Случаются в жизни ситуации, когда человека следует направить в нужное русло. Кто это может сделать? Зачастую близкие родственники, иногда друзья и всегда Господь Бог. Человек, даже если он не очень-то и верит в подсказки Божьи, просто идет в храм, чтобы задать вопрос священнику, батюшка же - слуга Божий. Он обязательно поможет.

Как правильно задать свой вопрос батюшке? Давайте об этом более подробно побеседуем.

Священник - это не старец

Вопросы к священнику бывают порой самые странные. Люди пребывают в уверенности, что если перед ними священник, он просто обязан все знать. Вообще в России к этим слугам Божьим относятся с детским трепетом и уважением. Батюшка же.

Как это ни плачевно осознавать, но священник в первую очередь человек. И он не всегда может дать ответ на очень серьезный вопрос. Точнее, ответ дать может, но принимать решение за спрашивающего не обязан.

Приходит, например, женщина в храм. Батюшка ее впервые в жизни видит, а женщина его спрашивает: «Батюшка, как посоветуете? Операцию мне делать или нет?»

И что должен ответить священник? Да еще так, чтобы женщину не обидеть? Посоветует делать операцию, вдруг умрет она на операционном столе? А скажет следовать рекомендациям лечащего врача по этому поводу, женщина может обидеться. Как так? Священник и не знает, нужно ей операцию делать или нет.

Эта история абсолютно реальна. Как и множество других, подобных ей. Люди идут в храм зачастую с желанием снять с себя ответственность за принятие того или иного решения. Проще говорить, что так батюшка посоветовал, если не получилось что-то, чем признаться в собственной неправоте.

Батюшка - не провидец. Нет, есть, конечно, и старцы в русских православных монастырях, но их совсем мало. В обычном храме едва ли можно встретить старца. Там служат обычные священники, они могут лишь направить вопрошающего, подсказать ему. Но диктовать, что и как делать, батюшки не вправе. Господь дал людям свободу выбора, кто такой священник, чтобы эту свободу пресекать? Решение должен принимать тот, кто задает вопрос православному священнику. Взвешивая все аргументы "за" и "против".

Как спрашивать

Бывает и так, что приходишь утром на службу, становишься в очередь на исповедь. Исповедников огромное количество. И вот, доходит очередь до какой-нибудь женщины. И все, встали. Уже и "Милость мира" пропели, и "Отче наш" скоро пропоют, а она все задает вопросы к священнику. Батюшка и прогнать ее не может, и остановить. Очередь начинает тихо роптать: «Вот-вот к причастию идти, а женщина все спрашивает и спрашивает». Да еще громко, с выражением, так, что исповедники, стоящие в очереди первыми, все слышат.

Во избежание такой ситуации, вопросы свои надо решать уж точно не в воскресный день на исповеди. Если позволяет время, то придите в субботу вечером, встаньте в очередь на исповедь последним и спросите все, что нужно.

Когда приходить с вопросами

Можно ли вопрос священнику задать на исповеди, мы выяснили. Лучше это делать в субботний вечер или вообще после службы. Но как попасть к батюшке после службы, как поговорить с ним? Особенно если это воскресный день. А у священников, как известно, суббота и воскресение - самые насыщенные дни.

В конце службы, когда священник дает целовать крест, можно спросить у него разрешения поговорить после завершения целования. Если батюшка очень торопится, вполне вероятно, что он даст свой номер телефона и скажет, когда ему можно позвонить и поговорить. Это сейчас вполне нормальная практика, пугаться этого или обижаться на то, что священник не смог выделить время на беседу, не нужно. Если батюшка назначает время для звонка, значит, он сможет уделить спрашивающему человеку столько внимания по телефону, сколько будет необходимо.

Дежурные священники

Задать вопрос священнику можно не только на исповеди или после службы. Во многих храмах существуют так называемые дежурные батюшки. Чтобы к нему попасть с вопросом, достаточно прийти в храм, поинтересоваться, есть ли дежурный священник, и попросить позвать его. После того как батюшку позовут, попросить разрешения задать ему вопрос.

Батюшка онлайн

Вопросы к священнику можно задать и в Интернете. Есть проект, который так и называется "Батюшка онлайн". Здесь можно задать любые вопросы священнослужителю и получить ответ на него.

Кроме этого, очень распространена практика задавать вопросы на сайтах православных храмов. Там даже рубрику отдельную выделяют для этого, обычно она называется "Вопросы к священнику". Конечно, не на всех сайтах она есть, но очень на многих.

Резюмируем

Основная цель статьи - рассказать читателю, как можно задать вопрос священнослужителю. Аспекты данной статьи следующие:

  • Батюшка - это такой же человек, как и мы все. Обращаясь к нему, не нужно думать, что ему открыта воля Божья. Священник может лишь направить человека, подсказать ему, но не решать за вопрошающего.
  • Вопросы лучше задавать субботним вечером или после воскресной службы. На воскресной исповеди стоит воздержаться от длинных диалогов со священником. Если, конечно, ситуация не требует безотлагательного решения.
  • Существуют дежурные храмовые священники. К ним можно подойти со своей проблемой в любой день, не дожидаясь субботы или воскресения.
  • Интернет еще никто не отменял. Можно задать вопросы к священнику на проекте "Батюшка онлайн". Или на сайтах приходских храмов в специальном разделе.

Заключение

Когда вопрос очень серьезный, то с ним лучше обратиться к старцу. Например, в Боровске или Сергиевом Посаде до сих пор есть такие старцы, помогающие людям. Ибо простой священник вряд ли наделен даром прозорливости. И не нужно бояться или стесняться спрашивать. Ищите, и дано вам будет, стучите, и откроется вам.

По своей духовной немощи и мало опытности большинство из нас не умеет молиться, не знает, как и за что славословить Бога, какими словами и о чем должно и можно Его просить; еще не испытали на собственном опыте, что значит «преклонить колена сердца» пред Господом, не научились «устраняться суетного мира, ум на небеса преложив», и, говоря словами апостола Павла, еще не нашли и не ощутили Бога, «хотя Он и недалеко от каждого из нас» Этому мы можем научиться у тех, кто собственными страданиями стяжали благодать Святого Духа, вступили в непосредственное богообщение и передают нам свой опыт познания Бога.

