Передачи можно слушать на частоте 102,3 FM – Коломна, Юг Москвы и Московской области Подключиться к онлайн СМИ радио "Благо" из Коломны и слушать наши передачи Вы можете круглосуточно. Утро можно начать с зарядки. Потом привести в порядок ум в "Университете" Вам поможет философия . В обеденный перерыв неплохо слушать авторскую песню , программа Время Культуры познакомит Вас с художниками, композиторами, писателями. Дивные повести о Гражданах Неба и несколько минут классической музыки предупредят чтение доброй книги. Перед сном пригласите малышей послушать по радио сказку, а сами узнайте новое из истории Отечества.

Слушать СМИ радио «Благо» онлайн.

Адреса потока онлайн-вещания:

Мы предлагаем 6 различных потоков онлайн-вещания СМИ из Коломны, слушать которые можно в разных категориях качества.

Чтобы слушать онлайн на смартфоне Android (HTC, Samsung, Sony, LG и т. д.) мы рекомендуем следующие бесплатные приложения:

Что такое СМИ Радио Благо 102,3 FM в Коломне?

Интернет СМИ www.сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Редакция не предоставляет справочной информации.

Вот уже больше десяти лет, как сайт радио "Благо" 102,3 FM в Коломне работает и вызывает интерес слушателей как онлайн-радио так и offline.

Все это происходит исключительно благодаря вам!

Еще раз спасибо! Мы тоже вас любим!


Ирина Зайцева, главный редактор

Время культуры

Пишите нам:

Общередакционный адрес:

Правовая информация

Редакция и издатель

© 2000-2015 сайт

Все права защищены

Интернет СМИ 102,3 FM сайт

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ТУ50-02262 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Некоммерческой Организации "Благотворительный . 16.09.2015 г.

Правила использования материалов

Веб-сайт www.сайт (далее - Сайт) содержит материалы, охраняемые авторским правом, товарные знаки и иные охраняемые законом материалы, в частности тексты, фотографии, видеоматериалы, графические изображения, музыкальные и звуковые произведения и др. Коллективу редакции сайта принадлежит авторское право на использование содержания Сайта (в том числе право на подбор, расположение, систематизацию и преобразование данных, содержащихся на Сайте, а также на сами исходные данные), кроме случаев, отдельно отмеченных в содержании опубликованных на Сайте материалов.

Пользователь Сети имеет права на

Использование размещенных текстовых материалов в объеме не более 300 (трехсот) знаков, без учета знаков препинания, с упоминанием имени автора, а также с ссылкой на сайт и адрес www.сайт. При перепечатке материала сайт в интернете необходимо указать адрес (URL) по которому первоначально был опубликован материал;

Свободное воспроизведение аудиофайлов, видеороликов и фотоизображений в личных некоммерческих целях (личные блоги, прочие личные ресурсы). При таком использовании необходимо указать имя автора (имя фотографа),

© Радио "Благо" и адрес: www.сайт.

Во всех случаях мы будем благодарны, если вы проинформируете нас об использовании наших материалов. Полное или частичное воспроизведение материалов, размещенных на веб-сайте www..ru , без письменного разрешения правообладателя запрещается.

История

«В эфире Коломны звучит – коломенское Радио "Благо". Вы можете слушать нас на частоте 102,3 FM и онлайн-вещание на нашем сайте».

Разве могли мы подумать, что идея создания Коломенского Радио может вырасти в реальный проект, который всецело обязан сайту «Радио для себя». Мы даже не надеялись, что когда-нибудь мы пройдем по этой шаткой лестнице «Средства массовой информации» и однажды вдруг увидим в руках несколько видов «Лицензий». Поэтому – искренняя благодарность Сергею Комарову, генеральному директору ООО «Радиовещательные технологии » - это его удивительный оптимизм: «Делайте – и получится», нас вдохновил.


Валентина Терешкова – первая в мире женщина-космонавт, нас поддержала. Евгений Велихов, президент Российского научного центра “Курчатовский институт”, Василий Симахин, Алексей Павлинов, Роман Фалалеев, Игорь Шаханов - помогли создать техническую базу. Игумения Ксения, настоятельница Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря, Людмила Швецова, Елена Камбурова, Григорий Гладков, Лариса Белогурова, Валерий Шалавин, Сергей Степанов, Владислав Дружинин-режиссер, Леонид Кутсар-актер, Станислав Федосов-актер озвучили и озвучивают многие наши программы. Всем Вам, кто участвовал и участвует в создании Радио "Благо" наша любовь и благодарность.

(1401-1483)

Преподобный Макарий Калязинский, в миру Матфей, сын славного боярина Василия Кожи, родоначальника дворянской фамилии Кожиных, родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина Тверской губернии.

В семье Кожиных кроме Матвея было еще два сына, Александр и Григорий, и дочь Ксения. Александр стал родоначальником дворян Кожиных, Григорий, в постриге Геннадий – известным церковным деятелем Тверского княжества: до 1461 г. он был архимандритом Тверского Отроча монастыря, а с 1461 по 1477 г. – Тверским епископом. Племянник Макария, сын Ксении и дмитровского боярина Ивана Гавренева, Паисий (ум. 1504 г.), стал основателем Угличского Покровского монастыря, причислен к лику святых в конце XVI в.

Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении. Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу.

Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два – скончалась Елена.

Не имея уже ничего, что привязывало бы его к прежней жизни, Матфей постригся в иноки в Николаевском Клобуковском монастыре. Считая себя ниже всех, послушник Макарий с любовью повиновался не только игумену, но и каждому брату старшему и младшему; ночь проводил он в пении псалмов и молитве, а днем, после послушаний, читал жития святых.


Памятник Макарию Калязинскому

Не довольствуясь подвигами послушания и стремясь душою из городской обители в пустынное уединение, Макарий вместе с 7 иноками нашел место в 18 верстах от Кашина, между двумя озерами, вблизи Волги. Здесь преподобный водрузил крест и основал уединенную пустынь.

Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что возникнет иноческая обитель, которая начнет обрабатывать пустоши. Враг спасения посеял в боярине такую злобу и ненависть к преподобному, что он решил убить святого. Но неожиданно его свалила тяжелая болезнь. Страх близкой смерти пробудил в боярине раскаяние. Больной Коляга велел нести себя к преподобному и у его ног поведал о своем злом намерении и просил прощения. «Бог простит тебя», - ответил смиренный подвижник.

Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской губ.).

Распространившаяся молва об обращении боярина Коляги привела к преподобному многих, жаждавших спасения. Надо было избрать игумена. Преподобному Макарию было тогда уже не менее 53 лет, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из пришедших с ним старцев принять на себя священство и игуменство. Лишь уступая общему желанию, преподобный был посвящен во игумена Тверским епископом Моисеем.

Часовня Макария Калязинского

К первому служению алтарю Божию новый игумен готовился долгой уединенной молитвой, а потом приобщил всех братий Святых Таин. В сане игумена преподобный Макарий трудился наравне со своей братией. Впоследствии в монастыре хранились два потира, дискос и два блюда, сделанные преподобным Макарием на токарном станке.

Игумен к подвигам инока присоединил заботы и труд: наставлять братию и посетителей обители. Те, которые искренне искали спасения, в строгой жизни Макария видели сильное назидание, а в простых беседах его слышали голос опытного благочестия. Макария приходили видеть и слушать простые люди и многие вельможи. Они уважали его как отца, хотя носил он одежду худую, покрытую заплатами. По такому одеянию и по простоте обращения иные принимали его за человека простого и даже смеялись над ним. Макарий более доволен бывал, когда слышал насмешки над ним, чем тогда, когда хвалили его. Утешение для него было ходить по местам безмолвным, на природе. Тогда жителями пустынного края были дикие звери, но они были кротки с кротким рабом Божиим и иногда принимали от него пищу.

Духовная жизнь цвела в обители Макария. Не случайно ученик преподобного Пафнутия Боровского († 1477; память 1/14 мая) преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября), в 1478 году посетив преподобного Макария, записал: «Такое благочестие и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился тому». Возвратясь с Афонской горы, где прожил 9 лет, он говорил братии: «Напрасно и неумно трудился я, совершая путь в Святую Гору, помимо Калязинского монастыря, в нем можно спастись; здесь все совершается точно так же, как в киновиях Святой Горы».

Множество людей – и знатных, и простолюдинов, - просили преподобного принять их в число братии. И, надо сказать, еще при жизни преподобного Макария из обители Калязинской вышли преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая) и преподобный Паисий Угличский (память 6 июня).

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих. Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию из села Кесова Гора, вразумив его с любовью: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего». Принесший покаяние грешник исцелился, а после того стал священником в своем селе и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Другой раз преподобный вылечил мучимого бесами боярского Василия Рясина. После молитвы преподобный Макарий осенил его крестным знамением, и тот очистился. Обрадованный ниспосланной милостью Божией, он избрал иноческий путь.

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

26 мая 1521 года купец из города Дмитрова Михаил Воронков пожертвовал средства на строительство каменной церкви, вместо обветшавшей деревянной, в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф, совершив молитвословие, водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы для фундамента. Во время работ нигде не выступала вода, копатели находили только кости погребенной братии: наконец обрели неразрушенный гроб, из которого исходило благовоние. Об этом было донесено игумену; Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря Макария. Ударили в колокол, собралась братия и множество народа, радуясь обретенному сокровищу. Иноки благоговейно подняли гроб блаженного и отнесли его в палатку близ церкви, где отпели над ним панихиду. Когда же открыли гроб, излилось из него еще большее благоухание; тело преподобного оказалось совершенно нетленным, не истлели даже одежды.

С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления. Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног происходило при мощах святого. Это привлекало в обитель множество паломников. До 1547 года преподобного Макария чтили местно. Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих угодников и память его было постановлено праздновать по всей России. В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м – Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

В 1610 году обитель была разграблена поляками, многие из братии убиты. После Смуты государи нового правящего дома Романовых также неоднократно молились в ней: в 1619 году царь Михаил Федорович, в 1635-м - его отец, Патриарх Филарет. В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон имели местопребывание в Калязинской обители. В 1700 году для мощей благочестивыми жертвователями была устроена новая серебряная рака, в коей угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. По его разграблении в 1930-е годы мощи перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица, в правом приделе.

