Умер 273 или 276, Гундишапур, Вавилония: убит по требованию священников - последователей Заратуштры). Наряду с зороастризмом и митраизм манихейство было одной из самых влиятельных иранских религий .

Шесть сакральных книг манихейства были написаны сирийской арамейском языке , но вскоре, для распространения религии, были переведены на другие языки, такими как: пехлеви, согдийский, уйгурский , китайский , латина , греческий , коптский .


3. Нео-Манихейство

Во времена средневековья появилось несколько движений которые были признаны как Нео-Манихейство и преследовались католической церковью как христианская ересь. Это катары и альбигойцы Западной Европы, павликиан Армении , и Богомилы на Балканах Примером использования фондов манихейства может быть напечатан латыни катарский текст Liber de duobus principiis (Книга двух принципов) .

Современная религиозная группа Сыновья Омен Израиль утверждает, что они являются настоящими продолжателями древних эссе и манихеи гностического христианства.


4. Доктрина

Соотношение сил Света и Тьмы в мире менялось на протяжении разных эпох. Изначально существовала абсолютная и идеальное равновесие между силами Света и Тьмы. Свет располагалось вверху, а Тьма - в долине, они были прообразами легкого, светлого, чистого неба и тяжелой, темной, загрязненной земли. Затем наступила другая эпоха - промежуточная, или настоящая, когда начальное равновесие было нарушено. Свет и Тьма перемешались, одно дифузувалось в другой, и между ними началась борьба. Успех в борьбе на стороне то одного, то другого, и никакая сила не может преодолеть другую. Когда наступит в будущем третья, завершающая эпоха, силы Света окончательно возьмут верх над силами Тьмы.

В манихейском учении о трех времена, или о трех эпохи, просматриваются явные параллели с буддийскими представлениями о трех кальпы (временные отрезки в индийской и буддийской космогонии), три солнца, три времени: эры Синего солнца, когда землей руководил Будда прошлого Кашьяпа, эры Красного солнца (настоящего), когда в мире распространяется благодать Будды Шакьямуни , и эры Белого солнца, когда на землю придет Будда будущего Майтрея. Тогда силы зла, или Тьмы, будут окончательно побеждены, те, кто признал учение о трех эпохи, будет спасен, а остальные будут сметены "небесным ураганом" погибнут в ужасных муках.

Такая же идея о трех этапах отношений между Светом и Тьмой содержится и в тибетском буддизме , что, в частности, воплотилось в легенде о стране Шамбала , где большие посвящении ведут борьбу с силами тьмы и удерживают мир от окончательного разрушения, ожидая эпоху, когда приход Будды будущего изменит равновесие сил в пользу света.

Абсолютно все учение Мани дуалистическое, это утверждение базируется не только на противопоставлении сил Света и Тьмы. Манихеи говорили, например, о существовании Дерева жизни и Дерева смерти. Мани объяснял, что Древо жизни является одновременно Древом добра и соотносится с такими сторонами света, как север, восток и запад. Древо смерти соответствует югу. Интересно отметить, что юг во многих ранних религиозных представлениях отвечал взлома начала, юдоли злых и голодных духов, и удержать их на месте можно было, только обратившись лицом к югу.

Руководителя Царства Света Мани называл Отцом Света или Отцом Величия он также является Бог Отец или Великий Отец Света. Он есть воплощенное добро и благодать и проявляется в четырех божественных формах: как Божественность, Свет, Сила и Мудрость. Отсюда название чотириликий Отец Величия. Отец Мира также наделен пятью "славными качествами", "Слава" или "добродетелями": умом, знанием, умом, мыслью и осмотрительностью, которые и позволяют ему мудро править этим миром. Естественно, ни один из этих проявлений сравнимое с обычными человеческими понятиями, например, о могуществе или свет; все эти черты явно превосходят любую мысль о них.

Божественные черты конкретизируются в 12 проявлениях, добродетелях или благодатных качествах. Это - верховная власть, мудрость, победа, примирение, чистота, истина, вера, долготерпение, прямота, благодеяние, справедливость, свет. Как следствие число 12 в манихействе превращается в священное число.

