множество различных значений. Наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности - циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и гибели. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Одним из его аналогов является свастика - оба этих древних символа означают движение космоса.

Считается, что в западную культуру данный символ пришёл из Древнего Египта, где первые изображения свернувшейся в кольцо змеи датированы периодом между 1600 и 1100 годами до н. э.; они олицетворяли вечность и вселенную, а также цикл смерти и перерождения. Ряд историков полагает, что именно из Египта символ уробороса перекочевал в Древнюю Грецию, где стал использоваться для обозначения процессов, не имеющих начала и конца. Однако точно установить происхождение этого образа затруднительно, поскольку его близкие аналоги также встречаются в культурах Скандинавии, Индии, Китая и Греции.

Символ свернувшейся в кольцо змеи встречается в неявной форме в Мезоамерике, в частности, у ацтеков. При том, что змеи играли значительную роль в их мифологии, вопрос прямой связи пантеона ацтекских богов с уроборосом среди историков остаётся открытым - так, без каких-либо развёрнутых комментариев Б. Розен называет Кетцалькоатля, а М. Лопес - Коатликуэ.

Интерес к уроборосу сохранялся на протяжении многих веков - в частности, заметную роль он играет в учении гностиков, а также является важным элементом (в метафорическом смысле) ремесла средневековых алхимиков, символизируя преображение элементов в философский камень, требующийся для трансмутации металлов в золото, а также олицетворяя хаос в мифологическом понимании термина.

В новейшее время швейцарским психоаналитиком К. Г. Юнгом был вложен новый смысл в символ уробороса. Так в ортодоксальной аналитической психологии архетип уробороса символизирует темноту и саморазрушение одновременно с плодородностью и творческой потенцией. Дальнейшие исследования данного архетипа нашли наибольшее отражение в работах юнгианского психоаналитика Эриха Нойманна, обозначившего уроборос в качестве ранней стадии развития личности.

中文

Алхимия вызывает разные ассоциации у современного человека. Большинство связывают занятия алхимией с мрачными и узкими улочками Праги и других средневековых европейских городов. Многие при упоминании об этой науке начинают говорить о философском камне и превращении всего, что под руку подвернется, в золото. Конечно же, и про эликсир вечной молодости никто не забывает.

И практически все уверены в том, что алхимия наукой не является, а занимались ею исключительно мошенники и искренне заблуждающиеся люди, причем в Средневековье. Между тем это не совсем так.

Как и где развивалась алхимия?

Зародилась эта наука вовсе не в сырых подвалах средневековых европейских замков и не в косых темных переулках Праги, как многие полагают. Алхимия гораздо старше, но установить точный временной период ее зарождения практически невозможно. Доподлинно известно только то, что алхимические опыты проводились в Древнем Египте, на Ближнем Востоке и, вероятно, в Греции.

Во времена позднего античного периода, то есть на протяжении II-VI столетий, центром алхимических занятий был Египет, а если точнее - Александрия. Этот период развития науки оставил после себя не только алхимические знаки, находимые археологами на местах раскопок и историками в уцелевших письменных источниках, но и другие свидетельства.

В III столетии Римская империя переживала кризис власти. Это состояние слабости правления завершилось с приходом на римский престол Гая Аврелия Валерия Диоклетиана. Именно этот человек провел реформу устройства управления, сделав императора полновластным хозяином государства, а не первым из сенаторов, как это было раньше.

В историю алхимии же Диоклетиан вошел как первый гонитель. Хотя гонения были обусловлены действиями египтян и явились только ответным ходом со стороны императора Рима. Летом 297 года Луций Домиций Домициан поднял Египет против Империи. Точнее, целью этого восстания был не сброс власти Рима, а ее захват. Эпицентром бунта была Александрия. Разумеется, мятеж жестко и, по тем временам, достаточно быстро, всего за год, подавили. Сам претендент на римский трон умер по неизвестным причинам во время осады Александрии, а его помощник, руководивший городской обороной, был казнен.

Результатом подавления мятежа стало распоряжение Диоклетиана об уничтожении всех папирусов, книг, свитков и прочих источников знаний о трансформации металлов и веществ в золото или серебро. Предположительно, император стремился уничтожить не столько знания, сколько неиссякаемый источник богатства Египта, тем самым сбить спесь и присмирить местную знать и жречество. Как бы там ни было, но большой объем знаний, накапливаемый столетиями, был утерян. Хотя некоторые книги чудом уцелели и позднее стали одними из самых чтимых в алхимических кругах.

После этих печальных событий алхимики постепенно начали перебираться на Ближний Восток. Арабы развили эту науку, сделав немало значимых открытий. Археологи находят алхимические знаки по всему Ближнему Востоку, что позволяет предположить значительное распространение этой науки в арабском мире. Расцветом арабской алхимии принято считать VIII-IX столетия. Это обусловлено тем, что именно тогда была усовершенствована зародившаяся еще в Греции и принадлежащая Аристотелю теория о первоначальных элементах. В это же время появился и дистилляционный аппарат. Впервые арабскими алхимиками было введено и представление о нумерологии. Но кроме этого, как раз арабские ученые впервые ввели понятие философского камня. Центрами научной деятельности алхимиков были Багдад и Кордова. В Кордове функционировала Академия наук, среди которых наиболее значимой была алхимия.

Как и когда алхимия попала в Европу?

Принято считать, что знакомство европейских ученых с алхимией началось еще в VIII столетии, в результате захвата арабами территорий на Пиренейском полуострове. Важную роль в становлении европейской алхимии сыграли монахи-доминиканцы - немец Альберт Великий, канонизированный католической церковью, и один из его учеников, Фома Аквинский. Перу Альберта принадлежат несколько алхимических трактатов, в основе которых лежат древнегреческие труды о природе веществ.