Память преподобного Макария празднуется всей Русской Церковью 17 марта и 26 мая (по ст. ст.), а в Калязине до революции отмечали еще и 16 ноября в день его тезоименитства, 18 сентября и 9 октября в дни перенесения мощей. День обретения мощей преподобного в Калязинском монастыре, начиная с середины XIX в., праздновали особенно торжественно: ежегодно 26 мая после литургии совершался крестный ход с обнесением мощей преподобного вокруг устроенного им Троицкого собора.

Келия Преподобного Макария в Клобуковском монастыре.
Кашин. 1910 год

В Клобукове монастыре долгое время сохранялась деревянная келья, в которой жил прп. Макарий, перестроенная в 1904 г. на средства В. А. Лодыгина и возрожденная в наше время. На родине преподобного, в церкви Рождества Богородицы в его честь был устроен придел, где и по сей день покоятся гробницы его родителей – Василия и Ирины Кожиных и его супруги Елены, почитаемых на кашинской земле подвижников благочестия. Почитали прп. Макария Колязинского и в Твери: так в Тверской классической гимназии на средства дворян губернии была устроена церковь его имени.

Вот Церковь Белой Троицы (построена в 1564 году). Это сейчас – самое старое здание города. В ней хранятся мощи святого преподобного Макария Калязинского. Она пережила и погром, учинённый опричниками Ивана Грозного, и "литовское разорение", и пожар 1763 года... Церковь служила убежищем для тверитян, спасавшихся от врагов, и есть версия, что она была связана с тверским кремлём подземным ходом (но попытки обнаружить его при раскопках успеха не принесли).

Акафист
преподобному Макарию Калязинскому

Кондак 1

Возбранный чудотворче, и изрядный угодниче Христов, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, преподобне отче Макарие, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти:
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудо творче.

Икос 1

Ангела тя земнаго и человека Небеснаго, преподобне отче Макарие, киими пении и песньми восхвалим, киими венцы увязем трудолюбивую главу твою, и киими словесы возвеличим многоболезненныя подвиги твоя; темже благоговейно притекающе к раце многоцелебных мощей твоих, усердно припадающе, со умилением взываем ти:
Радуйся, ревностный Христов подражателю.
Радуйся, заповедей его истинный блюстителю.
Радуйся, ангелов собеседниче.
Радуйся, преподобных похвала.
Радуйся, верных слуге Господень.
Радуйся, усердный чистоты и воздержания хранителю.
Радуйся, столпе терпения.
Радуйся, образе незлобия и кротости.
Радуйся, смиренномудрия наставниче.
Радуйся, светильниче многосветлый.
Радуйся, непостыдное христиан прибежище.
Радуйся, безмездный врачу немощствующих.

Кондак 2

Видяще благороднии твои родителие во младости тя, богомудре, совершенная мудрствующа, Господу, даровавшему ти таковая, воспеваху благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 2

Разум неуклонный имел еси, преподобне Макарие, аще и юн быв телом, но стар сый умом: вся бо мира сего красная от юности твоея пренебрег, детская игралища презрел еси, псалмы же и песни духовныя Богу Спасителю сердцем и усты непрестанно воспевал еси, научи и нас таяжде мудрствовати и деяти, вопиющих ти:
Радуйся, христианския мудрости истинное зерцало.
Радуйся, яко божественному желанию ум твой от юности вперил еси.
Радуйся, яко во младости твоей временная и земная уметы быти вменил еси.
Радуйся, яко единая небесная от сосцу матере твоея возлюбил еси.
Радуйся, яко от юности ярем Господень на рамена своя возложил еси.
Радуйся, яко плоть поработил еси духу.
Радуйся, яко противу кознем диавольским, еще юн сый, стати не устрашился еси.
Радуйся, яко от младенчества чтения Божественных Писаний всем сердцем возлюбил еси.
Радуйся, яко день и нощь в чтении и пении богодухновенных псалмов пребывал еси.
Радуйся, яко неплененный страстьми ум твой словом Божиим просветил еси.
Радуйся, яко Христа еще в невинней души твоей вселил еси.
Радуйся, яко непорочным сердцем возжелел мирскаго мятежа уклонитися, и в пустыню вселитися.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 3