Царству Света во главе с Отцом Величия противостоит Царство Тьмы, которым руководит злой, коварный и хитрый Царь Тьмы. Он руководит немало, ему помогают мириады злых духов и демонов . Он прибегает к колдовства и обмана, затягивая в свои сети все новых и новых последователей.

Вместе Царь Тьмы выступает как наставник "темной", т.е. загрязненной, земли и пяти миров - огня, дыма, ветра, воды, темноты. Они противостоят пяти светлым элементам, которыми владеет Отец Света (свет, ветер, огонь, вода, эфир). Все темные элементы являются физическими как следствие тяжелыми, стремящихся вниз, а светлые элементы - духовными, легкими и направляются вверх.

Когда два царства находились в полном равновесии, поскольку оба являются обязательными, необходимыми и вполне равноправными элементами мироздания. Но однажды равновесие было нарушено - Тьма вторгалась в Царство Света. Различные версии имеют различие в том, что положило начало этому дисбаланса: или демоны перешли запретную черту, или сам обладатель Царства Тьмы сделал это. Так или иначе, с тех пор началось долгое противостояние двух царств, которое, естественно, отразилось и в душах людей.

Манихейская космогония так трактует дальнейшие события. Ведущий ее элемент - это понятие "вызова" или "призыва", точнее - ряда вызовов, которые посылают друг другу свете различные божества. Вызов и отклик на него, в свою очередь, также может быть вызовом, являются ключевыми понятиями в манихействе, суть которых станет ясна из дальнейшего изложения.

Руководитель Царства Света путем сложных актуализаций послал своего единородного сына, первочеловека (или Сына Света), в Царство Тьмы для решительной борьбы с миром зла. По другим версиям, в результате "первого вызова" появилось два духовных початка, фактически воплощения самого Отца Величия - Мать Жизни и первочеловека. Первочеловек была вооружении пятью священными силами, или чудесными элементами, - светом, ветром, огнем, водой и воздухом (эфиром). Во многих легендах первочеловека вызывает себе на помощь пяти светоносных божеств, или сыновей, каждый из которых отвечает за один из светлых элементов. Но первочеловека не учла коварства и подлости, на которые способен князь Тьмы, - он был приколисаний, а пять священных элементов поглощены тьмой.

Когда Сын проснулся, он понял, в каком плачевном состоянии, и закричал о помощи. Отец, услышав крик первочеловека, направил к нему особых посыльных - Духа Живого, Вторая Света и Великого Строителя. Дух Живой (Михрьязд) - центральная фигура в этой триаде. По другой версии, на этом этапе шла целый ряд "призывов": Друг Мира вызвал Великого Строителя, Великий Строитель воззвал к Духу Живого, а тот в свою очередь призвал себе на помощь пять сыновей.

Посланнику следовало поторопиться, иначе пребывание первочеловека (по некоторым трактовкам - вместе с Матерью Жизни) в Царстве Тьмы мог бы закончиться его гибелью. Поэтому Дух Живой вовсю бросился к чертогов зла. Достигнув границы, которая пролегала между Царством Света и Царством Тьмы, он громко ответил на призыв первочеловека, провозгласив этим о чем приближения помощи. Но окончательная победа над злом не достигнута: пять священных элементов остались в плену Царства Тьмы и должны быть уволены.

Вокруг "замкнутых частиц света" строилась вся космогония манихеев. Например, из объяснений Мани, Дух Живой осознал, замыкание элементы так просто не освободить из Царства Тьмы, и разработал целую стратегию освобождения. Прежде всего, он создал весь космос для того чтобы очистить или "вытянуть назад" свет, поглощенный Царством Тьмы. С частиц света, которых не коснулась Тьма, Дух Живой создал солнце и луна. С света, уже нарушенного тьмой, были созданы звезды, ветер, огонь и вода, которые находились в постоянном движении. Материальный мир был создан из остатков побежденных демонов: в частности, с их костей возведены горы, из шкур создано десять небес, из мяса и нечистот - восемь земель (иногда речь идет о четырех земли).

