Душа после смерти: жизнь после смерти в 5 религиях + 4 пути, через которые выходит дух + душа на 3й, 9й и 40й дни после смерти + что произойдет с душой самоубийцы + 5 признаков реинкарнации.

Куда уходит душа после смерти? Этот вопрос неустанно встает перед человечеством, которое пытается найти разгадку уже многие тысячелетия.

Мечты, планы и надежды – всё оборвется с наступлением последней минуты, после чего наступит нечто новое и неизведанное земными обитателями.

Потому не удивительно, что этим вопросом задаются многие. Сегодня мы постараемся дать на него ответ.

5 религиозных учений, куда попадает душа после смерти

Существует множество версий, порожденных религиозными людьми, медиумами, которые будут подробно описаны ниже:

Религия Рай Ад
Христианство Представляется царством, в котором ангелы и святые наслаждаются присутствием Бога.

Иногда верят, что после кончины праведные души попадают в Эдемский сад.

Ад характеризуется обилием злобных чертей, которые подвергают мучениям души грешников. Чаще в качестве пыток описываются муки жарой, удушением, реже – холод и лед.
Иудаизм Талмуд описывает отсутствие плотских утех и низменных чувств в мире будущего, где праведники наслаждаются сиянием Бога.
Грешники попадают в Шеол, который выглядит, как колоссальная яма, где они прозябают в темноте, забытые Богом. В Геенне падшие души мучаются в пламени.

Единственный Ад, где по субботам у грешников выходной.

Буддизм Праведники получают исполнение всех своих желаний. Но на это тратится положительная энергия, накопленная за годы жизни на земле. Когда манна исчерпывается, душа перерождается. Как и райский мир, является переходной ступенью в цикле рождения, жизни, смерти и перерождения.
Античные греки Праведники отправляются на острова Блаженных и Елисейские поля, где всегда хорошая ясная погода и плодородная земля. Мрачный Ад находится под землей, где через реку Стикс перевозчик Харон переправляет мертвых.

Личные обидчики Зевса отправлялись в Тартар, где подвергались титаническим мучениям, которые подробно описываются в древнегреческих мифах.

Ацтеки Есть три разных рая, куда попадали души после смерти:
Тлалокан - страна, в которой счастье очень похоже на земное. Мертвые поют песни, играют в игры, радуются своему существованию.
Тлиллан-Тлапаллан – рай для последователей Кецалькоатля - бога-короля. Характеризуется, как страна, предназначенная для научившихся жить вне своего физического тела и не привязанных к нему.
Тонатиухикан – место для тех, кто достиг полного просветления.
После кончины судьба человека предопределялась не поведением, а занимаемым положением и характером смерти. Оказавшиеся здесь должны пройти все девять кругов, которые являются лишь испытанием, промежуточным этапом в цикле творения, а не наказанием и скоплением грешников.

Справившись со всеми проверками, душа возвращается к свету и творцу.

Куда следует душа после смерти, согласно индийской культуре?

Все приведенные выше в таблице религиозные направленности объединяет такой факт: после того, как душа покидает тело человека, она попадает в незнакомые и непривычные условия, в которых от нее уже ничего не зависит.

Считается, что высокое духовное развитие при жизни помогает душе успокоиться и найти свое место в новом мире.

Люди, пережившие клиническую рассказывают, что видели яркий свет в конце тоннеля. Индийская культура объясняет это тем, что в нашем теле есть различные энергетические каналы круглой формы. Именно по ним душа покидает тело, когда отправляется в свое путешествие.

Разное будущее ожидает душу — в зависимости от того, какой канал она выбрал:

  1. Рот – перерождение.
  2. Пупок – отправляется в космос, где найдет пристанище.
  3. Интимные места – держит путь в темные и мрачные миры.
1-3 дни Сущность блуждает по знакомым местам, прощается с близкими людьми.
3-9 дни Дух спешит к вратам Рая, где ему показываются все блага.
9-40 дни Душа проводит время в мрачных местах Тьмы, где ей открываются муки грешников.
40-й день На 40 день дух предстает перед Богом, который сообщает о его дальнейшей участи. От души в эти дни уже ничего не зависит. Помочь ей могут лишь молитвы родных людей

Всегда больно терять близких, но нужно постараться не мучить покойного своими рыданиями и стенаниями. Новопреставленной душе будет очень горестно наблюдать за страданиями родных.

Необходимо отпустить душу и не удерживать ее рядом с собой. Только священные молитвы могут помочь душе и указать ей правильный путь.

На свою годовщину смерти дух приходит проститься в последний раз.

Что происходит с душой самоубийцы?

Испокон веков было запрещено хоронить людей, покончивших жизнь самоубийством, на обычных Их захоронения можно было найти на болотах, у оградок у дорог. Даже сейчас самоубийц отказываются отпевать в церкви. Практически во всех религиях есть убеждение, что человек не вправе лишать себя жизни, ибо это подарок небес.

