"Уже в древние времена, многие тысячи лет назад, славяне имели очень стройную и целостную систему мировоззрения, раскрывающую и объясняющую принципы устройства Мира - Мира живого, находящегося в постоянном движении саморазвития и самосовершенствования. И человечество, как основная часть его, тоже не что-то законченное, застывшее, а также стремится к обновлению, то есть к эволюции своего сознания и бытия.
В основе этой системы древних славян лежало представление о существовании трёх сфер - миров, в которых проходит вся небесная и земная жизнь каждого человека. Это Миры - Прави, Нави и Яви.
Мир Света, добра, истины, Божественной любви и красоты - это Мир Прави. В нём обитают светлые Боги и управляет там Сварог, старший сын Рода Небесного, Творца всего сущего.
Мир Нави - это сфера присутствия Сознания Творца, куда после пребывания на Земле уходят души человеческие, где они обитают между предыдущим и последующим воплощениями.
Ну и, наконец, наш земной проявленный мир - Мир формы или Мир Яви. Это - явный мир, где каждый из рождённых проходит школу Бытия, учится в конкретных жизненных ситуациях отличать плохое от хорошего, свет от тьмы, добро от зла. Отдаёт свет своей любви посредством творческого созидательного труда всем остальным людям, обществу.
По воззрениям древних славян - Природа - это Храм, и всё, что их окружает - растения, животные, стихии огня, воздуха, земли и воды, сама Мать-сыра Земля, планеты и звёзды - находятся под постоянным Божественным наблюдением, управлением и контролем.
А судьбы людей сплетаются на веретене Небесной Богини Макоши в зависимости от Божественного предназначения каждого и его непосредственного образа существования в Мире Яви.
Светлые Образы Славянских Богов века и тысячелетия наставляли славян мудрым законам мира Прави, мира высоких нравственных понятий, охраняющих их на тернистых дорогах земного бытия."

Птица Гамаюн
Птица Гамаюн - посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.

Гамаюн обитает в светлом Вырии - райском саде. Она все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц.
По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Перун - бог грома и молнии, покровитель воинов. Сварога и Лады.

По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун - божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет.

Ярило-Солнце

Бог - покровитель светлых помыслов, чистого Сердца и нашего светила. Благодаря энергии тепла и света, что даёт нам всем Ярило-Солнце, и возможна сама жизнь на Земле.

Макошь
Макошь - Богиня всей Судьбы (кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово "мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также - покровительница женских рукоделий - на Земле. Сестра Сварога.
Попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.

3.6.3.1. Идентификация Макоши с Мировой уточкой

На изображениях славянского общерусского бога Велеса отчётливо читается фигура утки. Она восседает на его голове. Это, на первый взгляд странное размещение птицы, приводит к пониманию воззрений древних славян на космос.

В русском языке слово «утка» очень старое. Оно несёт с собой огромное словарное «гнездо» отражающее такие понятия, как:

    утка – птица (уточка, сиб., камч. вообще птица, птаха);

    утка – баба (где утка (баба)

    уток – нить при ткачестве.

Источник также приводит описание способа сидения: «Сидеть уточкой , на подошвах, обняв руками колени». Именно этот способ запечатлён в начертании египетского иероглифа «Маат».

Рис. 6.3.6.3.1.1. Египетские Маат, сидящие в позе «Утки»:
1 – изображение Маат на сосуде из храмового комплекса Осириса в Абидосе
2 – увеличенный фрагмент, глина, высота 34 см, Новое царство, XIX династия, Брюссель, Королевский музей искусства и истории (Е 0597);
3 – статуэтка Маат, 7 – 1 вв. до н.э., египетский фаянс, высота 11 см;
4 – статуэтка Маат.

С одной стороны данное обстоятельство в очередной раз подтверждает: египетская Маат является местной формой славянской Макоши (см. п. 5.3.3.1.4. гл. VI). С другой стороны это же сходство помогает нам более уверенно отождествить уточку с Макошью.

Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу или петуха. Кокошник делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых – драгоценными камнями . Кокошник (кокуй, кокошко) исполняется в виде опахала или округлого щита вкруг головы, это легонький веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убраного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты . Кокошник – не только женский головной убор, но и украшение на фасадах зданий в русском стиле.