По некоторым версиям, творцом мира был не Дух Живой, а сам Отец Света. Три высших божества - первочеловек, Дух Живой и Мать Жизнь - умоляют Отца Света сделать последний, "третий вызов", в результате появляется Третий посланник, который в свою очередь, вызывает 12 дев. Они заставляют мужских демонов Тьмы выбросить семя, от которого происходят растения, а женские демоны дали начало животному миру. Силы Тьмы идут на очередную хитрость. Жена Царя Тьмы создает два пола, воплощенных в Адаме и Еве, чтобы закрепить телесный, физический начало в мире, привязать чистый дух к тяжелому тела. И хотя в мужчине преобладают светлые элементы, а женщине - темные, оба (и каждый человек) результат смешения частиц света и тьмы.

Чтобы пробудить Адама от сна, Третий посланник призывает Иисуса Сияние, новую эманацию. Иисус Сияние раскрывает глаза Адама заставляя поживиться от дерева жизни. Тем самым Иисус Сияние проложил тропу, по которой, и другие души должны быть отделены от Тьмы. Для помощи душам Иисус Сияние перерождается в Ум Мира, который будет проявляться во всех последующих пророков. В манихейском учении важное значение имеют луну и солнце. С наиболее хорошо сохранившихся световых осколков создаются солнце, и луна. На обоих этих светилах находятся троны Отца Величия.

Месяц столбу славы, или сверхчеловека, принимает мир и души с земли и передает их на солнце, из солнца они попадут на Новый Эон Свет, где будет им вечный покой. Этой новый Эон заменит старый мир, который должен погибнуть. Новый Эон построил Большой строитель, Первый Архитектор.

Только свет очиститься от Тьмы и попадет в Новый Эон, мир будет уничтожен большим огнем, гореть 1468. И все же кто не очистится, находиться в могиле, из которой выбраться не смогут. Эта могила находиться в центре эона Света. Но до пожара начнется Великая Война, после завершения которой появится Иисус для Последнего Суда. Представление о Последний Суд Мани, скорее всего взял с синоптических Евангелий (Мф 25.31 сл. Пар.)

После наступления полного порядка начнется третье время, но "... день, месяц, год остановятся" Все части мира вернуться в отцовский Величия, вся Тьма вернется в царство Тьмы.


Манихейство

Из числа еретических учений, враждебных христианству и близких , необходимо указать на манихейство . Его основоположник перс Мани (216-276), много путешествовавший по Ирану, Средней Азии и Индии и казненный персидским шахом, опирался на религиозные идеи зороастризма и, по всей вероятности, испытал влияние гностицизма.

Именно в манихействе исконный зороастрийский дуализм света и тьмы, добра и зла доведен до его крайней и, можно сказать, классической формы. В гностицизме эта противоположность, трансформированная уже как противоположность духа и материи, все же возводилась в конечном итоге к единому духовному началу в виде «плеромы» . В философском учении современника Мани Плотина материя понималась как тьма, чьё существование обязано отсутствию света божественного первоединства. В манихействе же материя, которая тоже отождествлялась с тьмой, выступала в качестве начала, столь же вечного и неистребимого, как и свет. Два эти начала ­- божественное и дьявольское ­находятся в постоянной и непримиримой борьбе между собой.

Основной этико-социальный вывод, сделанный Мани из этого представления, состоял во враждебном христианству утверждении о неистребимости зла в окружающем мире . Можно считать, что это крайне пессимистическое воззрение отражало умонастроения народных низов, их недовольство эксплуататорскими порядками, казавшимися им чем-то извечным и непреодолимым.Однако манихейство предлагало и путь преодоления мира зла , прежде всего, этическим путём. Манихейский дуализм распространялся и на человека, душа которого так же раздвоена, как и все в мире. В основном это темное начало, однако оно содержит в себе и частицы света, которые человек и должен спасать от власти материи. Это спасение осуществимо в условиях строжайшего аскетизма: воздержания от мясной и некоторых видов растительной пищи, полного безбрачия, избегания контакта с «тленными» вещами.