На вопросы прихожан отвечает Иерей Георгий Боровиков, настоятель Дмитриевского прихода с. Яблоново Корочанского благочиния, Белгородской и Старооскольской Епархии. В рукоположении 4 года, до этого батюшка Георгий служил морским боевым офицером и Господь привел его своей милостью к архимандриту Ипполиту, настоятелю Свято-николаевского рыльского мужского монастыря в 2000 году. В паству многие люди не просто так попадают. Святые отцы научают, что в монашество стремиться почетно, а в священство надо только за послушание. Через это послушание о. Георгий и принял сан священника.

ВОПРОСЫ К БАТЮШКЕ ГЕОРГИЮ

Какие службы можно заказывать в храме?

Проскомидия –

Служба, которая совершается в алтаре, подаются либо записки, либо список заносится в поминальную книгу. При службе вынимается частичка со служебной просфоры и опускается по окончании Божественной литургии в чашу с кровью Христа Бога нашего. Таким образом, Гоподь, прощает грехи тех, кого поминали;
Обедня – здесь для каждого имени вынимается частичка отдельной именной просфоры и тоже опускается в чашу по окончании литургии.

Молебны о здравии -

Совершаются или до литургии или после. Молимся мы Господу Богу нашему и Богородице, святым угодникам божьим, просим их ходатайствовать перед Богом за наших близких живых.
Заупокойные службы совершаются как проскомидии и обедни, но еще совершаются панихида и лития – это отдельные службы, на которых мы поминаем наших умерших. Служатся они в конце службы или отдельно. Желательно на такой службе присутствовать родственникам, потому что души умерших, которых поминают, по упоминанию святых отцов, будут присутствовать.

Отпевание –

Это есть чин разлучения души от тела. Ангелы берут душу и относят ее к Богу. Но само отпевание не избавляет души от тяжести грехов. Освобождение от грехов есть покаяние, совершаемое перед Господом через исповедь священнику. Прощение упомянутых грехов Господь дает после разрешительной молитвы, которую прочитывает батюшка над исповедником. Забытые грехи, т.е. те грехи, которые не можем вспомнить, Господь прощает по совершению таинства Елеепомазывания или Соборования.

Прощение многих грехов душа человеческая получает при совершении проскомидии и обедни. В месте с этим и милостыня, розданная в поминание или во здравие имеет огромную силу. Но милостыня не такая, что дал у храма три копейки, а настоящая помощь, вещи, добрые дела, что-то нужное по-настоящему. При этом просим «помяни этого раба божьего». Человеку в ответ достаточно только сказать «Господи, упокой душу усопшего раба твоего (имя)». Это уже и есть поминание, совершение милости.

Каким образом душа карается за грехи?

Когда братия спрашивали у настоятеля рыльского монастыря батюшку Ипполита о мытарствах после смерти: «что же происходит на самом деле?», он улыбался и говорил: «отцы, мытарства у каждого свои». Есть канонически упоминания об ответе души за грехи свои, например 20 мытарств Феодоры, но это не значит, что у каждого они будут такими. Но то, что отвечать придется – это точно. Не очистив душу покаянием перед смертью, не причастившись и не пособоровавшись, мы весь груз грехов несем с собой к Богу. И Господь как судия взыскивает с нас то, что мы имеем недостойного.

А если смерть произошла внезапно, человек погиб в автокатастрофе?

В православии всякое событие случайным не бывает. Фактор внезапности присущ, есть святые угодники, которые вымаливают душу у Бога тех, кто умер скоропостижно – великомученица Варвара, блаженная Ксения. К Богу мы обращаться должны не как в ларек, когда что-то случается. Православие сама по себе живая вера, подтверждение тому, что кто начинает Богу молиться, Бог устрояет ему все во благое, научает как молиться и через каких святых. Как молиться о живых, о мертвых. Кого как вымаливать. Результаты всех духовных трудов сказываются таким образом: когда благочестие в дом будет возвращаться, то и дети послушными будут, тогда Божье понимание в семье будет полным, желание ходить в храм наступит не по обязанности, а по велению сердца. К Богу тянуть будет, в роду все будет благодатно, благодать будет возвращаться. Пробелы богоборчества, неверия, будут стерты. Может Господь призовет кого-то из семьи в монашество, за род надо нести ответственность, чтобы спасти всех своих близких.

Получается, вера в Бога держится только на страхе кары за грехи?

Мольба к Богу делится на три ступени: первая – самая низшая, как любит раб хозяина. А любит и угождает раб так, чтоб хозяин его не наказал.

Вторая ступень –– любовь наемника – за свой труд наемник ждет вознаграждения от Бога в виде даров, успехов, благополучия в жизни и спасение в жизни будущего века.

Самая высокая любовь – это любовь сыновья, когда душа любит Бога, не требуя и не ожидая от него ничего взамен совершенно, никакой благосклонности. Просто она рвется к Богу и в Боге соединяется всю свою жизнь. Святые угодники так любят Бога нашего. А Господь к такой душе приходит и претворяет все благое еще при жизни.

Что такое понятие веры? Какое значение играет вера в жизни человека?

Само понятие веры, оно жизнеопределяющее для человека, потому что если человек живет без веры, он живет на уровне животного. Человек разумный задумывается – «Для чего я живу? Почему я живу? Как мне прожить? Что откуда всё произошло и как все заканчивается?». Мы все сейчас являемся, разумными, образованными, не только задаем себе эти вопросы, но и пытаемся найти на них ответы. Но без веры ответа никакого не будет, потому что Бог - творец всего сущего, и он открывается человеку ровно на столько, на сколько человек к нему идет. Чем сильнее человек Бога ищет, тем более Бог ему откроется. А когда человек почувствует в себе Бога, тогда и будет с радостью Бога в своей жизни исповедовать, по мере своего креста. Может совершать добрые дела во имя Бога нашего или помогать в храме будет. А может и в будущем православным сподвижником станет, монахом, как Господь покажет, как ему в жизни идти, какой у него крест.

Получается, мы живем, креста своего не зная?