Первым же ученым, «официально» использовавшим алхимические знаки в своих трудах, стал британец Роджер Бэкон, естествоиспытатель, преподаватель богословия и врач, а кроме этого, еще и монах-францисканец. Именно этот человек, живший в XIII столетии, считается первым европейским алхимиком.

Что обозначали основные алхимические символы?

Алхимические знаки и символы, сложившиеся постепенно, в течение столетий существования этой науки использовались не только изучавшими ее людьми. Вплоть до XVIII символика применялась и просто для веществ.

В период своего рассвета и до начала угасания, связанного с начатыми понтификом Иоанн XXII гонениями, выразившимися в запрете на занятие этой наукой в Италии, сложилась основная символика.

Важнейшие алхимические знаки включали в себя изображения:

  • четырех первичных элементов;
  • трех главных символов;
  • семи металлов.

Сочетания этих веществ и являются основой алхимии в целом. Разумеется, помимо них, алхимики использовали другие вещества и элементы, которым соответствовали собственные обозначения.

Четыре первичных элемента

Первичной четверкой элементов алхимиками считались:

  • огонь;
  • земля;
  • воздух;
  • вода.

То есть стихии. Алхимическая наука в вопросе первичных элементов оригинальности не проявила. А вот графические обозначения выглядят достаточно своеобразно.

Алхимический представляет собой ровный треугольник, схожий с изображением пирамиды, без дополнительных черточек. Землю ученые изображали в виде перевернутого треугольника, направленного вершиной вниз и перечеркнутого вблизи к ней линией. Воздух изображался с помощью знака, являющегося зеркальным отражением символики земли. Знак выглядит как обычный треугольник, устремленный вверх, перечеркнутый линией. Вода, соответственно, отображалась как антипод огня. Ее знак - простой, но перевернутый вершиной книзу треугольник.

Главные символы

Нередко исследователи алхимической философии пытаются объединить христианскую Троицу с количеством главных символов. Но ничего общего три основных элемента алхимии с христианскими доктринами не имеют.

Согласно трактатам Парацельса, опиравшегося в своих трудах на остатки древних знаний, основными главными веществами для алхимиков являются:

  • соль;
  • сера;
  • ртуть.

Это первичные вещества, воплощающие в себе материю, дух и флюиды.

Алхимический знак соли, воплощающей материю, базовую всеобщую субстанцию, выглядит как шар или же сфера, перечеркнутая пополам. Однако не все ученые пользовались именно этим вариантом. Некоторые алхимики использовали обозначение без поперечной черты. Были ученые, обозначавшие субстанцию изображением шара с двумя поперечными чертами. Это делалось для того, чтобы никто, кроме них самих и их учеников и последователей, не смог бы разобрать формулы.

Алхимический знак серы выражает собой дух, вездесущую и неотъемлемую частицу самой жизни. Изображали этот символ в виде ровного треугольника с выходящим из основания крестом. Треугольник не перечеркивался, хотя возможно, что и этот знак как-либо изменяли с целью скрыть значение открытых в результате опытов формул.

Алхимический знак ртути одновременно символизировал и планету Меркурий, и самого греческого бога. Это воплощение потоков флюидов, связующих верх и низ мироздания, небесный купол с земной твердью. То есть поток флюидов, обуславливающих неразрывное и бесконечное течение жизни, переход различных субстанций из одного состояния в другое. Графическое изображение этого символа - одно из наиболее сложных, многосоставных. В основе изображения - сфера или же окружность, шар. Верх символа венчает открытая полусфера, напоминающая схематическое изображение рогов быка в Древнем Египте. В нижней части знака - крест, вырастающий из линии границы сферы. Кроме этого, ртуть являлась не только воплощением бесконечного потока флюидов, но и была одним из семи главных металлов.

Обозначения главных металлов

Алхимические знаки и их значения были бы лишены практического смысла без дополнения отображениями семи главных металлов.

Наделяемые учеными особенными свойствами металлы - это:

  • свинец;
  • ртуть;
  • олово;
  • железо;
  • медь;
  • серебро;
  • золото.

Каждому из них соответствовало конкретное небесное тело. Соответственно, графические обозначения металлов одновременно являлись и символикой небесных тел. Это не добавляло ясности записям ученых, поскольку без общего контекста правильно понять алхимические знаки и символы и их значение было достаточно сложно. Выглядит символика так, как это показано на иллюстрации.

Планеты Нептун, Уран и Плутон были открыты позднее, чем сложились представления об основных металлах в алхимии. Многие последователи алхимии, занявшиеся ею в конце позапрошлого столетия и позднее, полагают, что именно отсутствием знаний о трех планетах и соответствующих им металлах и объясняется большая часть неудач в опытах средневековых ученых.

Какие небесные тела соответствуют основным металлам?

Символизирующие металлы алхимические знаки и их значения в астрологии соответствуют такому соотношению:

  • Солнце - это, безусловно, золото.
  • Луна - покровительница серебра.
  • Венера ассоциируется с медью.
  • Марс - планета войны, агрессии, конечно же, соответствует железу.
  • Юпитер является небесным отражением олова.
  • Меркурий - летучее греческое божество в крылатых сандалиях; как и одноименное космическое тело, связан с ртутью.
  • Сатурн -далекий и загадочный, выражает собой свинец.

Открытые позднее планеты тоже получили связь с металлами и графическое отображение в алхимии. Их металлы созвучны в своих наименованиях с названиями самих планет - Нептуний, Уран, Плутоний. Разумеется, в традиционной средневековой науке данных планет, как и металлов, нет.

Было ли что-то еще?

Помимо главной символики, которая, как правило, не менялась и была одинаковой в трудах большинства ученых, присутствовали и так называемые «плавающие» обозначения. Такие символы не имели четких предписаний в каллиграфии и изображались по-разному.