Но еще более важно отметить, что, опираясь на манихейство, в III-IV вв. в Иране, Египте и Сирии имели место серьезные движения, направленные против социального зла , в особенности против имущественного неравенства. Иногда этими движениями руководили манихейские проповедники. Они возникли в результате недовольства низших слоёв населения, вызванного усилением государственной и развивавшейся феодальной эксплуатацией, и часто были направлены против государственной церкви, освящавшей эту эксплуатацию (в восточной половине Римской империи основным противником манихейства стала христианская церковь).

В духе гностицизма Мани отрицал человеческую природу Христа и считал его, поскольку он был якобы исторической личностью, лжеучителем. Подлинным же утешителем (параклетом), посланником царства света он рассматривал только себя.

Общины манихеев представляли собой довольно стройную церковную организацию, влияние которой на Востоке распространялось вплоть до Китая. В Римской же империи христианская церковь объявила учения манихеев ересью.

Использованная литература:

1. Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высш. школа, 1979. — 448 с.

Манихейство (явившееся в III в.) представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра. Основателем манихейства был Манес, персидский маг, а затем пресвитер в персидском городе Егваце. Лжеучение его состояло в следующем. От вечности существуют два царства: добра и зла, света и тьмы, которые находятся в постоянной борьбе между собой. Во время этой войны один из эонов царства света, Первый Человек (называемый у манихеев Христом, Иисусом) потерял часть своего светлого существа. Для освобождения ее Отцом света был послан Животворящий Дух. Освобожденная часть Первого Человека была помещена в солнце и есть Бесстрастный Иисус; другая же часть, поглощенная царством тьмы, есть страждущий Иисус. Из смешения поглощенной части света страждущего Иисуса с тьмой и явился видимый мир, так что этот Иисус становится душой мира. Мировая душа стремится к освобождению из уз материи, чему помогают Бесстрастный Иисус и Животворящий Дух. Чтобы положить конец этому, сатана заключает все имеющие в царстве тьмы частицы света в материю и творит человека. Подобно миру, человек состоит из смешения света и тьмы, и две души, живущие в нем, добрая и злая, постоянно ведут борьбу между собой. Для освобождения своей страждущей половины, Бесстрастный Иисус сходит с солнца на землю и принимает вид человека, но не существо. Христос, по учению Манеса, не имеет действительного тела, а только призрачное, и страдания его на кресте были призрачны. Явившись на землю, Он открыл людям, что они духовного происхождения, и указал средства освободиться от материи. Ученики Христа под влиянием чувственности извратили учение его. Чтобы очистить свое учение от примеси чувственности, Христос, согласно обещанию своему, послал Параклита, который явился в лице Манеса. Средством освобождения от материи, которая есть седалище зла, служит, по учению Манеса, строгий аскетизм. Признавая себя главой церкви, Манес имел 12 учителей, названных апостолами, 72 епископа и потом пресвитеров, дьяконов и евангелистов. Его последователи разделялись на оглашенных и совершенных, и последние должны быть безбрачны, не вкушать скоромной пищи и питаться только растениями. Убегая от преследователей своих – персидских магов, Манес обошел Индию до Китая, долго жил в пещере Туркестана и здесь изложил учение свое в книге, сделавшейся для его последователей евангелием; а по возвращении в Персию с него содрали с живого кожу, когда он обещал персидскому царю Бахраму I исцелить его сына и не смог. Манихейство особенно сильно было в IV и V вв. и продолжалось даже в средние века.