Мы наделены громаднейшей свободой и Бог человека к себе на аркане не тянет. То, что мы сподобились стать православными христианами – это заслуга наших предков, наших отцов, дедов, прадедов. Потому что они стяжали благодати духа святого, вымолили у Бога, чтоб мы родились православными. В большинстве случаев мы детей крестим еще во младенчестве и часто у неверующих возникает вопрос: «зачем? почему ребенку самому не избрать веру, когда вырастет?». Ответ здесь прост – мы являемся православным родом и живем на православной земле, которая православна 1025 лет. Потому Бог дал нам детей православных. Если бы ребенку суждено было быть иудеем, то он родился бы в Израиле, если буддистом, то в Китае. Но раз дети рождены в православной земле, то и крестим мы их в православие. Это Богом определяется, избранностью народа. Раньше избранным народом был еврейский, но по Новому Завету предав на распятие Христа-Бога, они от Бога отвернулись, потеряв свою избранность. Избранность перешла не просто на какую-то расу, а перешла на православных христиан. Когда Бога распинали на кресте, иудейский народ радовался. Бог сказал, что мира на этой земле не будет никогда, это проклятье действует поныне, они сами наложили его на себя. Как сказано в Писании: «глазами будете видеть и не увидите, ушами будете слышать и не услышите». То есть один человек может читать Библию и ничего в ней не понять, а другой по милости Божией будет Духом Святым знать все сущее… Это зависит от благодати рода, переданной по наследству от предков, называется благочестием. А благочестие рождает в человеке праведность или преподобность, если человек в монашеском постриге.

За подвиги, за благочестие открывается благодать духа. Господь дает силы на служение, ведь если почитать жития святых, какие скорби они несли, кажется что человеку это не под силу. Но это от любви к Господу. Такие люди особенные. Они с рождения носят в себе Бога. Это большая честь для всего рода – по своему благочестию семья заслуживает молитвенника, преподобного или праведного. Святые угодники вымаливают род до 14 колен назад и вперед, за их труды, за их святость.

Раньше на кладбищах ставили кресты, сейчас памятники, как правильно?

Часто бывает, что светские имена отличаются от православных. И на памятнике пишут метрики светские, а по православному устроению кладбища, положено, чтоб на могилах кресты православные стояли. На кресте значится имя, записанное у Бога, а метрики пишут ниже. Это принято для того, чтоб усопшего поминали по-православному. Поминальные угощения оставляются на могиле не для мертвых, душа ничего не кушает, для того, чтобы малоимущий или нищий, взяв угощение, помянул усопшего: «упокой Господи душу раба или рабы твоей». Если креста на могиле нет, при поминании душа приходит в смущение.

Надо ли занавешивать зеркала, когда в доме покойник? кто-то говорит - предрассудки, кто-то боится, но мало кто знает, как правильно делать

Душа приходит в дом, когда ее поминают, отражения своего она не имеет и от этого может приходить в смущение. Канонически это нигде не прописано, но по старым поверьям, люди выполняют этот обряд. Хотя ровным счетом ничего страшного не произойдет, если его не выполнить.

Как поминать родственников, если не знаешь их имен, и были ли они крещенными?

Раньше на Руси брак для Бога считался только венчанный, остальное блуд. Поэтому если вы поминаете сродников в невенчанном браке, то отдельно надо поминать сродников мужа и жены. А если семья венчанная, то род поминается целиком. Можешь и не знать про своих предков, но Бог приоткроет, если молимся, просим, то непременно будет все открыто. Если сам не знаешь, через праведников откроется, духовника, которым Господь дает благодать Духа Святаго. Даже не зная, крещен ли сродник или нет, поминать его надо и за него молится, он все равно нашей крови, земля у нас православная.

Когда человек в храм приходит, вымаливает на четыре поколения вперед и три назад, даже если мы не знаем всех имен, заказываем службу «со сродниками». Наших умерших, мы можем вымаливать, понемногу, шаг за шагом. Есть такая молитва Чудового монастыря Архангелу Михаилу, который человек прочтет сию молитву, того дня не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его. Если преставится от жития сего, то и ад душу его не примет. Очень важно эту молитву читать 19 сентября в день памяти святого Архангела Михаила и 21 ноября – Собор архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, также - всю страстную неделю Великого Поста. По преданию, в это время Архангел Михаил находится на берегу долины огненной, и опускает свое правое крыло в геену огненную и она гаснет. Называйте в эти в два дня усопших по именам, и Архангел Михаил выведет их души из ада. Это канонически не прописано, но вера наша живая. Это монастырское откровение вселяет огромную надежду на величайшее милосердие Господа Бога нашего.

Можно молиться своими словами?

Молиться можно и своими словами, но лучше сначала писанными. Молитвы составлены святыми отцами, теми, которые сподобились милости божьей и стали святыми. И мы, начав молиться, зажгли в себе факел духа святаго, мы как православные имеем у себя в сердце дух святый. Богу надо молиться не душою, а духом святым, а для этого его надо зажечь. Грамоте тоже можно учиться по буковке выискивая из газет, но все это долго будет. А если учиться по букварю, это гораздо быстрей и проще. На самом деле мы все младенцы в Иисусе Христе и чтобы нам это понять дух молитвы, основы православия, надо опираться на святых отцов.

Почему и молишься и в храм ходишь, а все равно болеешь?

В Евангелии сказано: «Скорбями и болезнями спасать будете души ваши». К болезням православие относится так – немощь от многих грехов может избавить. Господь дает силы нести свою немощь всю жизнь. Бывает, человек в Бога не верит до конца, но ездит по святым местам и Господь дает ему чудо исцеления для укрепления веры. Тело не лечить нельзя – это грех. То есть скорби и болезни даются не для того, чтобы мы мучились, а для того, чтобы к Богу приходили. Чтобы мы несли покаяние. И тогда мы понимаем, какой крест у нас в жизни есть. Ведь Бог креста, которого мы понести не можем не даст, все дается по мере наших сил. Так удивительно происходит, как говорится в Евангелии «духовных трудов». Кому на 20 , кому на 40, кому на 100. Только нужно эту меру подвигов духовных не только пронести, но и стяжать, преувеличивать их два раза. Не только иметь что есть, то и есть.