Основные из второстепенных веществ, алхимические знаки которых не имеют четкой классификации, - это «мирские», или же мунданные. К таковым элементам относятся:

  • мышьяк;
  • фосфор;
  • сурьма;
  • висмут;
  • магний;
  • платина;
  • камень - любой;
  • калий;
  • цинк и другие.

Эти вещества считались первыми из вторичных. То есть основные алхимические процессы осуществлялись, как правило, с их применением.

Какими были основные процессы?

Основные алхимические процессы, имеющие своей целью преобразование какого-либо вещества, это:

  • соединение;
  • разложение;
  • модификация;
  • фиксация;
  • разделение;
  • умножение.

Основных процессов в алхимии ровно 12, в соответствии с зодиакальным кругом. Это число достигается различными сочетаниями вышеперечисленных процессов и использованием неодинаковых путей проведения реакций. С зодиакальными совпадает и графическое изображение самих процессов, но оно обязательно дополняется знаками, выражающими нужный для осуществления реакции путь.

Какими были основные пути в алхимических опытах?

Осуществлялись вышеперечисленные процессы такими путями:

  • прокаливание;
  • окисление;
  • застывание;
  • растворение;
  • прогревание;
  • дистилляция;
  • фильтрация;
  • размягчение;
  • ферментация;
  • путрефакция.

Каждый путь применялся строго в соответствии с текущим значением зодиакального календаря.

Как фиксировались достигнутые результаты?

Алхимические записи вовсе не такие, какими пользуются современные ученые, фиксирующие цепочку опытов с веществами. Алхимики нередко оставляли после своих работ не строчку непонятных значков, а настоящие картины.

На таких иллюстрациях, как правило, отображавших целую череду опытов и полученных результатов, изначальный элемент помещался по центру. От него уже в разные стороны отходили, подобно лучам, графические изображения действий ученых. Разумеется, этот вариант фиксации проведенных работ и достигнутых в опытах результатов не был единственным. Однако наиболее часто начало записи размещалось в центре изображения.

Алхимические символы и знаки

ПРИЧИНА ЗАТЕМНЕНИЯ СМЫСЛА ГЕРМЕТИЧЕСКИХ ТРАКТАТОВ

Герметические трактаты темны для читателя: во-первых потому, что читатели обыкновенно не знакомы с алхимическими теориями; затем, и в особенности, потому, что философы преднамеренно их затемняли. Они смотрели на Алхимию, как на самую высокую науку. "Алхимия есть искусство из искусств, это - истинная наука" , вскричал восторженно Калид в "Книге трёх слов". Подобная наука должна быть известна, по их мнению, только небольшому числу адептов. Можно ли их порицать за это. Теперь нам кажется такой взгляд преувеличенным, но в древности мистерии служили для передачи некоторых законов Природы и правил философии. В средние века, корпорации ремесленников имели практические секреты, которые ни один член корпорации не отважился бы разоблачить. Приготовление некоторых красок составляло драгоценное наследие, которое великие художники передавали своим любимым ученикам. Между тем как учёные, не колеблясь, продавали решения запутанных проблем, герметические философы скрывали свою науку и никому её не продавали. Когда попадался неофит, достойный посвящения, они указывали ему дорогу, не открывая однако всего сразу. Они требовали, чтобы он добивался сам, и только наводили его и поправляли: один указывал состав материи Великого Делания, другой - градусы тепла, порядок окраски, принимаемой составом, устройство химической печи - атанора; но не было ни одного полного описания всего Великого Делания, так как они верили, что могут за это навлечь на себя небесную кару - моментальную смерть. "Я не представляю себе возможности написать это понятным латинским языком, так как Бог тотчас покарал бы меня", говорит Никола Фламель в разборе Авраама Еврея ("Иероглифические фигуры").

Что же касается до обвинения алхимиков в затемнении смысла и символичности, которые могли бы возвести на них слишком усердные теологи, то мне кажется, что символы и странные фигуры, наполняющие их сочинения, могли бы больше служить к обвинению в Магии. Роджер Бэкон, Альберт Великий, Арнольд из Виллановы - не избежали обвинения в Магии и безбожии. А, между тем, алхимики были весьма набожны: в из писаниях постоянно попадаются воззвания к Богу. Они делили своё время между изучением, работой и молитвой. Некоторые думали даже, что тайну изготовления Философского Камня люди получили от самого Бога.

Хорошо ещё, что алхимические трактаты не все так темны как "Согласие философов" ("Turba philosophorum"). И их можно понять и отличить истинное от ложного, при небольшом навыке. Тем, кто хотел бы проникнуть глубже в изучение Герметической Философии, мы рекомендуем обратить внимание на трактаты Альберта Великого, Роджера Бэкона, Бернарда Тревизанского, Жана Д"Эспанье, Никола Фламеля, Гигинуса из Бармы, Генриха Кунрата, Раймонда Луллия, Парацельса, Евгения Филалета, Джона Рипли, Михаила Сендивогия, Василия Валентина, Арнольда из Виллановы и Дениса Захера; а из анонимных сочинений: "Texte d"Alchymie" и "La Tourbe des philosophes".

СРЕДСТВА СОКРЫТИЯ СПОСОБА ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

Алхимические знаки

Ранее, чем объяснить знаки и символы, относящиеся к Великому Деланию, мы укажем, какие средства употреблялись алхимиками, чтобы скрыть от профанов науку Священного Камня. Прежде всего установлены знаки. Они появились вместе с Алхимией. Греки ввели их первыми, получив свою науку от египтян, где она изображалась с помощью иероглифов. Знак воды одинаков с иероглифом воды, подобно другим, например, золота и серебра (Хёффер "История химии", том I и Бертело "Происхождение Алхимии"). Алхимические знаки весьма многочисленны, в некоторых трактатах, например, у Кунрата в сочинении "Confessio de chao physico chimicorum", где он заменяет ими названия химических тел и стадии операции.