  • 7.Эмпедокл о четырех элементах бытия.
  • 8.Проблема истинного «я» в раннем и позднем буддизме.
  • 9.Основные понятия «Наукоучения» Фихте.
  • 10.«Гомеомерии» Анаксагора и «атомы» Демокрита как элементы бытия.
  • 11.Главные этапы развития философских идей в Украине.
  • 12.Диалектические идеи гегелевской философии. Триада как форма развития.
  • 13.Софисты. Проблема множества бытия в ранней софистике.
  • 14.Сократ и сократовские школы. Проблема «блага» в философии Сократа и сократовских школах.
  • 15.Определения философии, распространенные в Киевской Руси.
  • 16.Антропологический материализм л. Фейербаха.
  • 17.Теория идей Платона и ее критика Аристотелем. Аристотель о видах бытия.
  • 18.Философия в Киево-могилянской академии.
  • 19.Априоризм философии и.Канта. Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • 20.Проблема «блага» в философии Платона и проблема «счастья» в философии Аристотеля.
  • 21.Учение Платона и Аристотеля об обществе и государстве.
  • ? 22.Немецкий идеализм и философская мысль в Украине.
  • 23.Понятия трансцендентного и трансцендентального. Сущность трансцендентального метода и понимания его Кантом.
  • 24.Аристотель как основатель силлогистики. Законы и формы логического мышления. Учение о душе.
  • 25.Философское наследие м.П. Драгоманова.
  • 26.Система трансцендентального идеализма Шеллинга. Философия тождества.
  • 27.Епикур и епикурийцы. Лукреций Кар.
  • 28.Социокультурные предпосылки возникновения философии Древней Индии.
  • 29.Основные категории логики Гегеля. Малая и большая логика.
  • 30.Практическая философия скептиков, стоиков и эпикурейцев.
  • 31.Общая характеристика и основные идеи славянофильства (о.Хомяков, и.Киреевский).
  • 32.Философские учения ф.Бекона и т.Гоббса. «Новый органон» ф.Бекона и его критика силлогистики Аристотеля.
  • 33.Проблема реальности в буддизме и веданте.
  • 34.Т.Гоббс. Его философия и теория государства. Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист.
  • 35.Неоплатонизм как завершение истории античной философии.
  • 36.Философия русского марксизма (в.Г.Плеханов, в.И.Ленин).
  • 37.Философия последователей и критиков Декарта. (а.Гейлинкс, н.Мальбранш, б.Паскаль, п.Гассенди).
  • 38.Соотношение веры и знания в христианской философии. Греческая патристика Средневековья, ее представители. Дионисий Ареопагит и Иоанн Дамаскин.
  • 39.Проблема освобождения в индийской философии.
  • 40.Философия г. Лейбница: монадология, учение о предустановленной гармонии, логических идеях.
  • 41.Общая характеристика догматики раннего Средневековья. (Тертуллиан. Александрийская и каппадокийская школы).
  • Каппадокийские "отцы церкви"
  • 42.Введение христианства в Киевской Руси и его влияние на смену мировоззренческих парадигм.
  • 43.Философия р.Декарта как основателя современного рационализма, принцип сомнения, (cogito ergo sum) дуализм, метод.
  • 44.Гностицизм и манихейство. Место и роль этих учений в истории философии.
  • 45.Роль Острожского культурно-образовательного центра в становлении и развитии реформационных и гуманистических идей.
  • 47.Августин Аврелий (Блаженный), его философское учение. Соотношение августинизма и аристотелизма.
  • 48.Философия г.Сковороди: учения о трех мирах (макрокосм, микрокосм, символическая реальность), и их двойственной «натуре», учение о «родстве» и «сродном труде».
  • 49.Философия Дж.Локка: эмпирическая теория познания, рождении идеи, сознание как tabula rasa, учение о «первичных» и «вторичных» качествах, учение о государстве.
  • 50.Общая характеристика схоластики. Боэций, Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
  • 51.Субъективний идеализм Джорджа Беркли: принципы бытия вещей, отрицания существования «первичных» качеств, могут ли «идеи» быть копиями вещей?
  • 52.Соотношение реалий и универсалий. Номинализм и реализм. Учение Пьера Абеляра.
  • 53.Скептицизм д.Юма и философия «здравого смысла» Шотландской школы.
  • 54.Значение арабской и еврейской философии. Содержание учений Авицены, Авероеса и Моисея Маймонида.
  • 55.Раннее итальянское и Северное Возрождение (ф.Петрарка, Бокачио, Лоренцо Валла; Эразм Роттердамский, т.Мор).
  • 56.Английский деизм 18 в. (е.Шефтсбери, б.Мандевиль, ф.Хатчесон; Дж.Толанд, е.Коллинз, д.Гартли и Дж.Пристли).
  • 57.Расцвет схоластики. Взгляды ф.Аквинского.
  • 58.Неоплатонизм и перипатетизм эпохи Возрождения. Николай Кузанский.
  • 59.Философия французского Просвещения (ф.Вольтер, ж-ж. Руссо, ш.Л.Монтескье).
  • 60.Р.Бэкон, идея позитивного научного знания в его трудах.
  • 61.Натурфилософия позднего Возрождения (Дж. Бруно и другие).
  • 62.Французский материализм 18 в. (ж.О.Ламетри, д.Дидро, п.А. Гольбах, к.А.Гельвецый).
  • 63.Вильям Оккам, ж.Буридан и конец схоластики.
  • 64.Проблема человека и социально-политические учения эпохи Возрождения (Дж.Пико делла Мирандола, н.Макиавелли, т.Кампанелла).
  • 65.Ранняя американская философия: с.Джонсон, Дж. Эдвардс. «Век просвещения»: т.Джефферсон, б.Франклин, т.Пейн.
  • 44.Гностицизм и манихейство. Место и роль этих учений в истории философии.