Силою Духа Святаго свыше облечен быв, и юности твоей безсильна врага сотворил еси: укрепи, Богоблаженне Макарие, молитвами твоими и нас, во всех благих изнемогающих, да сподобимся с тобою воспевати выну песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имея богатство чистоты душевныя, и высоту смирения, родительское богатство и рабов послужение ни во что же вменил еси, и по разрешении плотскаго соуза, имже на малое время связан был еси, яко олень жаждущий на источники водныя, устремился еси, всеблаженне, в пустыню: в нейже твое высокородство на смиренномудрие, богатство на убожество пременил еси, совлекийся одежды многосветлыя и облекийся в рубище. Темже удивляющеся таковому твоему смиренномудрию, сице ублажаем тя, вопиюще:
Радуйся, всяку гордость мира презревый.
Радуйся, яко оставив временная, взыскал еси вечная.
Радуйся, яко дом велелепный и чертоги украшенны возненавидел еси.
Радуйся, яко возлюбил еси убогую хижину паче чертогов преизящных.
Радуйся, яко рубищи украсился еси паче одежды златотканныя.
Радуйся, яко вместо брашен сластопитательных, возлюбил еси изнуряти плоть твою постом и многим воздержанием.
Радуйся, яко не пожелал еси от рабов послужения, но паче сам послужити всем изволил еси.
Радуйся, яко возлюбил еси паче одра мягкаго на земли повержение.
Радуйся, яко верою правою, аки щитом, защитился еси от всех искушений вражиих.
Радуйся, яко неистощимым терпением твоим, паче копия острейшим, врага нашего спасения смертельно уязвил еси.
Радуйся, яко неусыпными твоими молитвами, запинателя на пути благочестия безсильна сотворил еси.
Радуйся, яко столпе и утверждение добродетели нам явился еси.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 4

Бурю сумнительных помышлений укрощая и прелагая в тишину Божественными учении, имиже уверяя себе, яже о Царствии Небеснем, преблаженне Макарие, непрестанно воспевал еси песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав преподобне Макарие в Евангелии глас Спасителя взывающ: иже хощет по Мне ити, отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет, отверглся еси себе, и взем на рама крест твой, ходил еси по стопам Христовым невозвратно. Темже мы, недостойнии, восписуем ти таковая, глаголюще:
Радуйся, евангельских велений верный блюстителю.
Радуйся, Христовых словес твердый хранителю.
Радуйся, креста своего усердный носителю.
Радуйся, иго Христово и бремя Его благодушно подъемый.
Радуйся, яко не обративыйся вспять в шествии к Горнему Иерусалиму.
Радуйся, неизсякаемый сосуде благодати Христовы.
Радуйся, чистое приятелище Духа Святаго.
Радуйся, яко вся страсти плотския воздержанием многим умертвил еси.
Радуйся, вертограда Христова всеусердный насадителю.
Радуйся, яко ум твой к безстрастию возвысил еси.
Радуйся, вся благая земли, Небеснаго ради Царствия, за уметы вменивый.
Радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 5

Богом направляем, всеблаженне отче, безмолвное в пустыни житие обрел еси, и псаломски воспел еси: се покой мой в век века, зде вселюся: в нейже и подвизался еси добльственно в посте и бдении, и от очию многи слезы изливая, непрестанно воспевал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 5
Видев суетных имений рачитель неуклонное твое в пустыни пребывание, диавольским наущением возжигаемь, восхоте умертвити тя: но ради постигшия его смертныя болезни пришел в чувство, паде пред ногама твоима, прося у тебе прощения и в пустыни с тобою пребывания. Ты же яко пастырь добрый и незлобивый, приял еси его с радостию, яко овча погибшее, прощая ему вся и причитая его к избранному твоему стаду. Таковое убо твое незлобие, и о спасении заблуждших многое попечение слышавше, по долгу воспеваем ти сице:
Радуйся, незлобия присный хранителю.
Радуйся, смиренномудрия искренний любителю.
Радуйся, образе кротости и терпения.
Радуйся, наставниче целомудрия.
Радуйся, светоносный столпе, просвещаяй сущия во тьме.
Радуйся, обители иноков великое украшение.
Радуйся, яко широкий путь, ведущий в пагубу, ненавидети поучал еси.
Радуйся, яко тесною и прискорбною стезею шествовати благоискусно внушал еси.
Радуйся, древо благоплодное, при исходищах вод Божественныя благодати насажденное, и многи питающее.
Радуйся, древо благосеннолиственное, многи от зноя прохлаждающее.
Радуйся, избраннаго твоего стада стражу неусыпный.
Радуйся, благохотных подражателей твоих житием и учением на Небо руководителю и сопутствователю.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 6

Проповедницы быша твоего незлобия и прозорливости татие, егда похищенная ими животная к тебе возвратиша, и вместо наказания прияша от тебе отеческое наставление, видевше же такое твое незлобие, со многим удивлением отшедше, воспеша песнь Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиял еси в пустыни, яко заря пресветлая, преподобне отче, просвещая и наставляя на путь спасения вся к тебе притекающия, сего ради со многим удивлением взываем ти сице:
Радуйся, заре пресветлая, от пустыни восходящая и души верных озаряющая.
Радуйся, заблуждших истинный наставниче.
Радуйся, целомудрия зерцало.
Радуйся, истинный образе благочестия.
Радуйся, алтаря Господня благоговейный служителю.
Радуйся, иноческаго равноангельнаго жития ревнителю.
Радуйся, безмолвия древних Богоносных отец подражателю.
Радуйся, столпе огненный, наставляяй на путь спасения.
Радуйся, солнце светозарное, яко своими лучами души наша, от мраза греховнаго погибающыя, согреваеши.
Радуйся, луна пресветлая, яко нощь нашего неразумия прогоняеши.
Радуйся, Божественнаго о людях промышления всеусердный служебниче.
Радуйся, вечныя нашея радости теплый ходатаю.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 7

Хотя разслабленный Захария совершенное получити себе здравие, моли принести себе и положити пред ногама твоима, преподобне отче, да твоими молитвами получит исцеление. Ты же яко врач премудрый, уврачевал недуги его телесныя вкупе же и душевныя, воспел еси Господу благодарственную песнь: Аллилуиа.