Алхимические символы

Символы имели такое же большое применение; так, например, взлетающие птицы означали отделение пара, а птицы опускающиеся, наоборот, - поспешность, стремительность, опрометчивость. Феникс был символом Философского Камня, способного обращать металлы в золото и серебро. Ворон символизировал чёрный цвет, который принимает материя в начале процесса Великого Делания, когда её нагревают. Странная герметическая книга "Немая книга" или "Книга без слов", в сущности содержит только одну строчку текста. Она состоит из символических рисунков, иллюстрирующих процесс Великого Делания.

Мифологические имена

Мифологические имена были в большом ходу.. Марс обозначал железо, Венера - медь, Аполлон - золото, Диана, Геката или Луна - серебро, Сатурн - свинец (см. раздел сайта "Металлы"); Золотое руно обозначало Философский Камень, а Бахус - материю земли. Это греко-египетский символизм; в средние века, мифологическими именами пользовались для обозначения металлов, но в конце XVI века они так усложнились, что бенедиктинец Дон Антуан-Жозеф Пернети должен был написать два толстых тома "Мифы Древней Греции и Древнего Египта", чтобы объяснить из смысл и происхождение.

Иностранные слова

К мифологическим именам присоединолось большое количество иностранных слов; еврейских, греческих и арабских. По происхождению Алхимии, в ней должны были встречаться греческие слова, каковы: хиле - первичная материя, гипоклаптик - сосуд для отделения летучих масел, гидроолеум - эмульсия масла и воды и т.д.

Арабские слова там ещё более многочисленны, как то: эликсир, алкоголь, алкали, боракс, кроме не дошедших до нас, забытых, но находящихся в герметических трактатах, каковы: alcani, etain, alafar, matras и т.д. Что касается еврейских названий, то из можно встретить только в алхимически-каббалистических трактатах. Для изучения всех этих названий, мы попросим читателя обратиться к "Мифо-герметическому словарю" Пернети и "Лексикону Алхимии" Жонсона или Руланда.

Анаграммы

Очевидно, что эта специальная терминология должна была быть достаточна, для устранения профанов, но алхимики пользовались ещё и другими средствами. Они часто употребляли анаграммы. В конце "Songe verd" их находится несколько, и вот объяснение двух из них: "Seganissegede" означает гения мудрости, а "Tripsarecopsem" - дух, тело, душа.

Притчи и загадки

Они пускали в ход притчи. Вот одна, легко объяснимая: "Весь мир знает Камень, а я клянусь Богом живым, что все могут иметь материю, которую я ясно назвал в книге: "vitrium", для невежд, но надо к нему прибавить L и O; вопрос в том, куда надо поставить эти буквы" (Гелиас "Зеркало Алхимии"). Искомое слово есть "vitriol" (купорос).

Любопытная загадка, хорошо известная алхимикам, находится на стр. 744 третьего тома "Theatrum chimicum", сопровождаемая комментариями Николая Барнольда. Вот она: "Aelia Laelia Crispis есть моё имя. Я ни мужчина, ни женщина, ни гермафродит, ни дева, ни юноша, ни старуха. Я не развратница, ни девственница, но всё это взятое вместе. Я не умирала ни от голода, ни от железа, ни от яда, но от всех этих вещей сразу. Я не покоюсь ни на небе, ни на земле, ни в воде, но повсюду. "Lucius Agatho Priscius", который не был ни моим мужем, ни моим любовником, ни моим рабом, без горечи, без радости, без слёз, велел меня похитить, зная и не ведая, для кого этот монумент, представляющий ни пирамиду, ни мавзолей, но оба вместе. Вот могила, не вмещающая в себе трупа, и труп, не заключённый в могилу. Труп и могила составляют одно". Барнольд устанавливает в своём комментарии, что эта выдержка касается Философского Камня.

Другой ребус, не менее знаменитый, заимствован из греческих авторов. "Во мне девять букв и четыре слога; помни обо мне. - Первые три имеют каждая по две буквы. - Другие имеют остальные пять согласных. - Узнай меня, и ты будешь обладать мудростью". Разгадка по-видимому будет "Arsenicon".

Акростих

Имеется ещё способ затемнения смысла; это - акростих. В нём начальные буквы слов какой-либо фразы или надписи составляли слово, скрываемое герметическими философами. Мы дали два таких акростиха в прилагаемых рисунках (Две гравюры с зашифрованным словом "Vitriol").

Вот средства сокрытия слов. Укажем теперь, как алхимики скрывали идеи.

Легенды и мифы

На первом месте стоят легенды, заимствованные из греческой, латинской и египетской мифологии. Их находят у позднейших алхимиков в эпоху возрождения. Мифами пользовались не только для сокрытия Великого Делания, но обратно, старались доказать, что Гомер, Вергилий, Гесиод, Овидий - были Адептами и учили практике Философского Камня. Одно из мнений приписывало Адаму знание Камня. Антуан-Жозеф Пернети в своём словаре, не колеблясь, даёт герметическое объяснение Илиаде и Одиссее. Ни один миф не ускользает от его объяснения. Пернети был последователем Либуа, написавшего "Энциклопедию богов и героев" (Libois - "Encyclopedie des dieux et des heros, sortis des quatre elements, et de leur quintessence, suivant la science hermetique", 2 vol.).