«Бог есть огнь, неугосаемый» Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению и самоосуждению. Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает! Отцы написали, когда их спрашивали: ищи Господа, но не испытуй, где живет». Наставления преподобного Серафима Саровского. Надо нам в жизни жить так, чтобы мы стяжали прежде Царствие Божие. А все остальное нам приложится. Аминь.

Можно ли носить вещи умершего родственника? Юлия.

Здравствуйте, Юлия!

Конечно, можно, не сомневайтесь и не верьте суевериям. И молитесь об упокоении души усопшего.

Если я правильно понял Ветхий Завет, то свинину там есть запрещается. Можно ли есть свинину православному человеку? Алексей.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Алексей!

В Новом Завете христианам из язычников, то есть нам, предложено воздерживаться от идоложертвенной пищи, крови, а также от пищи, поврежденной хищными зверями. Других ограничений нет. Поэтому свинину православному человеку есть можно.

Скажите, пожалуйста!!! Как Церковь относится к театру? Я знаю,что к примеру М. Д. Михайлов, протодиакон, оставил церковь и ушёл в оперный театр (это ведь грех), а сейчас встречаются такие протодиаконы,которые служат в церкви и параллельно работают в оперном театре (у митрополита Иллариона например протодиакон, в Челябинске диакон Пимен и т.д.), а священник актёр отец Иоанн Охлобыстин запрещён в служении. Встречаются такие случаи,что актёры уходили из театра в монастырь (Ольга Гобзева, к примеру), хотя встречаются такие диаконы, которые и в церкви служат, и работают в театре. Может, я заблуждаюсь, но мне кажется, что священник или диакон не может быть лицедеем. И отношение к театру у Церкви раньше было отрицательное, а сейчас, получается, положительное? Встречается очень много споров на эту тему, но каково единое мнение Церкви относительно театра? Позволительно ли человеку в священном сане быть лицедеем, совмещать служение Богу с работой в театре или в кино? Андрей.

Здравствуйте, Андрей!

Единого общецерковного отношения к театру сейчас, к сожалению, нет. Древние запреты, касающиеся актерской профессии, сейчас крайне трудно соблюдать, принимая во внимание существование православных театров, хорошего православного кино и т. д. На мой взгляд, каждый случай подобного совмещения нужно рассматривать индивидуально. Так, Максим Дормидонтович Михайлов покидал Церковь под давлением советской власти, о. Иоанн Охлобыстин сам попросил Святейшего Патриарха запретить его в священнослужении хотя бы на время. Судить священнослужителей, совмещающих театр и храм, может лишь Господь. Нам же лучше внимать своим грехам.

Почему женщинам нельзя входить в алтарь? Ирина.

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Ирина!

Запрет женщине входить в алтарь основан на ветхозаветных установлениях, в соответствии с которыми служителями алтаря могут быть только мужчины (Исх. 29,4).
Конкретный запрет женщинам на вход в алтарь сформулирован 44 правилом Лаодикийского Собора: «Не подобает женщине в алтарь входить». Еще более строгое правило в отношении алтаря принято 6-м Вселенским Собором. 69-е правило Собора вообще разрешает вход в алтарь только священнослужителям. Толкователи правила делают исключения из него для монахов, зажигающих лампады и царственных особ.

Добрый день. Подскажите, пожалуйста, почему в православии кошка допускается в храм, а собака нет? Заранее спасибо за ответ. Евгений.

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Евгений! Согласно 88 правилу Шестого Вселенского Собора введение любого животного в храм возможно только в случае угрожающей ему смертельной опасности. Кошки в церкви на протяжении веков были единственным средством сохранить святыни храма от осквернения мышами и крысами.

Почему рождаются у здоровых родителей дети-инвалиды или становятся таковыми в раннем возрасте? Александр.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Александр!

Это - один из многих сложных вопросов, однозначного и четкого ответа на которые дать нельзя. Почему у каких-то супругов детки не появляются, хоть они очень этого хотят? Почему детки болеют и умирают? Почему умирают молодые люди? Не на все вопросы мы можем найти ответ. Мы только верим, что Господь в нашей жизни ставит нас в те обстоятельства, которые наиболее благоприятны для возможности нашего спасения. Нужно задавать вопрос не «почему», а «зачем». Зачем, для чего Господь поставил меня в те или иные обстоятельства? Как я должен на эти обстоятельства реагировать? Чему научиться? А если меня эта ситуация лично не коснулась, то чем я могу помочь людям, попавшим в такую ситуацию? Вижу ли я вообще те страдания, которые меня напрямую вроде бы и не касаются? Откликаюсь ли как-то на них? Нам нужно учиться жить так, как ожидает этого от нас Господь, несмотря на те обстоятельства, которые кажутся непереносимыми, непреодолимыми. Учиться смирению, терпению, любви, неравнодушию к чужой боли. Так мы можем стать такими, какими хочет нас видеть Господь, сможем научиться молиться, за все благодарить Господа, сможем быть с Ним и в этой жизни, и в будущей. А ведь это и есть цель нашей земной жизни.

С ранних лет мои бабушки говорили мне, что в праздники и в воскресенье нельзя работать (в том числе шить и вышивать). Скажите, пожалуйста, так можно ли шить и вышивать или нет? Заранее большое спасибо. Анна.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Анна!

Воскресный и праздничный день нужно начинать с посещения храма, молитвы, причастия. После этого можно уделить время рукоделию.

Я стала крестной мамой сыну своей родной сестры. Может ли она теперь стать крестной матерью моему сыну? Наталия.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Наталия!

Да, Ваша сестра может стать крестной Вашего сына.

Что в нашей жизни значат сны? Могут ли они приносить плохие вести? Екатерина.

Здравствуйте, Екатерина!

Сны в Вашей жизни будут значить ровно столько, сколько значимости Вы им придадите. Я вообще не придаю им никакого значения. Церковь призывает не толковать снов, т.к. во сне мы наиболее уязвимы для лукавых духов.

Здравствуйте. Подскажите, как найти духовника? Как правильно батюшку попросить об этом?

Здравствуйте, Елена!

Духовника можно найти только в процессе живого общения с разными священниками, когда можно среди них выбрать для периодической исповеди или советов того, кто Вам ближе. Если выберете какого-то одного из них для постоянного общения и исповеди, он и будет фактически вашим духовником. Специально просить об этом батюшку даже необязательно.