Но что же тогда ждет отважившихся на столь отчаянный поступок? Считается, что после смерти дух самоубийцы спешит к вратам Рая, но вход ему туда закрыт. Сущность начнет метаться, блуждать, пытаться вернуться на землю в свое физическое тело, но и это не получится.

Дух будет мучиться вплоть до наступления срока естественной кончины. Только тогда душа сможет направиться к Господу, который укажет ей путь.

Может ли переселяться душа человека после смерти?

Сторонники реинкарнации верят, что душа человека после смерти получает в качестве пристанища новую физическую оболочку. Восточная культура и вовсе уверяет, что человек способен перерождаться до 50 раз.

Известный психиатр Я.Стивенсон, изучая вопрос переселения душ, разбирал по деталям свидетельства детей, которые вспоминали свои прошлые жизни, чему впоследствии находились документальные подтверждения.

В исследовании участвовали только дети, ибо они вряд ли могут подделать, сфабриковать такие рассказы.

Ученый даже выявил характерные особенности таких воспоминаний:

  1. Ребенок подробно рассказывает о своей прошлой жизни, описывая семью, окрестные места прежнего воплощения.
  2. Ребенок может помнить подробности своей смерти в прошлой жизни. На местах предположительных ранений и травм чаще всего можно встретить родинку или родимое пятно. В зависимости от причин гибели, могут развиться фобии.
  3. Таланты из прошлых воплощений чаще всего переходят и в следующее.
  4. В 90% случаев пол телесной оболочки души остается прежним.
  5. Исследование рассказов близнецов подтверждает, что и в прошлых инкарнациях они состояли в близких отношениях. Это говорит нам о том, что души могут планировать свое воплощение, чтобы быть рядом с близкими.

Если вы склонны верить приведенным выше факторам, для вас ответ на вопрос, куда попадает душа после смерти, можно считать закрытым: она переродится или, точнее, поселится в другое существо или человека.

Душа человека посли смерти;

Что думают медиумы про обиталище души после смерти?

Приверженцы спиритизма также уверенно убеждают окружающих в том, что жизнь не заканчивается с нашим последним вздохом, человек просто переходит на иной уровень.

Общение медиумов с духами и получение от них подтвержденной информации может служить тому доказательством. Но, конечно же, не самым достоверным.

Мы не рекомендуем вам пользоваться услугами магов и колдунов, которые уверяют, что могут провести ритуал общения с душами, и устанавливают на эту услугу немаленькую стоимость. Как показывает практика, этим занимаются только мошенники.

В подведении итогов можно констатировать факт: каждого интересует и даже пугает вопрос, куда попадет его душа после смерти. Долгие годы люди пытаются узнать правду, разобраться в неизведанном тонком мире.

И практически все желают оттянуть как можно дальше момент, когда придется расстаться с физической оболочкой. Боязнь неизвестности приводит к тому, что люди начинают искать все возможные ответы на вопрос о дальнейшем существовании их души после смерти.

Данная статья приоткрыла вам занавесу тайны.

Также хотим подчеркнуть: чтобы в загробном мире вас ждал покой и гармония, нужно достойно прожить свои годы на земле, развиваясь и накапливая духовную мудрость. Ведь исправить свои ошибки и избрать верный путь человек может только до тех пора, пока жив.

Что происходит с душой человека после смерти по дням? – все ли мы знаем ответ на этот вопрос? Наверное, нет. Иначе к смерти мы относились бы по-другому.

Когда умирает близкий сердцу человек, мы начинаем скорбеть об утрате, страдая от неожиданно возникшей внутренней пустоты. Оно и понятно, ведь в этот момент возникает чувство потери частички себя и как жить с этим дальше совсем неясно. Душа плачет, а сознание задаётся вопросом: «Что же происходит с душой близкого тебе человека после его смерти по дням?».

Знать это необходимо для того, чтобы понять, чем мы можем помочь именно душе усопшего, которой предстоит весьма непростой путь перед встречей с Богом, который определит дальнейшую её судьбу с учётом совершённых деяний при жизни, ведь для умершего физического тела все необходимые приготовления обычно уже сделаны.

«И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл.12, 7).

Что такое смерть?

Начнём рассмотрение этой темы с того, что такое смерть. Чаще всего у людей есть страх смерти или же он возникает в определённый момент жизни. Связано это с тем, что люди не знают или владеют неполной информацией о реинкарнации (рекомендуем статью « »). Но что же такое само по себе смерть?

Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении смертного таинства мы слагаем с себя нашу грубую оболочку – тело и душевным существом, тонким, эфирным, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе.

Смерть – разлучение души с телом, соединенных волею Божиею и волею Божиею паки разделяемых. Смерть – разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело престало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем.

Смертию болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его.