    Гностицизм (от греческого gnosis - знание) - общее название учений, сторонники которых стремились "познать", понять свою веру. Его наибольший расцвет приходится на середину II в.

    Гностицизм был одной из первых попыток, направленных на то, чтобы преобразовать христианскую веру и знание и построить на ее основе мировоззрение. Гностицизм являлся синкретической доктриной, которая стремилась в себе соединить идеи Востока и Запада. В нем преобладали вавилонские, египетские, сирийские, еврейские религиозные начала. Он предшествовал христианству и исходил из религиозно-мифологических представлений Востока (кроме еврейских это были, в частности, элементы вавилонских, персидских, египетских и других представлений). К ним присоединялись философские идеи учения стоика Посидония, Платона и неопифагорейцев. Гностицизм оперировал чувствами в большей степени, чем разумом, и преобразовывал веру не столько в знание, сколько в мифологию и теософию. В течение нескольких веков своего существования он принимал различные виды и разновидности, развивался сначала на Востоке, главным образом в Сирии, расцвета же достиг в середине II - начале III в.

    Гностицизм был старше христианства.

    Дохристианский гностицизм охватывал в то время только небольшие, незначительные секты, а исторический вес он получил уже как христианская доктрина, имеющая значительную силу и содержащая разнообразные идеи.

    К учению Христа гностицизм был приспособлен поверхностно.

    Фактор зла гностики видели в материи. Будучи злой, она не может быть зависимой от Бога.

    Сущностью гностицизма являются:

    1) крайне дуалистическая и пессимистическая концепция мира: зло является таким же вечным элементом, как и добро; зло происходит из материи, добро - от Бога;

    2) историческая концепция мира как борьбы злых и добрых сил, которая должна была объяснить, откуда в мире появилось зло;

    3) аллегорический метод выведения этих концепций из Библии.

    Гностицизм был самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением. Однако он являлся предзнаменованием зарождения нового этапа в развитии мышления - средневековой христианской философии. Его характеризовал религиозно-философский синкретизм, проявившийся в христианской форме.

    По отношению к тому или иному элементу различаются следующие направления гностицизма: иудейский гносис, языческий гносис, христианский гносис.

    Особой чертой, присущей всем направлениям гностицизма, является дуалистическое объяснение мира, источник которого - в персидском зороастризме. Зороастризм - дуалистическая древнеиранская религия, создание которой приписывается мифическому пророку Зороастру (Заратустре). Его центральной идеей является постоянная борьба двух принципов: добра, воплощенного в светлом божестве, и зла. воплощенного в темном божестве. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, космическое значение. Она выступает борьбой материи, т. е. зла, с духом, носителем света и добра. Зло происходит из материи, добро - от бога.