Благословите. Помогите, пожалуйста, понять смысл слов молитвы Отче наш "...и не введи нас во искушение". Разве Господь может нас искусить? Благодарю. Светлана.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Светлана!

Вы совершенно правы. В послании апостола Иакова как раз написано об этом: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1, 13-14).

Что за искушение тогда имеется в виду в этой молитве?

Очевидно, то, которое идёт от мира сего, где, по словам апостола Иоанна, господствует «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2, 16). Этим соблазнам необходимо противостоять, но не всегда на это есть собственные силы. Поэтому и просим помощи у Бога, чтобы предохранил нас от таких искушений, дал силы противостоять им.

В то же время есть и другое значение слова «искушение» в Писании - как испытание веры. Различные испытания непременно постигают каждого христианина в какие-то периоды его жизни. Например, апостол Пётр пишет: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется» (1 Петра 4, 12-14).

Я увлекаюсь фэн-шуй, но я верующая, как относится Церковь к данному учению? Заранее спасибо. Вероника.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Вероника!

Фэн-шуй не является православной традицией и абсолютно чужд ему. Это учение языческое, заимствованное из китайского философского учения. Последователи данного учения свято верят, что перестанавливая определенным образом предметы быта в своем доме, можно добиться не только положительных эмоций, но и счастья, здоровья и благосостояния. При подробном рассмотрении в фэн-шуе можно заметить определенные признаки магизма. Перестановка предметов в доме носит тот же характер, что и магические заклинания и заговоры. В отличие от религии, которая предполагает существование Живого Бога, фэн-шуй награждает божественными признаками предметы быта или сам дом. В Православии реакция на молитву человека зависит только от воли Творца. В магии все наоборот — при помощи заклинаний человек пытается заставить «высший разум» подчиниться ему и выполнять все его, порой бессмысленные и безумные, требования. Вот и фэн-шуй пытается при помощи определенных ритуалов подчинить себе эту «внешнюю силу». Одним словом, налицо все признаки религиозности и, как производного, магизма, не имеющего ничего общего с верой в Живого Бога.

Здравствуйте,батюшка. Подскажите, пожалуйста, где в Св. Писании говорится об излечении от святых мощей. Простите. С уважением, р. Б. Владимир.

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Владимир!

Об исцелении от святых мощей нам известно еще из Ветхого Завета:
«И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13,21).
В Новозаветной Церкви почитание святых мощей было подтверждено 94-м правилом Карфагенского Собора.

Здравствуйте, батюшка! Мы все знаем, что десятую часть своего дохода, который нам посылает Бог, надо жертвовать на Церковь Христову. Подскажите, пожалуйста, а что именно входит в это пожертвование: 1. Требы в храме и монастырях? 2. Покупки в храмах или монастырях православной литературы, дисков, масла, ладана, икон и т.д. являются ли жертвой на этот храм, потому что в чеке пишут: "Спасибо за пожертвование"? 3. Милостыня бедным и нищим? 4. Отдельные денежные пожертвования храму, монастырю? 5. Просьбы о материальной помощи многодетным семьям? Ведь сказано же, что чтобы мы ни делали для нуждающихся, на самом деле мы делаем для Иисуса. Если возможно, скажите, какие пункты входят, а какие нет. Спаси, Господи. Марина.

Отвечает священник Алексий Колосов:

В принципе, правило десятины будет исполнено, если Вы, по своему усмотрению, потратите часть своего дохода (не обязательно именно 10%) на дела милосердия - пожертвуете их на добрые дела, пусть даже эти средства и не пройдут через церковную казну, а будут потрачены Вами по собственному усмотрению.

Добрый день. Скажите, пожалуйста, что делать, если вдруг ты стал жертвой колдовства? К кому обращаться, и кто поможет? Елена.

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Здравствуйте, Елена!
К Богу надо обращаться, Он всем помогает. Живите по заповедям Божьим, регулярно посещайте храм для исповеди и причастия, молитесь, соблюдайте посты, тогда и Господь будет хранить Вас от всякого зла. А пока начните с малого - сходите в храм и поговорите со священником лично.

Скажите, пожалуйста, что должен сделать священник, если на исповеди ему рассказали о совершенном тяжком преступлении, например убийстве? Должен ли он сообщить об этом в соответствующие органы милиции или сохранить тайну исповеди? Заранее спасибо. Евгения.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Евгения! Священник приносит присягу, ни при каких обстоятельствах не раскрывать тайну исповеди. Если же на исповедь придет человек, совершивший тяжкое преступление, например, убийство, задача священника со всей тщательностью разобраться в мотивах и обстоятельствах дела, добиться, чтобы человек принес покаяние, соответствующее тяжести греха, наложить епитимью и, если это необходимо для спасения души, убедить его явиться с повинной.

Я - гомосексуалист, но моя жена не знает о моих предпочтениях. Подскажите, угодно ли это Господу Богу? Павел.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Дорогой Павел!

«Угодно ли» — что? Что Вы реализуете свои предпочтения на практике и вместо своей жены ложитесь с кем-то из мужчин? Если так, то это абсолютно не угодно Богу; в Писании сказано, что это «мерзость». Если же Вы не даете волю своей склонности, но и жена ваша пока не знает о ней, то лучше ей и не знать, но при условии, что Вы будете оставаться ей верным. Если же нарушали уже верность ей, то покайтесь и не возвращайтесь к прежнему ни в коем случае, и пусть жена также не знает об этом (пока, во всяком случае)

Уважаемые посетители сайта!

Уважаемые посетители сайта! В этом разделе сайта вы можете задать вопросы священнослужителям Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). Заполните расположенную ниже форму отправки письма. Вопросы публикуются после просмотра их редакцией сайта и получения ответа священнослужителей, при этом указывается дата публикации, а не получения вопроса.

Напоминаем, что общение в виртуальном пространстве не заменит личного общения со священником, а тем более – посещения храма и участия в Богослужениях. Информацию по большинству вопросов о христианской вере и жизни, Священной истории Ветхого и Нового Завета, церковной истории можно найти в других разделах нашего сайта.