Св. Игнатий (Брянчанинов)

То, что душа продолжает жить и чувствовать после смерти тела вне его пределов, несомненно. Об этом же говорят и следующие слова:

Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза.

св. Амвросий «Смерть как благо»

Что происходит с душой человека после смерти по дням?

Что происходит с душой человека после смерти по дням, какими должны быть наши действия во спасение души значимого для нас человека, особенно если сам он во время своего земного пребывания не озаботился этим в силу своих каких-то причин, погряз в грехах, возможно, не знал, или не хотел этого знать, а потому не обратился к батюшке за прощением, не прибег к , не заботился о душе и не берёг её, а потому участь его на небесах может иметь серьёзные отличия от ожидаемого, что каждому из нас только в опыт, ведущий к пересмотру собственной линии поведения уже в своей жизни.

В первые дни после смерти душа обычного человека свободна в своих перемещениях, она не зависит от тела, бывает там, где ей было хорошо.

На третий день радеющие родственники заказывают поминальную службу в церкви, зачастую не всегда до конца понимая как это важно. Ведь именно на третий день после смерти, перед поклонением Господу, душа проходит мытарства, встречаясь на своём пути со злыми духами, обвиняющими её в различных грехах. Причём каждый грех разбирается отдельно, с переходом на последующие, пока все они не будут рассмотрены. Потому-то столь важна поддержка души в виде нашей молитвы – домашней или церковной.

Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих.

«Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных», Христ. чтение, август 1831

После того как путь мытарств будет пройден, душа готовится увидеть из чего состоит тот духовный мир, в одной части из которого ей предстоит в дальнейшем остаться.

До девятого дня происходит знакомство с прелестями рая. Поэтому на девятый день, до того как душа перейдёт на следующий этап, необходимо церковное поминовение.

После девятого дня и всё оставшееся время до дня сорокового душе предстоит наблюдать мучения и страдания ада.

На сороковой день душа находится в ожидающем состоянии приближающейся радости или же страданий, что последует после частного суда над ней. В этот день следует заказать панихиду в церкви.

Следует отметить, что регулярно молящиеся за умершего родные и близкие, заказывающие службы и сорокоусты, подающие милостыню в память о нём или осуществляющие пожертвования церкви, могут помочь в спасении его души и повлиять на решение по поводу дальнейшей её участи. Потому как от их усердия меняется качество самой души, за которую просят милости у Бога.

Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия… Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях.

Св. Григорий Великий «Собеседования» IV; 57, 60

Однако не все проходят такой путь. Святые, чьи души чистые и светлые, не имеющие материальных привязок, находящиеся в состоянии ожидания и готовности в любую минуту покинуть этот мир, чтобы воссоединиться с Всевышним, уходят на небо сразу же после смерти тела.

Что касается последующих воплощений, то у всех они так же происходят по-разному и в своё индивидуальное время. Потому не следует прожигать нынешнюю жизнь, как единственно возможную, в которой нужно попробовать всё. Следует задуматься, чем это аукнется в дальнейшем, и тем более не роптать, когда за все свои заслуги придётся мучиться в аду, потому как своими руками будет создано всё это. Но как человек может сам себя погубить, так и помочь себе он тоже может сам, встав на путь духовного развития. И желательно, чтобы сделано это было при жизни.

В продолжение темы предлагаем мнение парапсихолога на сегодняшний вопрос:

Что происходит с душой человека после смерти по дням? На 3, 9, 40 дни? Некоторые говорят, что душа это время живет в доме и уходит только на 40 день, другие считают, что до 40 дня душа проходит чистилище и находится между раем и адом, как все происходит на самом деле?

Отвечает преподаватель Елена Николаевна Кузьмина (0:06:18):

У всех это происходит по-разному. Душа может находиться 40 дней дома, а в последний день перед своим уходом оставить физические проявления своего присутствия в виде стуков, разбросанных предметов и т.п.

3 и 9 дни – здесь тоже нет единой картины. К примеру, измученные души давно парализованных людей, страдающих от болей и пролежней, в течение суток быстро уходят на небо (когда их провожают), чаще всего в рай, что в проявленном мире выражается у этих людей в изменении поведения в позитивную сторону.

Обычные же души нужно смотреть тщательнее. Если все необходимые ритуалы независимо от религии проведены хорошо, качественно и правильно, то душа довольно быстро уходит на небо, периодически возвращаясь в течение 40 дней, так как у неё здесь есть ещё привязки в виде невыполненных задач и целей. Когда душа значительно облегчится, тогда она уходит.

Души же, которым ритуал покаяния не был проведён, что обычно в христианстве стараются делать перед тем, как человек умирает, т.е. пригласить батюшку, чтобы облегчить душу, тогда она остаётся в аду, мучаясь не только 40 дней. Можно найти такие души, которые находятся там очень давно в состоянии мук и страданий, хотя время в мире бестелесных душ отсутствует.