Аллегорические истории

Аллегорические истории применялись алхимиками также во все времена. Грек Зосима делает об этом довольно типический доклад, сообщаемый Хёффером в "Истории химии". В одной, более современной, указаны цвета, принимаемые материей во время Великого Делания: чёрный, серый, белый, жёлтый, красный. "Так, когда я намеревался путешествовать, то встретился между двумя горами с важным господином и скромным и серъёзным крестьянином, одетым в серый плащ и чёрную шляпу; на шее его был повязан белый шарф, а талия стянута жёлтым поясом; на ногах его были красные сапоги" ("Cassette du petit pausan" par Ph... Vr...). Аллегория продолжается на нескольких страницах. Много любопытных аллегорий можно встретить в этой литературе, каковы: аллегории Мерлина и Хёффера; или в историческом очерке Фигье "Алхимия и алхимики". Эти авторы дают им весьма забавные толкования; так Хёффер видит в аллегории Мерлина указание химического анализа, произведённого, как сухим, так и сырым путём.

Криптография

Теперь остаётся сказать о криптографии, то есть об искусстве секретного письма, при помощи специальных букв и знаков, или иносказательной передаче истинного значения. Алхимики употребляли специальные азбуки, составленные из герметических знаков, иногда с примесью цифр. Иоганн Тритемий в соей "Полиграфии" ("Poligraphia") приводит несколько азбук, составленных из особенных знаков.

Иногда алхимики писали слова наоборот, или прибавляли ненужные буквы; тогда как другие пропускали буквы. Парацельс тоже искажал слова, так: "Aroma philosophorum" у него написано "Aroph. D"Arte mont"; в "Tombeau da la pauvrete", он даже заменяет целые фразы. К счастью в конце книги находится ключ или перевод этих странных терминов.

Раймонд Луллий предпочитает особый способ криптографии, обозначая главные периоды опыта, произведения и препараты буквами азбуки. Так в его "Процессе видоизменения души" ("Compendium animae transmutationis") написано: "Посмотри, сын мой, если ты возьмёшь F и поставишь его в С, то получишь Н, то есть первую фигуру F.C.H. и т.д.". F - означает металлы, С - кислоты, а Н - огонь первой степени.

Каждый алхимик употреблял особые способы криптографии; эта пространная наука бесполезна и увлекла бы нас слишком далеко. Достаточно того, что бы сказали о самых распространённых приёмах.

Алхимические пантакли

Пантаклями называются символические фигуры, составленные из самых разнообразных элементов, которые резюмируют собой целую теорию. Пантакль помогает понять и запомнить какую-нибудь систему. Это - краткая формула, которую можно развивать по желанию. Пантакли нередки в трактатах по Алхимии. В сочинениях Василия Валентина «Двенадцать ключей мудрости» и Генриха Кунрата «Амфитеатр вечной мудрости» содержится их большое количество. В сочинении Бархузена «Химические элементы» (Barchusen. «Les Elements chimiques») содержится трактат о Философском Камне, где ход операции изображен в 78 пантаклях. Четыре большие фигуры Ионитора Панзофуса (Ianitor Pansophus) резюмируют всю Герметическую Философию. Мы будем иметь случай дать краткое объяснение многих из этих фигур. В этой главе мы рассмотрим символы, или пантакли, которыми алхимики резюмировали свои теории.

СИМВОЛЫ ПЕРВИЧНОЙ МАТЕРИИ

Греки изображали Первичную Материю одним змеем, кусающим свой хвост. Это - Уроборос гностиков. Одно из первых его изображений находится в александрийской рукописи «Хризопея Клеопатры» («Chrysopee Cleopatre») (II век н.э.), там чёрно-белый Уроборос обвивает слова «единое - все» (см. Berthelot «Origines de l"Alchimie). Далее, единство материи изображалось просто крестом. Уробо́рос, ороборос (греч. οὐροβόρος, от ουρά «хвост» и βορά, «еда, пища»; букв. «пожирающий [свой] хвост») - мифологический мировой змей, обвивающий кольцом Землю, ухватив себя за хвост. Считался символом бесконечного возрождения, преходящей природы вещей, одним из первых символов бесконечности в истории человечества. Уроборос также является символом самореференции, цикличности, подобно Фениксу, а также идеи первоначального единства. В Алхимии уроборос символизирует как Первичную Материю, так и завершение Великого Делания, и иногда изображается в виде «восьмёрки» или более сложной фигуры. По мнению ряда исследователей, толчком к созданию символа послужила форма галактики Млечный Путь.

СИМВОЛЫ ТРЁХ НАЧАЛ (ПРИНЦИПОВ)

Три начала имеют свои специальные знаки: знак «Меркурия мудрых» изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу - крест; так же представляют обыкновенную ртуть. «Сера философов» изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. «Соль» изображалась перечеркнутым посередине кругом.

Три начала символизированы тремя лицами: Отцом, Сыном и Духом Святым. Эти принципы представлены также тремя змеями или одним змеем с тремя головами, чтобы показать, что они имеют только один корень - материю, подобно Пресвятой Троице, совмещающей три лица в одном. Мы уже видели, что три начала сводились к двум: «Сере» и «Меркурию»; их изображали тогда двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял «Меркурия», женское, летучее; другой, без крыльев, изображал «Серу», мужское и устойчивое.

«Сера» и «Меркурий», составляющие начала активное и пассивное, были символизированы мужчиной и женщиной, обыкновенно королем и королевой. Таким образом они изображены во II томе сочинения «Ar tis Auriferae» («Искусство златоделания»). Под символом короля и королевы они представлены в «Двенадцати Ключах» Василия Валентина.

Соединение короля и королевы составляло философский брак. «Знай, сын мой, что наше делание есть философский брак, где должны участвовать начала мужское и женское» (Ph. Rouillac «Abrege du Grand-Euvre»). Собственно говоря, после этого брака, или союза, материя принимает название «ребис», символизирующее двуполое тело. Этот химический гермафродит весьма часто встречается в герметических трактатах: в начале «De Alchimia opuscula complura veterum philosophor u m» («Собрание небольших сочинений древних философов об Алхимии»), в «Viatorium spagyricum», в немецком переводе сочинения «Crede Mihi de Northon» («Верь мне» Нортона) и т. д.