Количество записей: 16441

Добрый день! Некоторое время назад мне снилась смерть мамы несколько раз, после последнего подобного сна мама умерла(месяц назад). Теперь мне снится что умирает мой муж(снилось такое уже 2 раза). Еще часто снится что мама как будто ожила. Ничего не понимаю. Помогите понять к чему все это. Что мне делать??? Очень переживаю за мужа.

Мария

Дорогая Мария, не пугайтесь снов, а все свои страхи поверяйте Господу Богу в молитве. Раз стали беспокоиться о муже, особо помолитесь за него, хорошо святое Евангелие почитать. Благослови Вас Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшки!Хочу поблагодарить Вас, и в вашем лице все православное священство, за неоценимую помощь и благословенный труд! Слава Господу за его заботу о людях Вашими руками и словами! Такой вопрос. В моем молитвослове есть последование по исходе души от тела, состоящее из одного канона. Подписано, что читается мирянами если нет священника. Просто я не совсем могу разобраться, это канон о едином умершем или другой канон, который надо читать сразу после смерти человека? Я хотела бы его читать за упокой души своего отца. Можно ли? И еще. Можно ли протирать лик на иконах тряпочкой или просто надо осторожно сдувать с него пыль? Мне сказали, что лик трогать нельзя. Это правда? Спаси, Господи!

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Канон о единоумершем и последование по исходе души – это разные последования. Читать его можно. Протирать иконы можно, не трогают (и не целуют) лик, чтобы не повредить его, а не из сакраментальных побуждений. Помоги Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Меня интересует такой вопрос: Можно ли молиться за здоровье и благополучие не крещеных детей и внуков? (зять не дает согласия на крещение ребенка) И услышит ли Господь такие молитвы?

Наталья

Здравствуйте, Наталья. Конечно, можно, и нужно молиться, и дома, и в храме. Только в храме поминайте их сами во время чтения часов (тогда совершается перед литургией проскомидия), в записках можно писать только крещеных. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте батюшки Можно ли слушать аудиокнигу игумена N Сокровенный Афон мне она понравилась когда я ее прослушала один раз а игумен N это игумен Ефрем Виноградов он еще книгу написал отчего нас хотят спасти Мне обе книги понравились Можно ли читать и слушать эти книги?

Екатерина

Да, Екатерина, можно. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте!Спасибо большое иерею Сергию Осипову за ответ на мой вопрос по поводу"...можно ли поменять имя,данное мне при крещении,если его никто не помнит и не знает...".Но дело в том,что когда моя жена идет в церковь,в храм и пишет записки с именами,то мое имя вычеркивают бабушки,принимающие эти записки,мотивируя тем,что моего имени нет в списках православных(меня зовут Эдуард) и такое уже было ни в одной церкви и ни в одном храме.Поверьте,я Вам не жалуюсь,просто хочу знать,как быть в таких ситуациях? Можно ли снять на телефон Ваш ответ и показывать его в церквях и храмах,если опять мое имя будут вычеркивать?Или поменять имя своего небесного покровителя?Извините меня,если назойлив и безграмотен в церковных делах.Заранее,спасибо большое.

Эдуард

Здравствуйте, Эдуард. Этот вопрос решится благословением священника того храма, где свечницы так ревностно проверяют записки. Жена может подойти к нему, но лучше, конечно, Вам самим отстаивать своего святого:) Храни Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Моему ребенку 1.9. Крестили Любовью. Так звали мать ее отца.он меня оставил около 5 мес.нпзад и я хочу сменить имя и фамилию ребенку. Имя на Виталию. Святых покровителей с таким именем среди святых женщин нет как я поняла из инернета. Что мне даже кажется знаковым: пусть в крещении она будет любовью, я любила ее отца хоть и жили мы в блуде, он уходил из семьи первой и даже развелся. Назови я ее сразу виталией ее бы все равно крестили иным именем, правильно я понимаю, раз святых женского рода с таким именем нет?Меняю ее имя и фамилию потому что трудно выносить напомтнание имени и памяти этого человека постоянно. Я многи погрешу если осуществлю такую смену или я имею право слегка облегчить свое горе своей утраты опоры и надежды на семейное счастье таким шагом? Ведь это все что я могу. Оговорю сразу что в милосердие божье я не верю и ждать облегчения молитвами и взращиванием в себе веры не могу, слишком тяжело одной остаться.нужна более действенная и реальная мне поддержка.

мария

Мария, имя, данное в крещении не меняется. Если Вы решите менять "мирское" имя ребенку, подумайте, не будет ли ей сложно жить с несколько неожиданным, непривычным для девочки именем Виталия. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день! Батюшка, у меня три крестника - Александр (родился 5 января), Сергий (12 января) и Павел (29 июля). Каких святых считать их небесными покровителями и когда правильно поздравлять с днём Ангела?

Татьяна

Дорогая Татьяна, чтобы не гадать и не ошибиться, лучше спросить родителей, какой святой записан в свидетельстве о крещении. По имени святого можно будет определить день ангела, обратившись, например, к сайту days.pravoslavie.ru. Поздравлять можно любыми словами, какие на сердце лягут, а в день Ангела хорошо сводить (если крестники малыши еще, конечно) в храм ко причастию. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Добрый день, вопрос Сергею Осипову. У меня маленький ребенок, ее отец мой сожитель в течение двух лет, оставил меня летом этого года.к ребенку исчезло чувство умиления и восхищения.живу только чувством долга, что жизнью не ччитаю и тягощумь ей сильно. Отец не против со слов забрать ее. Я сама чувствую что в его семье откуда он уходил ко мне и разводился дочери будет спокойней во всех смыслах. Что грешней- отдать ее ему (сама я готова уйти в монастырь, меня здесь ничто коме долга перед ребенком не деожит, мне уже 40, в городе у нас несколько монастырей, уже писала настоятельницам, искать смирения и веры) или держать из принципа при себе (принцип т.е.что принято считать детям с матерями лучше), мучая ее своим неизбывным унынием (бороться с ним не могу, устала). Сспасибо.

мария

Дорогая Мария, не выбирайте из двух зол меньшее. "Неизбывное уныние" называется депрессией. Врач поможет Вам ее вылечить. Тогда и выбирать из неприемлемых вариантов не придется. Помоги Вам Бог!

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте, батюшка Александр. Если я книги матушки Фотинии отнесла в храм, а там пускай что хотят с ними, то и делают, правильно ли я сделала? У нас бывает такое, что люди приносят иконы и книги в храм, а другие их берут.