Очень важно, в каком состоянии человек ушёл. Идеально, чтобы он уходил в состоянии благодарности и радости. Если душа ушла в рай, она становится Ангелом Хранителем для своих потомков, чаще всего для внуков.


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Согласно христианским верованиям, после кончины человек продолжает жить, но в другом качестве. Его дух, покинув физическую оболочку, начинает свой путь к Богу. Что такое мытарство, куда попадает душа после смерти, должна ли она улетать и что происходит с ней после отделения от тела? После смерти дух усопшего проходит проверку испытаниями. В христианской культуре они носят название «мытарство». Всего их двадцать, каждое сложнее предыдущего, зависит от грехов, совершавшихся человеком при жизни. После этого дух умершего попадает на Небеса или низвергается в Преисподнюю.

Есть ли жизнь после смерти

Две темы, которые всегда будут обсуждаться – это жизнь и смерть. С момента сотворения мира философы, литературные деятели, медики, пророки вели спор о том, что происходит с душой, когда она уходит из тела человека. Что будет после смерти и есть ли вообще жизнь после того, когда дух покидает физическую оболочку? Так уж сложилось, что человек всегда будет размышлять на эти животрепещущие темы, чтобы познать истину – обращаться к христианской религии или другим учениям.

Что происходит с человеком, когда он умирает

Пройдя свой жизненный путь, человек умирает. С физиологической стороны – это процесс остановки всех систем и процессов организма: активности мозга, дыхания, пищеварения. Происходит разложение белков и остальных субстратов жизни. Приближение к смерти также влияет на эмоциональное состояние человека. Наблюдается изменение эмоционального фона: утрата интереса ко всему, замкнутость, отгораживание от контактов с внешним миром, разговоры о скорой кончине, галлюцинации (смешивается прошлое и настоящее).

Что происходит с душой после смерти

Вопрос, куда девается душа после смерти, трактуется всегда по-разному. Однако священнослужители едины в одном: после полной остановки сердца человек продолжает жить в новом статусе. Христиане считают, что дух усопших, живших праведной жизнью, ангелы переносят в Рай, грешнику суждено попасть в Ад. Покойнику нужны молитвы, которые избавят его от вечных мучений, помогут духу пройти испытания и попасть в Рай. Мольбы близких, а не слезы, способны творить чудеса.

Христианское вероучение говорит о том, что человек будет жить вечно. Куда девается душа после смерти человека? Его дух отправляется к царству небесному на встречу с Отцом. Путь этот очень сложный и зависит от того, как проживал человек свою мирскую жизнь. Очень многие священнослужители воспринимают уход не как трагедию, а как долгожданную встречу с Богом.

Третий день после смерти

Первые два дня духи умерших летают по земле. Это период, когда они находятся рядом со своим телом, с домом, скитаются по дорогим им местам, прощаются с родными, заканчивают со своим земным существованием. Рядом находятся в это время не только ангелы, но и бесы. Они стараются переманить ее на свою сторону. На третий день начинаются мытарства души после смерти. Это время, когда предстоит поклониться Господу. Родные и близкие должны молиться. Молитвы совершаются в честь воскресения Иисуса Христа.

На 9 день

Куда попадает человек после смерти на 9-й день? После 3-го дня Ангел сопровождает дух к вратам Рая, чтобы он мог видеть всю красоту райской обители. Там бессмертные души находятся шесть дней. Они временно забывают печаль выхода из своего тела. Наслаждаясь видом красот, душа, если имеет грехи, должна раскаяться. Если этого не произойдет, то она будет пребывать в аду. На 9-й день Ангелы опять представляют душу Господу.

В это время церковью и близкими совершается молебен за усопшего с просьбой о помиловании. Поминовения проходят в честь 9 ангельских чинов, являющихся защитниками во время Страшного суда и слугами Всевышнего. Для умершего «ноша» уже не такая тяжелая, но очень важная, ведь Господь по ней определяет дальнейший путь духа. Родные вспоминают об умершем только хорошее, ведут себя очень спокойно и тихо.

Существуют определенные традиции, помогающие духу усопших. Они символизируют вечную жизнь. В это время родные:

  1. Совершают в церкви молебен за упокоение духа.
  2. Дома варят кутью из семян пшеницы. Ее смешивают со сладким: медом или сахаром. Семена – это реинкарнация. Мед или сахар – это сладкая жизнь в другом мире, помогающая избежать тяжелой загробной участи.

На 40 день

Число «40» очень часто можно встретить на страницах Священных Писаний. Иисус Христос на сороковой день вознесся к Отцу. Для Православной церкви это стало основанием, чтобы устраивать поминовения умершего на сороковой день после кончины. Католическая церковь делает это на тридцатые сутки. Однако смысл всех мероприятий один: душа умершего взошла на святую гору Синай, достигла блаженства.