В рукописных герметических трактатах король одет в красное, а королева в белое, так как «Сера» - красная, а «Меркурий» - белый. «Это наш двойной «Меркурий», эта материя снаружи бела, а внутри красна» (Анонимное сочинение «Texte d"Alchimie»).

«Серу» и «Меркурий» изображали также знаками Золота и Серебра; это обозначало, что «Сера» должна быть извлечена из золота, а «Меркурий» - из серебра. Знаки Золота и Серебра соответствуют в пантаклях сочинения Barchusen"a «Liber singularis de Alchimia» («Особенная книга об алхимии» Бархузена) «Сере» и «Меркурию». Этот пункт будет развит в специальных разделах сайта.

Один рисунок Бархузена изображает знак «Серы», соответствующий Солнцу, а знак «Меркурия», как знак соответствующий Луне, Серебру. Символы «Серы» и «Меркурия», как начал, могут применяться: к «Сере» и «Меркурию», взятых в смысле Материи Камня, а равно и к Золоту и Серебру.

Так как «Сера» устойчива, а «Меркурий» летуч, то алхимики изображали первую Львом, царем зверей, а «Меркурий» - Орлом, царем птиц. «Меркурий» философов есть летучая часть материи; Лев - часть устойчивая, Орел - часть летучая. Философы говорят только о борьбе этих двух животных (Пернети «Мифы Древней Греции и Древнего Египта). Следовательно, Орел, пожирающий Льва, будет означать улетучивание твердых частей; наоборот, Лев, пригвождающий Орла, будет означать осаждение летучего («Меркурия») помощью «Серы». Скажем мимоходом, что слово «Орёл» в сочинении Евгения Филалета имеет иное значение: для него это символ совершенства в операции. Таким образом, семь орлов означают семь совершенств (см. «Entree ouverte au Palais ferme du roi» («Открытый вход в закрытые палаты царя»).

В том же символическом смысле употребляли изображения двух драконов или змей, из коих одна крылатая, а другая без крыльев.

Мы говорили о главных символах «Серы» и «Меркурия». Существует бесконечное множество других символов, что весьма понятно, если вспомнить изречение: «Сера», будучи мужским и устойчивым, а «Меркурий» - летучим и женским, представляются веществами противоположными (устойчивость, летучесть) или животными различных полов (самцом и самкой). В фигурах Ламбспринка (de Lambsprinck) они изображены в виде двух рыб, льва и львицы, оленя и лани и, наконец, двумя орлами. Наиболее употребительный - это символ двух собак. «Сера» называется кобелем, а «Меркурий» - сукой. «Сын мой, возьми черных собак, соедини их, и они родят» (Calid «Secrets d"Alchimie») (Калид«Секреты Алхимии»).

«Сера» и «Меркурий» имели громадное количество символических имен, из которых необходимо знать главные.

Синонимы «Серы»: резина, масло, солнце, точность или устойчивость, красный камень, кислое молоко, шафран, мак, желтая медь или латунь, сухое, краска, огонь, спирт, агент, кровь, дух, красный человек, земля, царь, супруг, бескрылый дракон, змей, лев, кобель, бронза, философское золото и т. д.

Синонимы «Меркурия»: женское начало, белое, луна, белое золото, сырое золото, недоварёное, азот, вода, молоко, белое покрывало, белая манна, белая моча, холод, сырость, летучесть, белая женщина, терпение, белый свинец, стекло, белый цветок.

Синонимы «Соли»: кора, покрывало, яд, купорос, воздух и т. д.

СИМВОЛЫ ЧЕТЫРЁХ ЭЛЕМЕНТОВ

Четыре элемента имеют следующие знаки: «Воздух» изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечёркнутым линией, параллельной основанию; «Вода» - треугольником вершиной книзу; «Огонь» - треугольником вершиной кверху; «Земля» - треугольником, поставленным вершиной книзу и перечеркнутым линией, параллельной основанию. Шестиконечная звезда и четырехугольник символизируют четыре элемента. Элементы эти были символизированы еще следующим образом: «Воздух» изображался птицей; «Вода» - кораблем, рыбой или сосудом, наполненным водой; «Огонь» - саламандрой, драконом, изрыгающим пламя, зажженным факелом; «Земля» - горой, львом - царем зверей, или человеком. Таким образом они изображены в сочинении «Gloria mundi» («Слава мира») сборника «Mus a eum hermeticum» («Герметический музей»). В знаке «Меркурия» видели изображение кадуцея - жезла греческого бога или египетского бога с головой ибиса, над которой находится диск солнца и рога, символизирующие плодородие.

СИМВОЛЫ МЕТАЛЛОВ, КИСЛОТ И РАСТВОРЕНИЯ МЕТАЛЛОВ

Чтобы указать на операции, производимые с Золотом и Серебром, алхимики употребляли массу символов. В Алхимии Солнце символизирует Золото, поэтому знак Солнца и Золота одинаков, это круг с точкой посередине, что символизирует колёса, запряжённой четвёркой коней, небесной колесницы бога Солнца Гелиоса (Аполлона) (см. раздел сайта ). Что касается символов, то Золото и Серебро обыкновенно изображались королём, одетым в красное, и королевой, одетой в белое. "Мужское символизируется красным, женское - белым" (Isaak Holland "Opera Mineralia"). Золото и серебро изображали также в виде больших четок. Их одежды означали посторонние примеси, нечистоты, которые их загрязняют. Алхимики говорил

Алхимия (позднелат . alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Своей главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества - «философского камня». Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность.
Алхимические символы и их загадочные значения возникли из-за необходимости защиты и маскировки от мощной европейской церкви. В разгар своей практики, алхимия считалась еретическим ремеслом и каралась смертной казнью или хуже, пытками. Церковь рассматривала алхимию как способ для практикующих взойти на спасение за пределы «традиционной» методологии. Хотя древние алхимические символы родились из-за этой необходимости, основа алхимической практики базируется на внутренней трансформации и ее достижении. В качестве средства для этой трансмутации алхимики использовали изменяющиеся свойства веществ в дополнение к философским значениям самих символов.