Икос 7

Дивное имел еси житие, и дивныя чудеса сотворил еси на земли, преподобне отче Макарие, егда узрев единаго юношу, многое время бесом мучима, умилився прослезился еси, и воздохнув сотворил еси молитву к Богу: абие же изыде бес из страждущаго, и бысть здрав. Мы же таковая слышавше, с радостию взываем ти сице:
Радуйся, лукавых духов крепкий победителю.
Радуйся, душепагубных волков прогонителю.
Радуйся, воине Христов непобедимый.
Радуйся, рабе Божий, благий и верный.
Радуйся, врачу скорый с верою тебе призывающих.
Радуйся, лозо благоплодовитая.
Радуйся, яко твоим пособием сокрушаются козни вражия.
Радуйся, совоителю премудрый, ратующим противу сил адовых.
Радуйся, неоскудный поток чудесем.
Радуйся, обильный благодатию источниче исцелений.
Радуйся, трисолнечнаго света пресветлая луче.
Радуйся, человече Божий, преподобием и истиною, аки поясом златым, пропоясанный.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 8

Дивное и неизреченное чудо благодати Небесныя, является ныне во очию всех верных: долготерпеливый бо и многомилостивый Господь не прогневался на ны до конца за беззакония наша, но, помянув щедроты Своя, дарова нам тебе, досточудне отче, заступника изрядна, и тако вознесе рог спасения нашего, да выну поем ему: Аллилуиа.

Икос 8

Весь еси в вышних, но и нижних не оставлявши, преподобне отче Макарие, присно со Христом царствуеши, и о нас, грешных, молитвы к Нему возносиши: не точию бо припадающих к цельбоносным мощем твоим, но и далече отстоящих, призывающих же всечестное имя твое, предстательством твоим соблюдаеши от всякаго зла. Темже во умилении зовем ти:
Радуйся, прибежище наше во всех скорбех.
Радуйся, скорый помощнице всех в бедах сущих.
Радуйся, целителю болезней душевных вкупе и телесных.
Радуйся, на невидимыя враги наша сильный поборниче.
Радуйся, посетителю благосердый в немощи лежащих.
Радуйся, утешителю в печали сущих.
Радуйся, яко тобою престает рыдание.
Радуйся, яко тобою подается радование.
Радуйся, яко Христу добльственно последовал еси.
Радуйся, яко Сладчайшему Иисусу до конца послужил еси.
Радуйся, яко наслаждаешися лицезрения Божия.
Радуйся, яко сподобился еси зрети невечерний день Царствия Его.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 9

Всякия скорби претерпел еси, и многи труды и подвиги добльственно совершил еси, шествуя по пути спасения до маститыя старости, облечен во всеоружие Божие, во плоти аки безплотен, умерщвляя страсти и сокрушая наветы миродержителя тьмы века сего, темже к Небесным сопричислен силам, купно с ними воспеваеши Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветия многовещанныя недоумеют достойно восхвалити тя, богомудре Макарие: кто бо доволен разумети вся борения твоя с миродержители тьмы века сего; или кто изочтет труды, болезни и подвиги твоя, в них же пустыннолюбное житие совершал еси; обаче мы, любовию твоею побеждаеми, благодарно тебе зовем:
Радуйся, закона Божия исполнителю всеусердный.
Радуйся, чистотою и целомудрием, многоценнаго бисера честнейший.
Радуйся, в терпении и борении противу плоти, адаманта твердейший.
Радуйся, смиренномудрием и кротостию паче славных земли прославленный.
Радуйся, во плоти аки безплотен на земли поживый.
Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый.
Радуйся, борющимся со страстьми и похотьми помощниче благоуспешный.
Радуйся, в трудех, бдении и воздержании великим постником подражателю ревностнейший.
Радуйся, в духовней мудрости наставниче благоискуснейший.
Радуйся, подвигов иноческих показателю рачительнейший.
Радуйся, пустынножителей красота.
Радуйся, горлице пустынолюбная и добровидная.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 10