После того, как на 9-й день Ангелы повторно представили дух перед Господом, он попадает в Ад, где видит души грешников. В Преисподней дух пребывает до 40-го дня, и третий раз предстает перед Богом. Это период, когда определяется участь человека по его земным делам. В посмертной судьбе важно, чтобы душа раскаялась во всем содеянном и приготовилась к будущей правильной жизни. Поминовения заглаживают грехи умершего. Для последующего воскресения мертвых важно, как дух пройдет по чистилищу.

Полгода

Куда попадает душа после смерти спустя полгода? Всевышний принял решение о дальнейшей судьбе духа умершего человека, изменить что-то уже невозможно. Нельзя рыдать и плакать. Это только навредит душе, доставит сильные мучения. Однако родственники могут помочь и облегчить участь мольбой, поминовениями. Необходимо молиться, успокаивая душу, указывая ей верный путь. Спустя полгода дух предпоследний раз приходит к родным.

Годовщина

Важно помнить о годовщине смерти. Молитвы, совершаемые до этого времени, помогали определиться, куда попадет душа после смерти. Спустя год после смерти родные и близкие совершают молебен в храме. Можно просто сердечно вспомнить умершего, если нет возможности посетить церковь. В этот день души последний раз приходят к родным попрощаться, потом их ждет новое тело. Верующему человеку, праведнику годовщина дает старт для новой, вечной жизни. Годовой круг – это литургический цикл, после которого разрешены все праздники.

Куда уходит душа после смерти

Есть несколько версий, где живут люди после смерти. Астрологи считают, что бессмертная душа попадает в космос, где обосновывается на других планетах. По другой версии, она парит в верхних слоях атмосферы. Эмоции, которые дух испытывает, влияют на то, попадет он на высший уровень (Рай) или низший (Ад). В буддийской религии сказано, что обретя вечный покой, дух человека переселяется в другое тело.

Медиумы и экстрасенсы утверждают, что душа связана с потусторонним миром. Нередко бывает, что после кончины она остается рядом с близкими людьми. Духи, которые не закончили свои дела, появляются в виде призраков, астральных тел, фантомов. Некоторые охраняют родных, другие желают наказать своих обидчиков. Они контактируют с живыми при помощи стуков, звуков, передвижения вещей, кратковременного явления самих себя в видимом обличии.

В ведах, священных писаниях Земли, говорится, что, покинув тело, души проходят по тоннелям. Многие люди, побывавшие в состоянии клинической смерти, описывают их как каналы на собственном теле. Всего их 9: уши, глаза, рот, ноздри (отдельно левая и правая), анус, гениталии, темечко, пупок. Считалось, если дух вышел из левой ноздри, то попадает на луну, из правой – на солнце, через пупок – к другим планетам, через рот – на землю, через гениталии – в низшие слои бытия.

Души умерших людей

Как только души умерших людей покидают физические оболочки, они не сразу понимают, что находятся в тонком теле. Вначале дух покойника парит в воздухе, и только увидев свое тело, понимает, что отделился от него. Качества умершего человека при жизни определяют его эмоции после смерти. Мысли и чувства, особенности характера не меняются, но становятся открытыми для Всевышнего.

Душа ребенка

Считается, что умерший до 14 лет ребенок сразу попадает на Первое Небо. Дитя еще не достигло возраста желаний, не несет ответственности за поступки. Ребенок помнит о своих прошлых воплощениях. Первое Небо – это место ожидания перерождения души. Умершего ребенка ждет ушедший на тот свет родственник или человек, который при жизни очень любил детей. Он встречает дитя сразу после смертного часа и провожает к месту ожидания.

На Первом Небе у ребенка есть все, что он пожелает, его жизнь напоминает прекрасную игру, он учится добру, получает наглядные уроки, как влияют злые поступки на человека. Все эмоции и знания остаются в памяти малыша даже после перерождения. Считается, что люди, живущие благородно в обычной жизни, обязаны этим полученным урокам и опыту на Первом Небе.

Душа самоубиенного

Любое учение и верование утверждает, что человек не имеет права лишать сам себя жизни. Действия любого самоубийцы продиктованы Сатаной. Душа самоубиенного после кончины стремится к Раю, врата которого для нее закрыты. Дух вынужден возвратиться, но отыскать свое тело он не может. Мытарства длятся до наступления срока естественной кончины. Тогда Господь принимает решение по его душе. Раньше люди, покончившие собой, не хоронились на кладбище, предметы самоубийства уничтожались.

Души животных

Библия говорит о том, что все обладает душой, но «взяты из праха, в прах и обратятся». Духовники порой соглашаются с тем, что некоторые питомцы способны преобразиться, однако точно сказать, куда попадает душа животного после смерти, нельзя. Ее дает и забирает сам Господь, душа животного не вечная. Однако иудеи полагают, что она приравнивается к человеческой, поэтому существуют разные запреты на употребление мяса.