Абракадабра:
Магическая гностическая формула (ок. I в. н.э.). Берёт начало в традиции воспевания звуков, которые своими вибрациями увлекают в возвышенные состояния духа (трансы) и очищают. Абракадабра, написанная и выговариваемая «в системе исчезания» - от полного названия до одной буквы, - удаляет болезни, злую участь, нищету и все злые энергии.
При ношении амулета этому способствует форма маятника и гравировка на нём.
Существует множество версий происхождения этого слова, самое распространенная что термин происходит от имени греко-египетского бога Абраксаса -- верховного главы небес и эонов. В этом смысле Абраксас выражает творческую волю Абсолюта, стремление мира к существованию.
Одна из версий происхождения слова основана на его созвучии с фразами на иудейском арамейском языке: עַבְדָא כְּדַברָא , avda kedavra, «что было сказано, должно быть сделано», и עברא כדברא , avra kedavra с приблизительным переводом «что сказано, должно свершиться». В арамейском b и v могли взаимозаменяться, отсюда вариант «abra kedabra» и далее «abracadabra».
Слово (заклинание против различных болезней) предписывалось использовать следующим образом. Оно выписывалось столбиком на дощечке 11 раз, при этом последняя буква каждый раз отсекалась. Получался треугольник. Такое постепенное укорачивание этого слова должно было уничтожать силу злого духа, и больной, надевая амулет, должен был постепенно выздоравливать.


Алеф:
Этот древний символ алхимии является производным от «Тайной Традиции» или Каббалы. Алеф первая буква еврейского алфавита и духовный корень всех гармоний.


Кадуцей:
Крылья кадуцея символизируют способность пересекать любые границы, воздушность; прут - власть; двойная змея - противоположные стороны в дуализме, которые, в конечном счете, должны соединиться. Две змеи, исцеляющая и ядовитая (болезнь и здоровье), имеют герметическое и гомеопатическое значение: природа может преодолеть природу. Кадуцей является символом взаимодополняющей природы этих двух сил, действующих во вселенной, и соединения двух полов. Они олицетворяют силы связи и разделения, добра и зла, огня и воды, восхождения и нисхождения, а также равновесие, мудрость и плодородие. В алхимии это мужская сера и женская ртуть, сила трансформации, сон и пробуждение, растворение и коагуляция (solve et coagula) великого Опыта, синтез противоположностей и проникающая функция медитации между высшим и низшим уровнями действительности. Палочка или жезл посланника - это ось мира, вниз и вверх по которой, между Небом и Землей перемещаются все боги-посланники и посредники.

Куб представляет землю в Пифагорейской, Индейской и Платоновских традициях. В Египте, фараон часто изображается сидящим на кубическом троне. В Индии, многие статуи божеств показаны стоя на кубе - один под каждой ногой.
По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие куб, воде - икосаэдр, воздуху - октаэдр, огню - тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику - додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который Бог-Творец использовал, чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии - определённое сочетание основных качеств - тепла, холода, влажности и сухости:

Жарко + Сухо = Огонь
Жарко + Влажно = Воздух
Холод + Влажно = Вода
Холод + Сухо = Земля



Эргон:
Это духовный древний символ алхимии для правого глаза души, в которой она смотрит в вечное. Этот символ позволяет сосредоточиться на более высоких, тонких, духовных вибраций. Он также констатирует бесконечную природу нашей души, и наши возможности, чтобы насладиться бесконечной вселенной.


Огонь:
Древний символ алхимии представляет божественную энергию, очистку, откровение, и преобразование. Одна из основных стихий, символ Духа и Б-га, торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения.


Луна:
Луна олицетворяет темную сторону природы, ее невидимый аспект; духовный аспект света во тьме; внутреннее знание, интуитивное, иррациональное и субъективное; человеческий разум в виде отраженного света божественного Солнца.
Является символом глаза ночного, а Солнце является глазом дневным. Луна символизирует также периодическое возобновление творения, время и меру. Раньше время измерялось фазами Луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на земле. Изменяясь в своих фазах, она символизирует область становления.

Павлиний хвост:
Хвост павлина, включающий все цвета радуги, воспринимался как универсальный символ. Ближе к концу алхимической работ всегда появляется этот символ. Его разноцветные перья похожи на расплавленный металл, который предвещает близость на заключительном этапа трансформации. Хвост павлина является символом плавного перехода из одной стадии в другую. Так же в исламе хвост павлина, раскрытый во всей красоте, означал либо универсум, либо полную луну или солнце в зените. Павлиний хвост появляется в 84-й эмблеме «Символического искусства» Босха как идея целого и знак соединения всех цветов.

Пентакль:
Пентакль – это магический предмет с изображением пятиконечной звезды (пентаграммы), вписанной в круг. Каждый ее луч обозначает один из пяти элементов – Воду, Воздух, Огонь, Землю и Дух. И если в прямом положении она символизирует божественное начало, то в перевернутом виде это уже знак сатаны.
Иногда пентакли называют еще пентаграммой, пентальфой, пентагероном; а также «звездой Соломона» или «печатью Соломона» – когда-то знаменитый царь носил перстень с пятиконечной звездой, она же впоследствии «украсила» и его гробницу.
Пентакль является символом гармонии, здоровья и мистических сил. Пифагорейцы принял его как признак здоровья и брака неба и земли. Пентакль имеет большую силу, как знак неба, земли, а также человеческого тела и ума. Недаром он был использован в качестве защитного эмблемы среди алхимиков и магов.