    Важной проблемой гностицизма была теодицея. Теодицея (от греческого theos - бог, dike - справедливость) - оправдание бога. Обычное название для религиозно-философских трактатов, преследующих цель оправдать тем или иным образок видимое и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, всемудрого, всеблагого бога и существованием зла и несправедливости в мире. т. е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если бог добр и справедлив.

    Гностическое понимание божества обусловлено специфическим представлением о месте человека в мире и о его искуплении. Грешность - это не вина человека, так как душа индивидуального человека является лишь полем боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами. Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и познает.

    Существенной чертой гностицизма была мистика. Познание бога у гностиков не рационально, а имеет сверхъестественное содержание.

    К концу II столетия формирующаяся официальная церковь начинает вести борьбу с гностицизмом. Причиной этого был прежде всего недоступный большинству верующих уровень его суждений. Гностики, как правило, весьма сложно, в аллегорической форме интерпретировали Библию, а это открывало путь к ереси. Неприемлемыми были также их туманные, псевдофилософские и мифологические объяснения. Крайний дуализм этого учения был основан на полной независимости материи от бога, ограничивал божественное всемогущество и тем самым подрывал монотеистическую сущность христианства.

    МАНИХЕЙСТВО

    Манихейство относится к еретическим учениям, близким к гностицизму. Его основателем был персидский мыслитель Мани (прим. 216-270 гг.). В Индии его считали автором новой религии.

    Манихейство - религиозно-философское учение, возникшее в 3 в. на Ближнем Востоке и распространившееся в 3-11 вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Средней и Центральной Азии нашло более благоприятную почву и в 8-9 вв. стало государственной религией уйгуров. М. основано на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет - тьма, добро - зло); оно соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область Месопотамии).

    Как религиозно-философское учение манихейство представляло собой:

    1) рационалистический подход;

    2) радикальную форму материализма;

    3) пафосный дуализм добра и зла, понимаемых в манихействе не просто как моральные, но также и как онтологические и космические начала. (По мысли Августина, "манихеи утверждают существование двух начал, во всем различных и противоположных, но в то же время вечных и взаимосвязанных, неразделимых... эти две субстанции - в вечной борьбе и смешении".)

    Основатель М. - Сураик, прозванный Мани (214-277), из персидского княжеского рода.

    Дуалистическое учение М. развертывается в системе "трех времен". В "первое время " существуют два вечных противостоящих принципа: Добро и Зло, Свет и Тьма. "Природа Света едина, проста и истинна", поэтому не допускает слияния с Тьмою. "Второе время " - этап смешения двух принципов. Зло (материя) вторгается в царство Света. Благой Отец, Владыка Света, порождает Матерь Жизни, а та - Первочеловека, который вступает в борьбу с архонтами (духами зла), терпит поражение и пленяется тисками материи. Для спасения Благой Отец порождает через Матерь жизни Духа живого (Логос), который побеждает архонтов и создает космос для очищения Света, поглощенного материей. Солнце и луна способствуют освобождению божественного Света: Луна принимает души умерших во время своего увеличения, а с убыванием отправляет их к Солнцу, которое пересылает их к Богу. "Третье время " - период окончательного разделения Света от материи и торжества Добра. Люди в М. являются творениями тьмы (материи), которая заключила их души - искры Света - в оковы плоти. Человек создан по образу Первочеловека, увиденного материей на Солнце, поэтому он божественен. Освобождение души - исторический процесс, происходящий через Великих посланников Благого Отца.

    Мировоззренческую и историко-религиозную доктрину характеризует следующий текст самого Мани: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланников Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддою, в земле индийской; в другое время через Зороастру - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса, в краях западных. После того сошло на землю это нынешнее откровение... через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской". С величайшим почитанием Мани относился к Иисусу, указывая, что через этого человека действовал небесный дух, Христос, просвещавший низшую природу людей. Однако для манихеев Христос воплотился лишь внешним образом, такой же внешней и лишь видимой была Его смерть и воскресение. Мани разделял и свойственный гностицизму обычай противопоставления Бога Ветхого Завета Богу Нового Завета.