Рис. 6.3.6.3.1.2.1. Кокошники, слева направо: 1 – кокошник Арзамасского уезда Нижегородской губернии, Русский Музей; 2 – русский кокошник; 3 – русский кокошник с изображением Макоши, стилизованным под пчелу; 4 – большой шлем из бронзы, Этрурия (7 век до н.э.), Национальный музей «Вилла Джулия», Рим.

Форма кокошника спереди напоминает корону, а с боку – утку. К последнему значению нас приводят и многочисленные русские слова того же корня: кока, коко – яйцо, кокач – пирог с кашей и с яйцами, кокош – курица наседка, кокиш – первые правильные перья гусиного крыла, для письма, кокоток – сустав перста, кокова – набалдашник, верхний наконечник, головка, резное украшенье на коньке избы, медные головки на санях, козлах повозок и пр. .

Рис. 6.3.6.3.1.2.2. Развитие образа и символизма кокошника, слева направо: 1 – славянский бог Велес с уткой-Макошей на голове; 2 – египетская богиня с двумя птицами на голове; 3 – царь Хафра (Хефрен) (середина 26 века до н.э.), Египет; 4, 5 – русские кокошники .

Другой русский национальный головной убор – кичка – также свой символизм черпал из звёздного славянского религиозного культа утки-Макоши, расположенной на голове (загривке) Велеса.

Рис. 6.3.6.3.1.2.3. Развитие образа и символизма кички, слева направо: 1 – Велес в рогатом и кругоподобном головном уборе с звездой-уткой-Макошей в центре; 2 – египетский бог в рогатом головном уборе и с кругом; 3, 4 – на египетской фреске рога превратились в два пера Маат (Макоши) с солнцем внутри; 5 – русская кичка, Тамбовская губерния (19 в.); 6 – фрагмент узора; 7 – скифо-кобанская фигурка из Дагестана (6 в. до н.э.); 8 – рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки (начало 19 в.); 9 – рогатая Макошь, русская вышивка; 10 – русская кичка .

На рис. 6.3.6.3.1.2.3. отчётливо видно развитие образа славянского бога Велеса, держащего утку-Макошь с гнездом на голове. На фрагментах 3 и 4 рога превращаются в перья (страуса), которые и символизируют египетскую Маат (русскую Макошь). На кичке (5) имеется узор, который в увеличенном масштабе представлен на фрагменте 6. Он полностью схож с египетскими двумя перьями и солнцем между ними. Древнейшее скульптурное изображение Макоши найдено на Руси, в селении Костёнки, Воронежская область.

Соответствующее славянской религиозной мифологии наполнение, несла кичка. Этот русский головной убор имитировал рога коровы, что символизировало плодовитость его хозяйки. Рогатую кичку носили молодые замужние русские женщины, меняя её в старости на безрогую. У славянских замужних женщин долгое время (и поныне!) сохранялся способ повязывания платка, когда его угловые концы торчали на лбу в виде маленьких рожек. Они также имитировали рога коровы и символизировали производительный период в жизни женщины.

Тот

Рис. 6.3.7.4.2. Велес в образе медведя с головой быка и уткой на голове.Это древнее изображение бога Велеса ассоциируется с изображением Египетских богов Тота (с головой птицы ибис), Анубиса (с головой шакала), львиноголовой богини Сехмет и др. Бог Ра.

Сехмет и Гор

Ираида- богиня радуги

Бог Египта Птах

Современные школьники очень плохо знают славянскую мифологию и традиционную русскую культуру. В последнее время в учебном плане школ появляются предметы, направленные на изучение основ православной культуры: “Истоки”, история мировых религий, “Духовное краеведение Подмосковья”. Это, безусловно, отрадно и крайне необходимо. Но горькой истиной является то, что в головах наших детей царит полный мировоззренческий хаос и при слове “бог” у каждого возникают свои ассоциации. Четкого представления о вере современных людей и вере наших предков у школьников нет, а это незнание мешает эффективному изучению всех гуманитарных предметов.