Храняй вся кости праведных, яко ни единей от них сокрушитися, Господь и Бог наш Иисус Христос явил нам твое тело нетленное на земли, преподобне отче, яко живоносную купель, врачующую всяку болезнь и всяку язю в людех. Темже приявше таковаго целебника и молитвенника, благодарственно вопием ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стену тя тверду и молитвенника изрядна стяжав святая обитель твоя, и вси страны Российстии хвалятся заступлением твоим. Темже и мы грешнии, яка чада отца молим: заступи и сохрани нас от искушений и скорбей, бед и напастей молитвами твоими, да взываем ти радостно:
Радуйся, благовонный крине райскаго вертограда.
Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием исполняяй.
Радуйся, немощных целебниче.
Радуйся, жезле, падающих подкрепляяй.
Радуйся, надежде и отишие в мори жития сего плавающих.
Радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно Богу работающих.
Радуйся, всех усердно притекающих к тебе, искушений и бед скорое избавление.
Радуйся, всех обуреваемых покрове твердый.
Радуйся, яко от обители земныя в обитель Небесную преселился еси.
Радуйся, яко от обители Небесныя в обитель земныя благотворя нисходиши.
Радуйся, яко и по отшествии твоем с нами пребываеши.
Радуйся, яко и по преставлении твоем, умерщвленныя грехми души наша молитвами твоими воскрешаеши.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 11

Пения и песни духовныя Троице Единосущней, сердцем и усты на земли выну приносил еси, блаженне Макарие: темже и ныне на Небесех, с ангельскими чинми Троическому предстоя Престолу, непрестанно воспеваеши Божественную песнь: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательнаго светильника, просвещающаго души наша, верою видим тебе, преблаженне отче, пред Престолом Божиим стояща, и твоим блистанием озаряеми, зовем ти таковая:
Радуйся, облаче светозарный, просвещаяй души наша.
Радуйся, вода спасительная, всех напаяющая.
Радуйся, пастырю предивный.
Радуйся, учителю премудрый.
Радуйся, чистоты селение.
Радуйся, печальных утешение.
Радуйся, сирых питателю.
Радуйся, обидимых предстателю.
Радуйся, премудрости Божия приятелище.
Радуйся, неисчерпаемый источниче благодати исцелений.
Радуйся, превозвестниче Божиих велений.
Радуйся, сокровище милосердия Божия неистощимое.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 12

Благодать свыше ти данную познавше, благоговейно лобызаем честныя мощи твоя, яже Господь благоволил дивно явити нам. Темже благодарственно вопием Христу Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твое к Богу отшествие, преподобне Макарие, почитаем священную память твою, величаем твое смиренномудрие, хвалим твое долготерпение, славим незлобие твое, ублажаем подвиги твоя и кончину течения твоего, яко венец правды приял еси от Господа, Судии праведнаго. Темже молящеся усердно, о еже сподобитися и нам неосужденно предстати Страшному Судищу Христову, взываем ти:
Радуйся, у Престола Божия теплый о нас предстателю.
Радуйся, мужу, прославивый Бога в души и в теле твоем.
Радуйся, совершенный в добродетелех человече.
Радуйся, дивный подражателю Отца нашего Небеснаго.
Радуйся, устроителю обители монашествующих.
Радуйся, преблагий и добрый наставниче иноков.
Радуйся, всех православных скорый помощниче и заступниче.
Радуйся, Царя Небеснаго известный умилостивителю.
Радуйся, многажды заступлением твоим прошения предваряяй.
Радуйся, Небесный гражданине.
Радуйся, яко с преподобными и праведными веселишися.
Радуйся, яко со всеми избранными Божиими присно торжествуеши.
Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Кондак 13

О преславный и предивный отче Макарие, приими благоутробно сие малое моление наше, и твоим сильным и благоприятным пред Богом ходатайством, избави нас от всех враг видимых и невидимых, от всякия напасти и скорби, от внезапныя смерти и будущия муки, да сподобимся с тобою и со всеми святыми во веки воспевати Богу Спасителю нашему благодарную песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
(Этот кондак читается трижды, а затем икос 1 и кондак 1)

Молитва преподобному Макарию Калязинскому

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю. Не промолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа с ангельскими воинствы, с безплотными лики, с Небесными Силами у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье. Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении.

Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу.

Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два — скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матфей оставил временное, взыскуя вечного, и поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

С ревностью проходил он все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии. Спустя некоторое время, тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился в пустынь. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер. Здесь он срубил себе келию, и никто не мешал его подвигу уединенной молитвы, лишь дикие звери приходили и ласкались к нему, и он делил с ними пищу. Прознав об отшельнике, стали стекаться иноки к преподобному Макарию, желая молиться вместе с преподобным в его келии. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Так уединенная лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.

Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге, который со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока. Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли; и так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного… Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, строивший недобрые планы боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен.

Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской губ.). Довольно быстро она приобрела широкую известность, ибо ученики преподобного Макария, следуя примеру своего духовного отца и наставника, совершенствовались в иноческом подвиге и держали строгую аскезу. Множество людей — и знатных, и простолюдинов, — просили преподобного принять их в число братии. И, надо сказать, еще при жизни преподобного Макария из обители Калязинской вышли преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая) и преподобный Паисий Угличский (память 6 июня).

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих. Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию из села Кесова Гора, вразумив его с любовью: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего». Принесший покаяние грешник исцелился, а после того стал священником в своем селе и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Другой раз преподобный вылечил мучимого бесами боярского Василия Рясина. После молитвы преподобный Макарий осенил его крестным знамением, и тот очистился. Обрадованный ниспосланной милостью Божией, он избрал иноческий путь.