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина. Когда что-то полезное, но уже не нужное, приносят в храм, чтобы другие, кто желает или нуждается, воспользовались этой вещью, то это хорошо. А вот сектантскую литературу надо сразу уничтожать, чтобы никто не подхватил заразу. Представьте себе, что оставленную Вами книжонку кто-нибудь возьмет и будет читать с доверием, ведь он же ее в храме взял, а значит, она дозволительна для чтения. Человек этот, если окажется несведущим в православном вероучении, повредится, а грех будет на Вас. Исправьте сделанное, если еще не поздно, и обязательно исповедуйтесь.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшки! Помогите разобраться в таком вопросе. Я верю, что Бог не подвержен изменению. Также и верю, что Иисус Христос, наш Спаситель, возшел на небеса вместе с человеческой природой (т.к. в Иисусе Христе обе природы соединились нераздельно и навсегда), и тем самым человеческая природа через Иисуса Христа вошла в состав Святой Троицы. Моему непросвещенному уму кажется, что в Боге все-таки произошла перемена в тот момент, когда Иисус вознесся на небеса. Помогите мне найти ошибку в таких рассуждениях. Спаси Господи!

Павел

Здравствуйте, Павел. Образ соединения естеств, Божественного и человеческого, во Христе, Халкидонский орос, определяет четырьмя отрицаниями (апофатически): неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо. Вы обратили внимание только на последние два, "нераздельно и неразлучно". Теперь обратите внимание на то, что это третье и четвертое определение, а первое и второе указывают на "неслитность и неизменность" природ во Христе. Ни человеческая природа ничего не приобрела, несвойственного ей, ни Божественная природа не претерпела изменений. Человечество было "воипостазировано" - воспринято Сыном, как вторым Лицом Святой Троицы, а не воспринято в единую природу (сущность) Божества, Единой и неделимой Святой Троицы. Иначе бы и Бог, и человек изменились, а этого не произошло. И даже в Ипостаси Сына, Его Личности, не произошло превращения в нечто среднее между Божеством и человечеством. Орос описывает свойства соединения апофатически, потому что ничего катафатического о нем нельзя сказать, не исказив истины. Мы не видим даже собственной тварной природы, видим только кожу, как же нам судить о природе Божества? Поэтому Святой Собор просто отсекает все то, что истину искажает, но саму истину не формулирует, за неимением возможности логического осмысления этого вопроса. Тайна Богобытия не может быть осмыслена умом, но может быть познана опытом. Как выразили отцы - Бог познается по силе жития. Тайну внутрибожественного бытия познают в Царстве Божием, о котором Христос сказал, что оно внутри нас. Вход в него узок, и не многие находят его. Но те, что вошли, увидели там истину, которую невозможно высказать человеческим языком. Опыт передать словами невозможно. Опыт можно только повторить. Чтобы ищущие познания Бога на своем опыте не заблудились, отцы поставили для них ориентиры. Эти ориентиры - догматические определения и аскетические поучения. Они находятся в нашей системе координат, но пользуясь ими и понуждая себя к соответствующему образу мыслей, образу жизни, мы можем приобрести опыт, соответствующий нашему устроению, о Боге, о Промысле, о Любви. В первенствующей Церкви только таковых, познавших Бога в келье своего сердца, и называли богословами, а не тех, кто здорово говорит о Боге. Думаю, что Вам вполне по силам и небесполезно будет прочесть труды преп. Исаака Сирина: и "Слова подвижнические", и "О Божественных тайнах".

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, Батюшка. Я недавно наткнулся вот на это видеосвидетельство (...), и меня как верующего, православного человека, это ввело в шок. Я знаю, что доверять этим свидетельствам нельзя, но всё-таки я хотел узнать, является ли это свидетельство правдой? Храни вас Бог!

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий. Скорее всего, эта девчонка говорит искренне. Но, что Вас смущает? В католицизме уже давно бред больного воображения, прелесть бесовскую и прямую бесоодержимость возвели в ранг откровения. Содержание таких "откровений" не является отражением объективной реальности, а отражает только то, что было показано несчастной бесами. Она говорит правду, что видела, что слышала, то и говорит. Только источник перепутала. А средств отличить беса от Ангела у нее нет. В Православии это явление известно давно и имеет свое название - прелесть. Советую Вам, для личной духовной безопасности, никогда и ни при каких обстоятельствах не смотреть, не слушать и не обсуждать ничего, касающегося сверхъестественных явлений и мистических опытов. Господь дал человеку после падения кожаные ризы, чтобы оградить его от непосредственного влияния демонов, сосланных на землю, в то же пространство, что и человек. Но нам любопытно.... Так и норовим проковырять дырочку в этих защитных ризах. Но в прореху входит не знание истины, а познание бесов. Цель же этих субъектов - смерть.

иерей Александр Белослюдов

Вопрос иерею Александру Белослюдову. Батюшка! Подскажите, пожалуйста. Я замужем, муж не воцерковлен. Мне не хватает общения. И складывается так с самого начала наших отношений. Мало общих тем для разговора. У меня мало друзей, и я всегда очень радуюсь, когда нахожу близких по духу людей. У меня так бывает со всеми друзьями, вне зависимости от пола. В связи с этим вопрос: что делать, если близкий по духу человек, с которым складываются теплые отношения, мужского пола? Нужно прекратить общаться только потому, что он мужчина? Или все-таки можно дружить? И если можно, то как понять, где допустимые рамки этой дружбы? Спаси Господи Вас!