Однажды я попросила учеников 5–9-х классов назвать имена известных им богов. Дети назвали лишь Зевса, Иисуса Христа и Аллаха, потом вспомнили Перуна (наверно, потому, что его имя упоминается А.С.Пушкиным в “Песни о вещем Олеге”). Глубоко уверена в том, что, прежде чем начинать преподавание в школе основ православной культуры и истории мировых религий, следует познакомить детей с традиционной русской культурой, существовавшей до крещения Руси, и с дохристианскими верованиями славян. Ведь еще до принятия христианства наши предки создали богатую и неповторимую культуру, мифологию и фольклор. В 5-м классе школьники на уроках истории изучают мифы Древней Греции, которые представлены и в программе литературного образования. А о славянской мифологии упоминается мало и вскользь, а ведь она была не менее богатой и интересной. Предлагаю вниманию коллег конспект урока по славянской мифологии, ориентированного на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Это может быть урок литературы либо истории в 5–6-х классах, который проводится до или после изучения мифов Древней Греции.

Ход урока

1. Выявление потребности в изменении и исследовании.

В начале урока беседую с учениками о том, что такое вера и зачем она нужна человеку. Далее выясняем, в каких богов верило и верит человечество. Прошу детей назвать имена известных им славянских богов. Называют 2–3 имени. Спрашиваю, почему древнегреческих богов они знают лучше, чем славянских. Отвечают, что об этом не рассказывают на уроках, а сами они мало читали литературы по славянской мифологии. Мой следующий вопрос: “А хотели бы вы знать о том, каким богам поклонялись наши древние предки? Во что верили? Какие мифы складывали?”. Безусловно, дети ответят утвердительно. “А зачем вам нужны эти знания?” – спрашиваю. Ответы учеников (“Интересно”, “Хочу знать традиции народа”, “Чтобы глубже понимать культуру своего народа, родной язык, русский фольклор” и т.п.) дают возможность сформулировать основополагающую идею о необходимости более глубокого изучения славянской мифологии с целью приобщения к истокам и традициям национальной культуры.

2. Определение и фиксирование цели проектной деятельности.

Вместе с учащимися формулируем и записываем на доске и в тетрадях тему и цель проекта. Выбираем вид проекта – информационный.

Тема: “Пантеон славянских богов”.

Цель: Приобщение к истокам и традициям национальной культуры.

Далее вместе с детьми обсуждаем, какие конкретные учебные задачи будут стоять перед нами. Ставим учебные задачи проекта и фиксируем их в тетради либо на доске, чтобы по окончании работы проверить, выполнены ли они.

3. Постановка учебных задач проектной деятельности.

Образовательные задачи:

  • Изучить соответствующую литературу, выписать имена славянских богов, узнать, чему и кому покровительствовал тот или иной бог и как его представляли люди.

Развивающие задачи:

  • Развивать любознательность, эрудицию, творческие способности детей.
  • Расширять кругозор.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к истории и культурным традициям русского народа, желание их изучать и сохранять.

4. Определение основных идей проекта и инструментария

.

Поставив цель и определив задачи проектно-исследовательской деятельности, приступаем к обсуждению того, что и как мы будем делать: где искать материал, как его обрабатывать, какой готовый продукт мы можем получить и где его можно использовать. В результате обсуждения дети приходят к решению, что для работы им понадобится специальная литература по славянской мифологии (ее учитель может подготовить заранее) и Интернет-ресурсы. Далее учащиеся обсуждают основные идеи проекта. Так как пантеон славянских богов достаточно многочислен, следует их как-то систематизировать и классифицировать. Допустим, главные и второстепенные боги. Или добрые и злые боги. Или боги-мужчины и богини-женщины и п.п. Также учащиеся определяют, как они будут работать: индивидуально, в парах, в группах. Оптимальный вариант – групповая работа, когда класс делится на группы по 3-4 человека и каждая группа выполняет свое задание, результат которого складывается с результатами других групп.

5. Определение видов деятельности.

На данном уроке основными видами деятельности детей будут следующие:

  1. Изучение справочной литературы и материалов Интернета.
  2. Составление краткого связного рассказа о том или ином славянском боге.
  3. Художественное изображение бога на бумаге.
  4. Обобщение “Какое место занимал этот бог в пантеоне славянских богов и в жизни древних людей?”.
  5. Презентация собранного материала классу.