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу. то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

Преставился игумен Калязинский 17 марта 1483 года глубоким старцем, на 82-м году жизни, и был погребен близ построенной им деревянной церкви. Над могилой его была сооружена и украшена образами деревянная часовня. Когда храм обветшал, жертвователи решили обновить его, выстроив на том месте каменную церковь. Во время копания рвов для ее основания был обретен гроб преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног происходило при мощах святого. Это привлекало в обитель множество паломников. До 1547 года преподобного Макария чтили местно. Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих угодников и память его было постановлено праздновать по всей России. В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м — Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

В 1610 году обитель была разграблена поляками, многие из братии убиты. После Смуты государи нового правящего дома Романовых также неоднократно молились в ней: в 1619 году царь Михаил Федорович, в 1635-м — его отец, Патриарх Филарет. В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон имели местопребывание в Калязинской обители. В 1700 году для мощей благочестивыми жертвователями была устроена новая серебряная рака, в коей угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. По его разграблении в 1930-е годы мощи перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица, в правом приделе.

Вконтакте

Молитвы

Кондак 1

Возбранный чудотворче, и изрядный угодниче Христов, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, преподобне отче Макарие, яко имеяй дерзновение ко ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, Макарие, скорый помощниче и преславный чудотворче.

Житие

Родился преподобный Макарий, в миру Матфей, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине, в близи Кашина. Родители его, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Темном, и супруга его Ирина, с детства воспитывали Матфея в вере и богопочтении.

Когда он стал приходить в совершенный возраст, то начал помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество. Послушный сын, не желая огорчать родных, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, что в случае, если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два года скончалась Елена, и двадцатипятилетний Матфей поступил в находившийся неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

С ревностью проходил он все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех. Спустя некоторое время, тяготясь многолюдием обители, преподобный, по благословению игумена, удалился в пустынь. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер. Здесь он срубил себе келлию, и никто не мешал его подвигу уединенной молитвы, лишь дикие звери приходили и ласкались к нему, а он делил с ними пищу.

Прознав об отшельнике, стали стекаться иноки к преподобному Макарию. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Так уединенная лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.

Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге, который со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока. Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли. И так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного... Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен. Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, сам Макарий стал именовать свою обитель Колязинской (ныне это город Колязин Тверской области). Довольно быстро она приобрела широкую известность. Множество людей и знатных, и простолюдинов, просили преподобного принять их в число братии.

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих. Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию, вразумив его с любовью: Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника. Тебя постигло Божие посещение, и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление, если же нет, то пострадаешь и больше сего". Принесший покаяние грешник исцелился, а после того даже стал священником в своем селе и на всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил каждого и простился: Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте злом за зло или досаждением за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии эта обитель не оскудеет, но распространится".

Преставился игумен Колязинский 17 марта по старому стилю 1485 года на 82-м году жизни, и был погребен близ построенной им деревянной церкви. Над могилой его была сооружена и украшена образами деревянная часовня. Когда храм обветшал, жертвователи решили обновить его, выстроив на том месте каменную церковь. Во время копания рвов для ее основания был обретен гроб преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Множество исцелений происходило при мощах святого. Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском соборе 1547 года он был причислен к лику святых, и память его было постановлено праздновать по всей России.

В Калягин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1555 году обитель посетил Царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак.

В 1610 году обитель была разграблена поляками, но затем восстановлена и пребывала в благоденствии вплоть до закрытия монастыря советской властью. По его разграблении в 1950-е годы, мощи преподобного перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица", в правом приделе.

Макарий, преподобный, игумен Калязинский, в миру Матфей, родился в 1400 г. в селе Грибково (Кожино) близ города Кашина в семье боярина Василия Кожи, бывшего в услужении у великого князя Василия Василиевича. С семи лет Матфея начали обучать грамоте, и он на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, с детства принимая к сердцу прочитанное. Пришед в совершенный возраст, он сочетался по воле родителей браком с благородною девицею Еленою Яхонтовою. После женитьбы он условился с женой о том, что в случае смерти одного из них другой принимает монашество. Отец и мать преподобного, спустя год умерли, а еще через три года скончалась и супруга Матфея. Потеряв все, что привязывало его к мирской жизни, он удалился в Кашинский Николаевский Клобуков монастырь и там постригся под именем Макария. По прошествии некоторого времени, имея уже сан священника, Макарий с другими семью иноками удалился в пустыню за 18 верст от Кашина, водрузил там крест, поставил келии и, таким образом, положил основание монастырю, известному под названием Троицкого Калязина, где был до самой кончины своей игуменом. Название Калязина дано было монастырю благодаря некоему Иоанну Каляге, которому принадлежали окрестные земли. Этот Каляга вначале препятствовал заведению обители. Опасаясь, как бы пустоши его не были отписаны ко вновь устрояющемуся монастырю, он решил умертвить преподобного мужа, но не успел, ибо впал в тяжкую болезнь. Получив облегчение, явился он к преподобному Макарию, сознался в злом умысле своем и с чистосердечным раскаянием пал к ногам святого угодника, отдавая все свои земли во власть его. Макарий уговорил Калягу принять иноческий сан. Когда собралось довольное число иноков, епископ Тверский поставил Макария игуменом новой обители.