    В 3-4 вв. оно захватило огромную территорию от Китая до Африки. Во времена императора Диоклетиана начинаются карательные действия против манихеев со стороны государства и ортодоксального христианства. Сохранилось в Средней Азии до настоящего времени. Источниками являются сочинения Августина Блаженного, который 8 лет принадлежал М., но только лишь на первой из трех ступеней посвящения. Немецкий ориенталист Кесслер собрал фрагменты М. учения и издал отдельным трудом (1889).

    "

    Основателем - Мани (+ 277).

    С момента своего возникновения и на протяжении всего в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене . В Карфагене к секте примкнул блж. Августин Иппонийский и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в Христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в XIII в. в результате монгольских завоеваний. В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в и XII вв.

    Жестокие гонения, которым манихейство подвергалось и на Востоке, и на Западе, не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство , богумильство и в особенности западное перерождение последнего - ересь катаров , или альбигойцев .

    Учение

    Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение:

    "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланных Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой , в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса , в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) откровение и последовало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской".

    По другим свидетельствам, Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех откровений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по Евангелию Иоанна (Ин. 14, 16 и далее).

    Манихейство исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально, - к свету и тьме. Но "природа света едина, проста и истинна", следовательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно, существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безусловно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

    Светлое бытие

    Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого, или благого, бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или "Царя светлости", его среду, или "светлый эфир" и его царство, или рай, "землю светлости". Божество имеет пять нравственных атрибутов, или "членов", - любовь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств - спокойствие, знание, рассуждение, "тайна" (или скрытность) и понимание; наконец, "земля светлости" имеет также пять "членов", или особых способов бытия, аналогичных "стихиям" нашего мира, но только в их положительном, или добром, свойстве: воздух, или благотворное веяние, ветер, или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из основных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра, или света, сходятся вместе для произведения одного конкретного существа - первочеловека, или небесного Адама.

    Темная сторона

    Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, основные проявления, или "члены", темной земли суть: яд, или зараза (в противоположность благотворному веянию, или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы - сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удовлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмой первочеловек. Образованный сначала из десяти основ Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементов "светлой земли": он надевает "тихое веяние", как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризой, покрывается щитом из водяных облаков, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные "матерью жизни" (то же, что "райская земля") светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верховное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения с тьмой. Такой взгляд в основе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главную часть мировой машины Мани видел в Месяце и Солнце, которые он называл световыми кораблями. По его представлению, Месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, Солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горние небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочеловека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунной областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди - Адам и Ева , в которых и перешли световые частицы небесного "панциря". Затем передается довольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении человечества на две линии - Сифову и Каинову . Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и руководством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, чрез известных в истории избранников (см. выше).

    Иисус Христос

    Богослужение

    Богослужебная сторона религии не получила в манихействе большого развития; известен, однако, сохранившийся и в позднейших средневековых отраслях манихейства обряд возложения рук, называвшийся "утешением" (consolamentum); на молитвенных собраниях пелись особые гимны, сопровождавшиеся инструментальной музыкой (предпочиталась лютня), и читались священные книги, оставшиеся от основателя религии.

    Источники

    Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина , посвященные полемике с манихеями), но в конце XIX в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

    Источниками для изучения собственно манихейства служили прежде главн. образом:

    1. "Acta disputationis Archela ï cum Manele" - сочинение, написанное первоначально (как доказал Кесслер) на сирийском языке, но сохранившееся только в латинском (и отчасти греческом) переводе (изд. Routh, "Reliquiae Sacrae", V, Оксф., 1848); хотя связанное с вымышленной историей, оно представляет ценные данные, - и
    2. сочинения блаж. Августина , из коих некоторые, посвященные специально манихейству, содержат выписки из манихейских книг; но Августин принадлежал в течение восьми лет к манихейству лишь на низшей ступени посвящения (auditor), поэтому сообщаемое им хотя достоверно, но недостаточно.