Для выполнения групповой работы ребята распределяют роли: кто будет добывать информацию по Интернету, кто будет работать со справочной литературой, кто ее анализировать и систематизировать, кто представлять выводы, кто создавать иллюстрацию и т.п.

6. Прогнозирование результатов проектной деятельности.

Прежде чем приступить к созданию данного информационного проекта, обсуждаем, какой продукт нашей деятельности мы хотели бы получить, что мы можем изготовить, чтобы сохранить результаты нашего исследования. Дети предлагают разные варианты готового продукта:

  • Информационный стенд для кабинета, где будут представлены сведения о славянских богах и их изображение.
  • Дидактический материал для уроков истории и литературы.
  • Краткий словарь “Славянские боги”, распечатанный на компьютере для каждого ученика.
  • Новая глава в учебник истории или литературы.
  • Видеофильм, видеогазета.
  • Устный журнал для представления его младшим школьникам.

7. Выполнение работы.

На уроке работа выполняется в группах. Каждая группа работает над своей темой. Учителю отводится роль консультанта. Если работа выполняется на уроке, когда время ограничено, учитель может распределить задания по группам сам.

Если работа выполняется индивидуально дома, то ученик может получить либо конкретное задание, либо сам отобрать материал по желанию. Также учитель может представить список славянских богов на доске, а дети отбирают понравившиеся им имена и разрабатывают их.

8. Презентация итогов работы.

По окончании исследования ученики представляют классу итоги индивидуальной или групповой работы. Учащиеся слушают, задают вопросы. Ученик–художник представляет свой рисунок и обосновывает его. Результаты исследований закрепляются на классной доске, а дети фиксируют в тетрадях учебную модель.

9. Создание учебной модели проекта.

Какой будет учебная модель, представляющая пантеон славянских богов, зависит от того, какой принцип классификации и типизации материала изберут дети. Но в любом случае получается определенная целостная система, в которой учебный материал о каждом боге представлен единообразно. Например: имя славянского бога, сфера его покровительства, представление о его внешнем виде, как ему поклонялись и как его задабривали и т.д.

10. Рефлексия деятельности.

Школьники проводят самоанализ учебной деятельности. Отвечают на вопросы: какая группа или какой ученик лучше других справились с заданием, за счет чего это получилось, что не удалось сделать и почему.

11. Подведение итогов.

Подводя итоги работы, спрашиваю детей:

– Ребята, вспомните, какие цели и задачи ставили мы перед нашим уроком-проектом. Выполнили ли мы их?

– Что нового вы узнали на уроке, чему научились, что поняли?

Главная мысль, которую вынесут дети с урока, заключается в том, что славянская мифология была не менее богатой, чем греческая или римская, что каждой сфере человеческой жизни покровительствовали свои боги, к которым можно было обратиться за помощью, и осознание этого, вероятно, облегчало трудную жизнь наших предков.

12. Практическое использование созданного продукта.

В кратком виде собранный материал может быть представлен в форме следующей учебной модели:

Пантеон славянских богов

Имя божества Богом чего являлся Кому и чему покровительствовал В каком облике представлялся людям
Святовид Главный бог поднебесья, бог света Хранитель всего мира, его порядка и гармонии Старец с четырьмя бородатыми головами на четырех шеях, ездит на белом коне Воздушным явлениям
Сварог Владыка Вселенной, родоначальник богов, бог огня Небу, солнцу, огню Старец с раскинутыми руками: одной управляет солнцем, другой – молниями
Велес Бог скота и богатого урожая, бог мудрости Зверям, животным Медведь
Дажьбог Бог солнца Пахарям и сеятелям, а также свадьбам Высокий юноша со светлыми волосами в лучах солнца
Купало Бог лета, плодов, цветов Земным плодам Юноша в легких одеждах с венком на голове и цветами в руках
Дид Бог супружеской любви Прочной семье Молодой мужчина с двумя горлинками в руках
Дидилия Богиня женского плодородия Благополучным родам младенцам Молодая цветущая женщина, увенчанная драгоценными камнями
Лада Богиня красоты, любви, брака Любви, счастью, семье Красавица в розовом венке, держащая сына Леля
Мокошь Богиня судьбы, земли и плодородия Олицетворение Матери-Сырой Земли, покровительница женщин Длиннорукая, большеголовая женщина, прядущая шерсть
Перун Бог грозы, грома и молний, войны и битв Воздушным явлениям Старец в шлеме и кольчуге, держащий лук и огненные стрелы
Род Творец, создатель всего живого во Вселенной Видимому и невидимому миру Старец с толстой книгой в руках
Родомысл Бог мудрости и красноречия Законам, добрым советам Мужчина со щитом и копьем в левой руке, указательный палец правой руки уперся в лоб
Жива Богиня весны и животворящих весенних сил Оживлению природы, землепашцам, влюбленным, беременным женщинам и новорожденным детям Красивая молодая женщина, у которой в одной руке созревшее яблоко, в другой – колосья ржи и гроздь винограда. Рядом с ней всегда маленький ребенок.
Стрибог Бог ветров Истреблению злодеяний и злоумышлений Мужчина, стреляющий из лука
Услад Бог веселья, пиров, наслаждения Чувственному наслаждению Радостный юноша с кубком вина в руке
Числобог Бог времени Течению времени Существо с двумя лицами: лицо-солнце и лицо-полумесяц
Ярило Бог весеннего солнца, мужской бог любви, страсти и удали Силе, страсти людей, плодовитости растений и животных Красивый молодец на белом коне с ржаными колосьями в руке

С данным продуктом исследовательской деятельности школьников можно организовать разные виды работы на уроках литературы, русского языка, истории. Например, можно организовать исследование об упоминании славянских богов в произведениях русского фольклора и литературы. На уроках русского языка будет интересен этимологический разбор слов, связанных с именами славянских богов: услада, разъяренный, родить, уладить и т.п. Интересным и познавательным для школьников будет сравнительный анализ пантеона славянских богов с богами древнегреческими и древнеримскими, а также православными святыми. В голове современных детей полная неразбериха с этими богами, а предлагаемый вид работы даст им некоторую ясность. Можно предложить ученикам сопоставить основных славянских, греческих и римских богов. В результате может получиться небольшая таблица.

Славянский бог Греческий бог Римский бог
Святовид Уран Кронос
Перун Зевс Юпитер
Дажьбог Гелиос Апполон
Мокошь Деметра Церера
Лада Афродита Венера
Ярило Дионис Бахус
Жива Артемида Диана
Сварог Гефест Вулкан

Знакомство с пантеоном славянских богов, безусловно, вызовет у детей интерес ко всей славянской мифологии, и учитель может провести уроки и внеклассные мероприятия, посвященные мифам славян о сотворении мира и происхождении человека, духам потустороннего мира, народным играм, русскому народному костюму, календарной обрядности, традициям семейной культуры. Современные школьники должны осознать, что традиции народа надо знать и понимать, потому что они помогали людям жить, созидать и сохранять свою национальную неповторимость.

Использованная литература:

  1. Боги и люди Древнего Мира. Краткий словарь. Составитель – Федосеенко В.М. – М., 1994 г.
  2. Бутромеев В.П. Мифы и легенды древних славян.– М., 2009 г.
  3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Словарь славянской мифологии. – Н.Новгород, 1995 г.
  4. Каршинова Л.В. Мир и человек. – М., 2007.
  5. Мифы народов мира. Том 1–2. М.,1987 г.

Представление древних славян об устройстве мира.

Структура славянской мифологии.

Два чувства дивно близки нам В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога Самого Самостоянье человека, Залог величия его! А.С.Пушкин



Пантеон славянских богов

Внутри славянской мифологии можно

выделить несколько уровней в

зависимости от предназначения богов.

Высший уровень составляют стихийные

  • небо – Сварог
  • небесный огонь – Перун
  • солнце – Ярило, Даждьбог, Купала
  • воздух - Стрибог

  • Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все, что мы видим вокруг. Он

отделил мир видимый,

явный - Явь, от мира

невидимого, духовного.


  • БОГ СВАРОГ

Верховный Небесный

Бог, Управляющий

течением Жизни и

всем мироустройством

Вселенной в Явном


  • Славянским громовержцем был Перун - грозное

божество. Он обитает на небе. Рассердившись, бог мечет на землю камни

или каменные стрелы.