Видео

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Ответом на вопросы, как душа покидает тело после смерти и куда устремляется дальше, задаются все люди в разные периоды своей жизни. Чаще они волнуют переступивших порог старости: пожилые понимают, что земное существование подходит к концу, впереди переход в иное состояние, но как это будет происходить и что там дальше - тайна, разгадать которую еще не удалось никому.

Что происходит после смерти

С биологической точки зрения смерть - это прекращение процессов жизнедеятельности в теле человека, что влечет за собой остановку работы всех внутренних органов, отмирание тканей.

Скептиков, считающих, что с момента угасания функций головного мозга, бытие прекращается полностью, на самом деле мало.

Большая часть людей уверена, что смерть - начало нового существования. Примечательно, что в ряды последних входят не только служители церкви, верующие, но и представители науки, медицины. Это обусловлено тем, что некоторым явлениям в реальном мире не находится объяснений. Официально не доказано существование души, но и опровержений также нет.

Большинство людей считают, что за гранью смерти что-то есть, при этом у каждого свое видение, в зависимости от религии или собственных убеждений: кто-то верит в Бога, некоторые представляют энергетические поля и сгустки, матрицу, иные измерения и так далее. Но есть и те, кто уверены, что с прекращением функций тела существование человека завершено, поскольку обратное не доказано и вера в продолжение жизни - результат страха смерти и небытия.

Верующие считают, что ментальное тело человека - душа, попадает в Рай или Ад, или перерождается в новой оболочке, повторно приходя в мир. Каждой религии свойственны свои мнения и постулаты, которые не нашли подтверждения или опровержения.

Единственный научно доказанный факт - потеря веса умершим, который составляет 21 грамм, что наталкивает на мысль о душе, покидающей тело.

Специфическим доказательством существования потустороннего мира считаются свидетельства переживших клиническую смерть. Такие люди обычно описывают продвижение по тоннелю, впереди которого сияет неземной свет, неясные звуки, похожие на шепот Бога или пение ангелов.

Другие определяют момент отделения от тела как падение в пропасть и появление тошнотворного запаха, криков, стонов. Сопоставив эти рассказы, предполагают, что райские сады и геенна огненная существуют, и после отделения от материального тела душа отправляется туда.

Независимо от вероисповедания очевидцев, они убеждены в одном - сознание продолжает свое существование после отделения от материальной оболочки.

Куда уходит и где находится душа

В сравнении постулатов разных религий прослеживаются сходства, что будет с душой покойника сразу после смерти и в последующие 40 дней.

Первый день

В первые минуты, когда душа выходит из тела, она остается рядом с ним, пытаясь осознать и понять произошедшее. Для нее случившееся - серьезный шок: вокруг плачут и суетятся родственники, она не отражается в зеркале (отсюда и пошел обычай закрывать их полотенцами, чтобы не испугать умершего), не может прикоснуться к материальным предметам, ее не слышат близкие.

Единственное желание, которое она испытывает - вернуть все на свои места, так как не понимает, что делать дальше.

Такое мнение породило обычай предавать мертвых огню в первый день после кончины - так душа быстрее устремляется в жизнь вечную, а не остается привязанной к телу. Сжигание, согласно индуизму, самый лучший способ захоронения - если положить покойника в гроб и закопать в землю, астральное тело будет видеть, как разлагается его материальная оболочка

3 дня

В христианстве присутствует обычай хоронить усопшего на третьи сутки после того, как наступает биологическая смерть. Считается, что к этому времени душа полностью отделяется от тела и в сопровождении ангела отправляется готовиться к жизни вечной.

Это период признан переломным. Окончательно осознав свое состояние, душа уходит из дома и начинает посещать места, дорогие ей при жизни. Однако она обязательно возвращается, поэтому родные, живущие дома, не должны устраивать истерик, громко плакать, причитать - это причиняет ей боль и муки. Лучшая помощь покойнику - чтение Библии, молитвы, спокойный разговор с умершим, из которых он сможет понять, как быть дальше.

Есть мнение, что как и любой организм, пусть и нематериальный, душа испытывает голод. Ее требуется накормить. И не ломтиком черного хлеба с рюмкой водки. Лучше, если семья в первые 40 дней, садясь за стол, будет ставить тарелку с едой и для покойника.

9 дней

В это время душа отправляется на мытарства - прохождение препятствий на пути к Божьему престолу. Всего их 20 и помогают их пройти два ангела. Мытарствами управляют злые духи, которые предъявляют нарушения почившего в определенной заповеди. Ангелы защищают покойного, рассказывая о добрых делах. Если список плохих поступков внушительнее перечня защитников, они имеют право забрать душу в Ад, если поровну или больше - испытания продолжаются.

В этот день впервые поминают ушедшего из жизни: это помогает ему во время трудного пути тем, что число добрых дел увеличивается: чем больше людей пожелают Царствия Небесного, тем больше вероятность того, что Господь вступится за умершего при равенстве добрых и злых дел.