Духовный облик преподобного Макария был близок к духовному облику его современника, преподобного Пафнутия Боровского († 1 мая 1477 г). Не случайно ученик святого Пафнутия преподобный Иосиф Волоцкий († 9 сентября 1515 г.) в 1478 г. посетил преподобного Макария и записал его рассказ о себе: «Когда пришел я на это место, - говорил преподобный Макарий Калязинский, - пришли со мной семь старцев от монастыря Клобуковского. Они были так совершенны в добродетелях, посте и иноческой жизни, что все братья приходили к ним принимать поучения и пользу. Они же всех просвещали и учили полезному: живущих в добродетелях утверждали, а уклонявшихся в бесчинство удерживали запрещением и не попускали следовать своей воле». Смиренный игумен молчал лишь о своих подвигах. Но они не укрылись от проницательного преподобного Иосифа. Провидя святость игумена, он называл его блаженным и так отозвался о жизни монастыря: «Такое благоговение и благочиние были в том монастыре, ибо все творилось согласно с отеческими и общежительными преданиями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев дивился. Он тогда пришел от Святой Горы Афонской, где прожил 9 лет, и говорил братии: «Напрасно и без успеха прошел я такой путь во Святую Гору мимо Калязинского монастыря. Ибо могут спастись живущие в нем: здесь все творится подобно тому, как в киновиях (общежительных монастырях) Святой Горы»».


С тех пор, как преподобный Макарий поселился в пустыни, он не изменял своего строгого правила до глубокой старости. Уже при жизни преподобный неоднократно исцелил расслабленных и бесноватых. Преемником епископа Моисея по кафедре был родной брат преподобного Макария епископ Геннадий (Кожин) (1460-1477). Прославился святостью племянник преподобного Макария - преподобный Паисий Угличский († 1504, память 8 января, 6 июня). В Калязинском монастыре хранился сборник слов святителя Григория Богослова, переписанный им.

Преставился преподобный 17 марта 1483 г. По кончине на нем нашли тяжелые вериги, о которых до этого ничего не знали.

По прошествии 38 лет, в 1521 г., мая 26-го, при великом дмитровском князе Василии Иоанновиче, при митрополите Московским Данииле и Калязинском игумене Иоасафе, обретены были мощи преподобного Макария нетленными и положены в соборной Троицкой церкви в стене по правую сторону в раке. В 1599 г. царь Борис Годунов устроил вместо деревянной серебряную раку. Церковь совершает память преподобного Макария 17 марта. Кроме того, празднуется день обретения мощей преподобного 26 мая.

В 1610 г. литовцы взяли Калязинский монастырь приступом, умертвили воеводу Давида Жеребцова, который защищал обитель, а вместе с ним игумена и монахов; ограбили казну, выжгли здания и рассекли раку преподобного, извергнув из нее святые мощи. Здания монастырские были возобновлены и приняли прежний вид уже по освобождении России от внутренних смятений. В 1700 г. при архимандрите Исаии и келаре старце Макарии Сафонове заново сооружена была серебряная позолоченная рака монастырским иждивением и иждивением доброхотных дателей, и 18 сентября того же года переложены в оную святые мощи преподобного Макария преосвященным Сергием, архиепископом Тверским.

Чудесное спасение мощей в 1982 г.

Из книги «Жития Калязинских святых», сост. С.В. Кустов. Тверь, 2002)

Рака с мощами преподобного Макария Калязинского была вскрыта комиссией 8 февраля 1919 г. Руководил этим кощунственным актом председатель уездного ЧК А. Соколов. Мощи были переданы первому директору Калязинского краеведческого музея Ивану Федоровичу Никольскому (1898-1979), который не вписал их в инвентарные книги, и благодаря этому власти постепенно о них забыли. Никольский пробыл на посту директора музея до 1972 г. Ныне Калязинский музей носит его имя.


В связи с кражей ценных предметов из Калязинского музея новым руководством (рекомендованных райкомом КПСС) о мощах снова вспомнили. В 1982 г. группа верующих из села Спасское обратилась к директору музея (уже к третьему) с просьбой передать святые мощи Церкви. Испуганные власти составили комиссию, включив в нее работников культуры и образования. Комиссия вынесла заключение, что хранящиеся в музее мощи Макария Калязинского якобы не являются таковыми, а есть обыкновенные кости неизвестного происхождения. Власти, получив основание, дают распоряжение директору музея А.В. Землякову сжечь мощи. Но директор, несмотря на молодость, а ему исполнился тогда всего 21 год, принимает решение спрятать мощи, а в райком доложить об исполнении распоряжения. Никто не мог предположить тогда, что всего через шесть лет эта святыня выйдет из-под спуда. В 1988 г. святые мощи преподобного Макария Калязинского официально были возвращены Церкви.