Перуну из дней недели

посвящали четверг, из

животных – коня, из

деревьев – дуб.


Боги солнечной стихии

Солнечные боги связаны

со сменой солнечных

Ярило является в день

весеннего равноденствия.

В этот день славяне

встречают Ярилу – Бога

весны, земледелия и

продолжения рода.


солнцестояния)

является в огне

бог Купала .

Поэтому на

праздник

делается большой

костер, который

имеет очищающие целительные свойства.


  • После Купальского праздника на утро славяне призывают главного бога плодородия, бога, дающего все земные блага – Даждьбога .

  • Стрибог – дух-повелитель ветров

Более низкий уровень составляли боги, связанные с хозяйственными циклами:

  • Велес – бог скотоводства и богатства
  • Макошь – богиня урожая, изобилия и судьбы
  • Лада – богиня любви и красоты
  • Морена – богиня смерти
  • Ний (Вий) – судья над мертвыми

  • Велес – бог всяческих благ, скотоводства и охоты, позднее стал богом богатства.

  • Макошь - Богиня, прядущая Нити

Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому

плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.


  • Лада – богиня любви и красоты.

  • Мара (Морена) - могучее и грозное божество, богиня Зимы и Смерти.

  • Вий – один из главных служителей подземного царства, судья над мертвыми.

Представители низшей славянской мифологии

К низшей мифологии относятся разные

классы нечисти, духов, животных,

связанных со всем мифологическим

пространством от дома до леса, болота:

домовые, лешие, водяные, русалки,

упыри, берегини.


  • Домовой – хозяин жилища, домашний дух, любящий

хорошее теплое жилье и добрых хозяев.


  • Леший – хозяин леса, угрюмый бородатый старик, любящий пошутить над заблудшими.

  • Водяной – хозяин глубоких темных озер и омутов, на дно он утаскивает тех, кто купается в реках и озерах после заката.

  • Упырь – мертвец, нападающий на людей и животных. Им становился после смерти человек, испорченный нечистой силой или рожденный от нее.

  • Русалки – веселые певучие существа, помогающие людям и оберегающие их от всякой опасности. Они сродни греческим нимфам – хранительницам рощ, рек, ручьев; наядам, нереидам – водяным девам.

Берегини

  • Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли

о Русалиях и перестали следить за чистотой вод.


М.Ю.Лермонтов «Морская царевна».

Слайд 2

Слайд 3

Пантеон восточнославянских богов

  • Слайд 4

    Род

    Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видимо вокруг.
    Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем плодородия. Более того, в нем видят верховное божество, повелителя туч, творца жизни на Земле.

    Слайд 5

    Лада

    Лада - мать богов, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, урожая, плодородия. Богиня Земли. Супруга Рода.
    Лада связывалась славянами с периодом летнего плодородия, когда созревает, тяжелеет, наливается урожай. Это почтенная хозяйка дома, мать многочисленного семейства.

    Слайд 6

    Перун

    Перун - главный бог языческого пантеона восточных славян. Перун - это прежде всего бог грозы, грома.
    Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славили в дни победы и ему приносили жертвы, желая достижения военного успеха.

    Слайд 7

    Даждьбог

    Даждьбог - Сварожич. Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его означает - "дающий Бог", "податель всех благ".
    Славяне верили, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых коней с золотыми крыльями.

    Слайд 8

    Макошь

    Макошь - Богиня, прядущая Нити Судеб - на Небе, а также покровительница женских рукоделий - на Земле. Попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.
    Связана с Землей и Водой.

    Слайд 9

    Сварог

    Сварог - Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин.
    Сварог был хозяином и хранителем священного огня и его творцом. Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо.

    Слайд 10

    Стрибог

    Стрибог - бог ветра. Стрибог может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим.
    Стрибога молили так же мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».

    Слайд 11

    Существа и духи

  • Слайд 12

    Барабашка

    Барабашка встречается в мифологиях разных народов и в частности в славянской мифологии это - хулиганистые домашние духи. Наполняют квартиру странными звуками, воруют вещи; отказываются загореться спички, зато веселым пламенем ни с того ни с сего полыхают сапоги. Значит барабашка вышел на охоту.