40 дней и после

40 день - это день суда. Ангелы провожают душу, уже осознавшую грехи, к Богу для «вынесения приговора». Большую роль в решении играет то, как о покойнике отзываются родные, друзья, знакомые, вспоминающие его в эти дни.

Помочь Господу принять положительное решение и подарить вечную жизнь на небесах помогают молитвы, службы, проводимые в храме за упокой. Последнюю лучше заказать за 2-3 дня до сороковин, так как помощь нужна до Суда, а не после.

Весь сорокадневный период близкие могут ощущать присутствие души в доме: звенит посуда, открываются двери, слышны шаги, вздохи, наблюдаются реакции животных. Не стоит пугаться таких явлений - это хорошие знаки.

Желательно разговаривать с душой, вспоминать приятные моменты, рассматривать фотографии. В сороковой день принято ходить на кладбище, поминать умершего, провожая его в вечный путь - после этого периода душа улетает навсегда.

Если люди не знают, что делать после того, как умер родственник, целесообразно пообщаться со священником, рассказать о страхах, сомнениях, попросить совета, как поступать в эти дни правильно.

Что чувствует человек, когда умирает

О том, как выглядит процесс умирания, удается узнать по свидетельствам людей, которых удалось оживить после клинической смерти. Почти 80% побывавших за гранью жизни рассказывают, что они ощущали момент отделения души от тела, видели со стороны события, происходящие с материальной оболочкой.

Эти процессы вызывали скорее психологические эмоции - положительные или отрицательные. Когда людей удалось воскресить, в реальный мир они возвращались соответственно в радостном или тревожном, испуганном расположении духа.

Однако интересен и другой вопрос - что ощущается на физическом уровне, причиняет ли смерть боль. Для ответа целесообразно рассмотреть, что случается с телом после смерти с биологической точки зрения.

Независимо от того, как умер человек: его убили, он погиб от болезни, пришла старость - ключевым фактором окончания жизни считается прекращение поступления кислорода в головной мозг.

С момента остановки его подачи до потери сознания, «отключения» всех чувств, проходит 2-7 секунд, в течение которых умирающий может ощущать боль, дискомфорт:

  • жар, чувство разрыва в легких от движения воды по органам дыхания;
  • боль от ожогов, тело словно горит;
  • нехватку кислорода;
  • боль в месте разрыва тканей и так далее.

Примечательно, если смерть приходит не резким насильственным путем, в организме выделяется эндорфин - гормон радости, и переход в мир иной не вызывает выраженных отрицательных, болезненных ощущений.

Характеризуют процессы разложения: оно остывает, коченеет, а спустя несколько часов снова становится мягким. По решению родственников выбирают дату погребения (на какой день это делается - зависит от причин и обстоятельств смерти или гибели), и совершают обряд похорон.

Что видит и ощущает после смерти

Узнать, что происходит с душой сразу после смерти, становится возможно, благодаря рассказам людей, вернувшихся в реальность после клинической смерти.

Взгляд со стороны

В первые моменты человек удивляется, что в нем по-прежнему живет сознание, то есть он продолжает мыслить, чувствовать эмоции, но со стороны, без физической составляющей. Он видит, чем занимаются люди вокруг его тела, но при этом не может прикоснуться к ним или что-то сообщить.

Некоторым удавалось за короткий промежуток времени, пока врачи возвращали их мозг к жизни, совершить путешествие: посетить родной дом или дорогие их сердцу места, родных, даже если те находились за сотни километров от здания, где произошла остановка сердца. Также люди отмечали, что видели красивое существо - ангела, Господа, кто звали с собой.

Некоторые встречались с умершими родственниками, при этом последними было сказано умирающему, что его время покинуть мир еще не пришло, и он явился раньше положенного.

Большая часть людей с неохотой возвращались в свое тело из небытия, так как ощущали блаженство и умиротворение.

Тоннель

Яркое излучение впереди длинного темного тоннеля видят почти все люди. Восточные религии трактуют, что душа выходит из тела через отверстия:

  • глаза;
  • ноздри;
  • пупок;
  • половые органы;
  • задний проход.

Момент прохождения по телу к этому выходу, впереди которого виден окружающий мир, воспринимается как продвижение по узкому коридору с невероятным свечением впереди.

Интересный факт - сияние ощущали даже те, для кого смерть настала ночью.

Божественный свет дарит душевный покой, успокаивая душу, растревоженную новой для себя реальностью.

Звуки

Реальность вокруг наполнена не только новыми видениями, но и звуками, поэтому назвать ее пустотой побывавшие на том свете не могли.

Их рассказы о звуках отличаются, но общим остается тот факт, что они присутствуют:

  • невнятные разговоры, которые называют общением ангелов;
  • жужжание;
  • тяжелый, тревожный гул;
  • шелест ветра;
  • треск ломаемых веток и прочие.