Квинкункс (Quincunx) :
Изначально этот символ присутсвовал на римской монете, чье достоинство равнялось 5/12 (что на латыни и звучит как quincunx) аса.
Свое символическое значение квинкункс обрел среди последователей Пифагорейской Школы, специализировавшейся, как известно, на мистике и математике. По Пифагору, составляющие квинкункса – четыре первоэлемента земли, воздуха, огня и воды, пронизываются монадой, эфиром. Это символ проницаемости и жизнеспособности. Квинкункс находится в основании Тетраксиса Пифагора – десяти точек, символа, открывавшего тайну универсальной природы.

В современном мире этот символ широко используется астрологами. Имея форму креста, он представляет собой космический центр: четыре точки, соответствующие сторонам света, встречаются в пятой, центральной точке встречи Неба с Землей.

Термин «алхимия» происходит от древнеегипетского названия Египта - Khem (Кем), означающего «черная земля». «Алхимия», таким образом, буквально означает «искусство черной земли» (или «египетское искусство»).

У алхимии всегда были две главные цели: превращение дешевых металлов в золото (трансмутация) и поиски эликсира жизни (бессмертия, вечной молодости). Это привело к разделению алхимиков на два отряда - идеалистов и прагматиков. Прагматики годами трудились в дымных лабораториях, закладывая основы современной химии, в то время как идеалисты, о которых в XVI веке сокрушался Парацельс, говоря, что они «носили золотые горы в своих головах, прежде чем доходили руками до огня», спекулировали теориями о поиске магического трансформирующего средства - философского камня.

Считалось, что первая трансмутация была осуществлена первым известным автором работ по алхимии Зосимой в III веке. В IV веке Гебер разработал процессы дистилляции, сублимации и кальцинирования. Он говорил, что основными качествами алхимика должны быть терпение и настойчивость, но также увековечил миф о том, что ключом к трансмутации служит соединение ртути с серой. Сейчас уже признано, что алхимики разработали лабораторные приборы, оборудование и технические приемы, а также приумножили объем научных знаний, но, как говорят нам школьные учебники и популяризаторы науки, все это ради химерической цели получения искусственного золота.

Какие же цели на самом деле преследовала алхимия? В своей книге «История химии» Джеймс Браун так формулирует цели, которые хотели достичь алхимики: «Общей целью алхимиков было выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы, над которыми Природа работала внутри земли. Семь главных проблем занимали их внимание:

1. Приготовление сложного вещества , называемого эликсиром, универсальным лекарством или «философским камнем», который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро и выполнения многих других великолепных операций.

2. Создание «гомункулуса» , или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.

3. Приготовление универсального растворителя , который растворял бы любую субстанцию.

4. Палингенез , или восстановление растений из пепла. Это был бы первый шаг к искусству воскрешения мертвых.

5. Приготовление spirifus mundi - мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.

6. Извлечение «квинтэссенции» , или активного первоисточника всей материи.

7. Приготовление aurum polabile - жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу».

Древнего Египта

Эзотерически алхимия (само слово всуе не произносили, называя это занятие «Великое дело») связана с трансмутацией свинца в золото. Но это не просто физический процесс: трансмутация требует от алхимика кардинального изменения его собственного сознания. Путем твердой самодисциплины, снов и видений он стремится превратить самое себя в философский камень. Большинство описаний этого процесса двусмысленны, уравнивают символическое с физическим.

В старых текстах Солнце (сера) и Луна (ртуть) показывались как король и королева, лежащие в одной растворяющей ванне.

В очищающем жаре нового роста они химически сливались в гермафродитную форму. Новое создание (идея, тело) проявлялось через тепло в белизне (albedo)- пресловутый «белый камень».

Так после многих лет контроля над душой и телом для истинного алхимика становилась возможной психокинетическая трансмутация вещества. Существуют легенды, что царь Соломон и Пифагор были алхимиками и что первый из них получал алхимическими средствами золото для украшения собственного храма. Наш прагматичный век с легкостью навесил на алхимию ярлык лженауки.

Но надо учитывать, что в Древние и Средние века ремесло шарлатана было весьма опасным, и попытка обмана власть имущих приравнивалась к государственному преступлению и каралась весьма жестокими методами. Между тем известно, что очень часто дружбы алхимиков добивались государи, которые без единой слезинки отправляли на плаху жен, друзей и родственников. Логично предположить, что если бы все опыты алхимиков были безуспешными, то за это занятие их сжигали бы на кострах.

С имволы алхимии Европы

Последняя исторически зафиксированная трансмутация произошла в Англии в 1782 году. Некий Джеймс Прайс пригласил группу видных людей к себе в Суррей. Они сообщили, что на их глазах он превратил ртуть в серебро, нагревая ее с белым порошком, и в золото - с красным. Полученные слитки оказались подлинными - профессиональных ювелиров не проведешь. Когда Прайса стали принуждать изготовить еще больше порошка, он заявил, что это повредило бы его здоровью (видимо, подразумевая психокинетический аспект). Находясь в сильнейшем стрессе от возникшей перепалки, Прайс покончил с собой, выпив цианид на глазах у трех членов Королевского общества, присланных изучить его заявления.

В своих аллегориях алхимики часто использовали также человеческие, животные и растительные эмблемы, иногда причудливые сочетания фигур - такие, как дракон, крылатый змей, единорог и феникс. Почти всегда золото символизировалось королем с короной на голове и скипетром в руке.

Под слоем так называемых символов алхимии скрывается удивительная концепция - тройной ключ к воротам вечной жизни. Если считать, что алхимия есть мистерия трех миров - божественного, человеческого и стихийного, - то становится ясно, почему мудрецы и философы придумали и развили систему тонких аллегорий, скрывающих эту мудрость.