    Слайд 13

    Берегини живут по берегам рек, они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

    Слайд 14

    Водяной - хозяин вод. Вообще, он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно какого-нибудь человека, чтобы он его развлекал.
    Водяного представляли в виде старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую бороду, усы. Обитает чаще в омутах.

    Слайд 15

    Домовой - дух добрый, он рачительный хозяин, помогающий дружной семье. Иногда вредничает, шалит, если ему что не по нраву.
    Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый.

    Слайд 16

    Леший живет в лесной чащобе. Он охраняет лес и лесных зверей. Иногда он кричит в лесу и пугает людей. Прознав, что в какой-то чаще живет леший, люди обходят ее стороной.
    Глаза у Лешего горят зеленым огнем, волосы длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Обличьем похож на человека только весь с головы до пят в шерсти.

    ЛешийВ час урочный полнолунья, С тёмным лесом наравне, — Говорит молва-вещунья, — Кто-то бродит в тишине. Пономарь пройдёт ли пеший, Псарь проедет ли верхом, Всяк, крестяся, молвит: «Леший Загулял не пред добром!»

    Посмотреть все слайды

    Слайд 1

    Слайд 2

    Славянский бог – Ярило

    Бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, - был одновременно и прекрасным, и жестоким.

    Слайд 3

    Слайд 4

    Ярило, ярость, яровые, Яр (у северян в древности означало "село"), т.к. раньше жили в избах с очагом; яркость, - эти слова объединены понятием усиления яркости, света. Действительно, после приходи весны идет быстрое прибавление дня и усиление тепла. Все оживает, растет, тянется к солнцу. Природа воскресает в образе прекрасной Лады. Ярило, растопляя снега, живит матушку – землю талой водой. Ярило - солнце в образе молодого, полного сил жениха скачет на коне к своей Ладе. Спешит создать семью и народить детей (урожай, детенышей зверей, птиц, рыб и т.д.).

    Слайд 5

    К летнему солнцестоянию Ярило набирает полную силу. Он живет в правде и любви с землею, рождая летом новые жизни. К 22 июня Ярило превращается в Белбога, день самый длинный, природа обласкана им и любит его. Состояние Ярилы - состояние всех молодых парней. В четвертый месяц года (ныне апрель) русичи начинали самые важные для всего славянского рода сельскохозяйственные работы.

    Слайд 6

    Корень его имени – «яр» - встречается в словах:

    Яровая пшеница. Ярочка – молодая овца. Яростный. Ярый – сердитый или пылкий.

    Слайд 7

    Яриле как богу смерти и воскрешения

    приносились в жертву молодая овца, кровью которой окропляли пашню, дабы сделать урожай обильным.

    Слайд 8

    Славянский бог Сварог

    Один из главных богов в славянском пантеоне

    Сварог - бог огня.

    Слайд 9

    Один из главных богов в славянском пантеоне. «Svarga» на санскрите - небо, небесный свод, «var» - огонь, жар. Отсюда идут и все славянские производные - варить, сварганить, верх и т. п. Сварог считался богом Неба, матерью жизни («Сва» - у индоевропейцев мать-прародительница). В уже более позднее время Сварог переменил свой пол.

    Слайд 10

    По свидетельству Дитмара (умер в 1018), языческие славяне чтили Сварога более других богов; некоторые признавали его за одно существо с Редигастом и представляли его распорядителем войн. В мифах белых народов бог молотом кует - творит мир, высекая молнии и искры, у всех он имеет то или иное отношение к огню.

    Слайд 11

    У балтийских славян Сварожич (иначе называвшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев Ретре-Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья, а также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря. У чехов, словаков и украинцев со Сварогом можно связать огненного духа Рарога.

    Слайд 12

    Слайд 13

    Хорс – бог солнца. Хорс, хорост, хворост, хрест, крест, кресало, искра, хоровод, хоро, коло, колесо, коловорот, кол, колядки, круг, кровь, красный - все эти слова родственны между собой и обозначают понятия, связанные с огнем, кругом, красным цветом. Если слить их в одно, перед нами появится образ солнца, описанный иносказательно.