Существуют ли Рай и Ад

Ответ на этот вопрос каждый выбирает для себя самостоятельно, но для верующих людей он однозначен - существуют.

Согласно Святому Писанию, Рай - это Небесное Царство, находящееся в другой, параллельной реальности, поэтому невидимое живым людям. Сам Отец Небесный восседает там на троне, а по правую руку сидит его сын - Иисус Христос, который снова вернется на землю в день Страшного Суда.

В этот день, согласно Библии, мертвые восстанут из своих могил, встречая его, и обретут жизнь в новом Царстве. При этом существующие сегодня земля и небеса исчезнут, а появится вечный город - Новый Иерусалим.

В библейском учении нет данных о том, откуда приходят на землю новые души, но некоторые люди, помнящие свое рождение и предыдущую жизнь до появления на свет, рассказывают интересные истории.

Так, перед тем, как происходит зачатие ребенка, его сознание обитает в другой реальности и старается найти себе маму и папу, а когда выбор сделан - приходит к ним. Легенда похожа на правду, так как многие малыши очень похожи внешне, характером и поведением на уже умерших родственников. Про таких детей говорят, что в них близкие рождаются заново, возвращаются в семью.

Способна ли душа покойного переселиться в новорожденного или нет, неизвестно, но рождение ребенка - это единственный доказанный способ жить вечно, пусть и в генетическом продолжении.

Важным вопросом выступает, встречаются ли души умерших родственников после смерти. Он не имеет однозначного ответа. Скорее всего, на это могут рассчитывать только те, кто обитает в Раю или еще не отправившиеся на землю для перерождения. По рассказам близких, приходящих к родным во сне, большинство встречали родственников.

Как душа прощается с родными

Любовь умерших людей к своим близким никуда не девается, она остается постоянной величиной. И хотя умершие не могут выйти на прямую связь, они стараются поддержать живых и помочь им. Часто встречи родных происходят во сне, так как это единственный возможный способ связаться с теми, кто остался на земле.

Души в сновидениях приходят к тем, кто не может смириться с их смертью и просят отпустить их или сообщают, что прощают родных, чувствующих сильную вину перед ними. Это специфическое доказательство того, что умершие остаются рядом с близкими на долгие годы и продолжают слышать их. Поэтому важно постоянно проводить поминки в годовщину смерти, родительские субботы, в любые дни, когда возникает желание сделать это.

Иногда ушедшие просят передать им какую-то вещь. Это делается через умершего: в день, когда его хоронят, прийти на прощание и положить предмет в гроб с просьбой передать рабу Божьему (имя). Можно и просто принести предмет на могилу.

Как поговорить с умершим

Тревожить покойников без причины из праздного любопытства не стоит - душа обитает на небесах в спокойствии и мире, а если попытаться ее вызвать с помощью спиритического сеанса через фото, личные вещи, это введет ее в панику. Умершие чувствуют, когда родные нуждаются в них, и сами приходят к ним во сне или подают знаки.

Если желание поговорить остро, лучше сходить в храм, поставить свечу за упокой и мысленного поговорить с умершим, посоветоваться с ним, попросить помощи. А вот чего нельзя делать по людской молве, это часто ходить на кладбище и часами разговаривать с умершим.

Признано, что так обрести душевное спокойствие не удастся, а вот «прихватить с погоста» злого духа, беса - вполне. Насколько это правда, неизвестно - возможно, это способ помочь человеку отпустить ситуацию, прекратив терзания, вызванные частыми походами на могилу. В любом случае, как легче перенести утрату, каждый для себя решает сам.

Как помочь обрести покой

Чтобы душа близкого покоилась с миром, его отпевают перед погребением, совершают другие религиозные обряды. Обязательно поминают в 9, 40 дней, годовщины. В эти даты важно раздать «помин» как можно большему количеству людей, даже незнакомым и просить их помянуть новопреставленного раба Божьего, помолиться за его упокоение. Лучше, если это будут дети, просьбы которых Господь слышит лучше всего и которые до 7 лет считаются безгрешными ангелами.

В будущем ухаживать за могилой родного человека, ходить в церковь, заказывать поминальные службы, ставить свечи, читать молитвы. Посещение храма рекомендовано и в случаях, когда присутствие покойника ощущается спустя 40 дней или появляется через месяцы, годы после его смерти. Это знак, что душу что-то беспокоит, способ помочь обрести ей спокойствие - поминальный обед, молитва и зажженная за упокой восковая свеча, пламя которой символизирует вечную память и умиротворение.

Не следует чрезмерно убиваться по усопшему, поскольку он при этом чувствует беспокойство и терзания.

Отгоревав, важно суметь отпустить душу, лучше вспоминать дорогого человека почаще добрым словом, рассказывать о нем детям и внукам, составить семейное древо, тем самым гарантированно даруя ему вечную жизнь.

Видео по теме