    Слайд 14

    Начало нового года славяне отмечали 22 декабря - в день зимнего солнцестояния. Считалось, что в этот день рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика - Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в "Слове о полку Игореве") растет, и солнце крепнет.

    Слайд 15

    Наши предки встречали солнцестояние колядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) - солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с образами древних богов: медведь - Велес, корова - Макошь, козел - веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь - солнце, лебедь - Лада, утка - Рожаница (прародительница мира), петух - символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.

    Слайд 16

    На горе жгли колесо, обвязанное соломой, как бы помогая солнышку светить, потом начинались катания на санках, коньках, лыжах, игра в снежки, кулачки и бои стенка на стенку, песни, пляски, состязания, игрища. Люди ходили друг к другу в гости, каждый старался получше угостить пришедших, чтоб в новом году было в доме изобилие.

    Слайд 17

    Суровая северная Русь любила молодецкие потехи. Вынужденные жить и работать в тяжелых условиях, наши пращуры вплоть до ХХ века слыли народом веселым и гостеприимным, умевшим отдыхать. Хорс - мужское божество, воплощающее стремление мальчиков и взрослых мужей к знанию, духовному росту, самосовершенствованию, к преодолению встречающихся в жизни трудностей и нахождению верных решений.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Даждьбог, дать, дождь - слова однокоренные, имеющие значение "делиться, раздавать". Даждьбог посылал людям не только дождь, но и солнце, напитывающее землю светом и теплом. Даждьбог – это осеннее небо с облаками, дождями, грозами, а подчас и градом. 22 сентября - осеннее равноденствие, праздник Рода и Рожаниц, день Даждьбога и Макоши.

    Слайд 20

    Весь урожай снят, ведутся последние сборы в садах и огородах. Все жители деревни или города выходят на природу, зажигают огонь, вкатывают на гору горящее колесо - солнце, водят хороводы с песнями, играют в предсвадебные и ритуальные игры. Потом выносят на главную улицу столы, ставят на них лучшую еду и начинают общий родовой пир. Соседи и родичи пробуют пищу, свою приготовленную другими, хвалят, все вместе славят Солнце, землю и Русь - матушку.

    Слайд 21

    Даждьбожьи (солнечные) внуки - так называли себя Русичи. Символические знаки солнца (солнечные розетки, солнцевороты) у наших предков присутствовали везде - на одежде, посуде, в украшении домов. Всякий русский мужчина обязан создать большую семью - род, накормить, вырастить, воспитать детей и стать Даждьбогом. В этом - его долг, слав, правда. За каждым из нас стоят бесчисленные предки - наши корни, и каждый должен дать жизнь ветвям - потомкам.

    Слайд 22

    Слайд 23

    Покровитель домашнего скота и богатства, воплощением золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог. Ему подчинялись все низшие духи. Волшебной обителью Велеса стал остров Буян. В основном Велес занимался земными делами ведь его почитали как владыку лесов, животных, богом поэзии и достатка.

    Слайд 26

    Перун - бог грома и молнии, покровитель воинов. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческою силою пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал Мир. Отсюда Перун производитель, творец. В то же время Перун - божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Перун являлся верховным божеством пантеона князя Владимира как покровитель правящей военной элиты, князя и дружины, карающий за несоблюдение законов.

    Слайд 27

    Хотя Перун имел отношение к холоду (он рождался в первый месяц зимы), но Дни Перуна - его пора - начинались 20 июня и заканчивались в начале августа. В это время Русичи справляли тризны по павшим в боях воинам - собирались на курганах и красных горах, устраивали пиры, ратные потехи, мерялись силой между собой в беге, метании оружия, плавании, скачках на конях. Убивали купленного вскладчину быка, жарили и ели его, пили меды и квасы. Проводили посвящения молодых парней, которые должны были пройти серьезные испытания, в воины и опоясать себя оружием Рода.

    Слайд 28

    У наших предков всегда было много внешних врагов, велись постоянные войны. Щит и меч почитались как символ Перуна, его подарок мужчине. Оружию поклонялись и его боготворили. Но в смертельный бой шли не только мужчины. Часто среди убитых русичей на поле боя враги с удивлением находили женщин, сражавшихся со своими мужьями плечом к плечу. Им тоже покровительствовал златоусый Перун.