Ольга

Здравствуйте, Ольга. В общении трудно четкую грань провести. В поступках да, можно. Пока мы чай пьем, это нормально, а когда уже обнимаемся, то это блуд. Но внимайте себе, не закрадывается ли помышление сладострастное и в самом разговоре. Мне кажется, что следует обратить внимание на те слова, что Апостол Павел обращал к женам имеющим неверующих мужей: "откуда ты знаешь жена, не спасешь ли мужа?" Наверное, надо не убегать от мужа в поисках общения, а искать точки соприкосновения из которых можно каплей по капле закладывать предпосылки для интереса духовного. Я не могу конкретно Вам сказать, что делать, Вы сами должны найти это. Просо подумайте в этом направлении. А друзья дело хорошее, пока Вы не начинаете ценить их больше, чем мужа. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Прошу разрешить мои недоумения. Какова степень послушания прихожанина духовнику? Я 7 лет назад просила благословения на покупку машины, но так его и не получила. Батюшка сказал: "Ты погибнешь". Я выучилась и получила права. Но поскольку машины нет, так водить и не стала. Сейчас понимаю, что машина необходима для поездок на дачу, отвезти, привезти стройматериалы, вещи, урожай, поехать что-либо заказать, для перевозки домашних питомцев. До сих пор я ездила на электричке (вести на себе 20 кг реально тяжело) или с родителями на машине. Но родители скоро состарятся. Я не замужем. Машину покупать я побаивалась, но понимаю, что без машины с дачей управляться тяжело. Простите за такой вопрос.

Евгения

Здравствуйте, Евгения. Никакого морального права приказывать у священника нет. Послушание в собственном смысле возможно только в отношениях между учеником и старцем. Это явление монашеской жизни. Так же этим словом называют отношения подчиненного и начальника. В широком смысле - последование Христу, как послушание Богу. В отношениях мирянина и приходского священника такая форма недопустима в принципе. В вопросах духовных священник, если обладает достаточным опытом и здравомыслием, может дать полезные советы, а Вы их можете выполнить или нет, по своему рассуждению. Если видите, что совет полезный и не противоречит учению отцов, исполняйте. Если видите, что в совете содержится страсть (властность, тщеславие, гордыня), или он противоречит учению отцов, то не надо его исполнять. А все, что касается частной жизни, взаимоотношений с людьми, работой, бытом, никак священника не касается. Если лезет в эти темы, то это признак настораживающий. Может быть, во всем остальном батюшка прекрасный. Тогда больше не искушайте его, не задавайте вопросов, касающихся Вашего быта. А благословение берите только на духовное. На молитву, пост, любое благое начинание. Но решение Вы принимаете. Вы, и только Вы в ответе перед Богом за свои решения, поступки и намерения. Если нужна машина, берите. Убиться может каждый. Все в руках Божиих. Однако, раз Вы не имеете практики, обязательно пройдите специальные курсы безопасного вождения. Получите полезные навыки, которые стоят потраченных денег и времени. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка Александр. Утрачивал ли свободу апостол Павел, когда Господь ему явился и спросил, почему он гонит Его? И если иногда хочется мне, чтобы Господь мне показался Сам и показал бесов, или поместил в ад хотя бы на 5 минут, чтобы знать, каково это - быть в аду, можно ли об этом просить у Него? Преподобный Серафим Саровский видел и бесов.

Екатерина

Снова здравствуйте, Екатерина. Савл всегда был искренне верующим в Единого Бога. Он по неведению гнал христиан. Когда же на пути осиял его свет, и Божественный голос обратился к нему, то он тотчас пал на землю, преклоняясь пред Богом. Узнав, что это Христос, он тотчас отбросил прежнюю убежденность и свободно предал себя Господу: что Ты велишь мне делать? Помните, как Дева ответила Ангелу: се раба Господня, да будет мне по слову твоему. Как апостолы бросив сети пошли за Христом по Его зову. Здесь нет утраты свободы, здесь есть выбор. И выбор очевидный. Иудейские начальники ведь тоже не сомневались в Божественности Христа после воскрешения Лазаря, но не признали Его, а ожесточились. Они другой выбор сделали. И Иуда сделал другой выбор. Просить Бога показать бесов и ад безрассудно. Господь нас оградил от восприятия духовных существ для нашей же безопасности. Если Вас ребенок будет просить пустить его босиком по снегу побегать или сосульку съесть, Вы позволите? Исаак Сирин говорил, чтобы увидеть Небо и Господа, надо понудить себя войти в свое сердце. Царство Божие внутрь Вас. И Ангелы, и бесы, и ад там же. Обязательно прочтите "Слово о чувственном и духовном видении духов", свт. Игнатия Брянчанинова. Получите исчерпывающую и здравую информацию об этом вопросе.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, батюшка Александр. В письмах игумена Никона Воробьева о самоубийстве написано, что кто даже нарочно, с целью напугать других людей, лезет в петлю, того бесы и против воли задушат. А как они это могут сделать, если они духи, и без попущения Божия они ничего с человеком сделать не могут? И если у меня были мысли о том, что лучше умереть, чем жить со скорбями, от бесов ли это? Есть ли в интернете аудиокнига "Великие русские старцы" игумена Аристарха Лоханова, и можно ли слушать душеполезные поучения Аввы Дорофея в аудиоформате?

Екатерина

Ответ на первый вопрос, Екатерина, Вы найдете в том же "Слове" свят. Игнатия. Самоубийца сам вручает себя бесам, поэтому они получают над ним власть. Но даже в этом случае они остаются орудием Промысла Божия. Искомые Вами книги есть здесь: http://predanie.ru/audio/izdanija-predanie-ru/velikie-russkie-starcy/ - это "Старцы", а это Авва Дорофей: http://predanie.ru/audio/jitija_i_tvorenija_svjatih/prepodobnii-avva-dorofei/.

иерей Александр Белослюдов

Может ли священник служить две литургии за одни астрономические сутки? Одну утром, как обычно, а вторую - вечером, после совершения вечерни и утрени, на следующий церковный день?

Елена

Здравствуйте, Елена. Сутки считаются от полуночи до полуночи. Об этом есть указания в "Свидетельстве учительном", помещенном в Служебнике. А Служебником пользуется каждый священник. В течение суток возможно только одно совершение литургии. Единожды в сутки на одном престоле, одним священником. Вот выписка из "Настольной книги священнослужителя": "Древнее правило определяет временем совершения Божественной литургии третий час, по нашему исчислению девятый. Она может быть совершена и раньше, и позднее, по требованию обстоятельств, но не после полудня и не ранее рассвета. Исключение составляют лишь некоторые дни, когда литургия совершается "порану" или соединяется с вечерней службой. Это день Святой Пасхи, дни Святой Четыредесятницы для литургии Преждеосвященных Даров, дни навечерий Рождества Христова и Богоявления, а также дни Великой субботы и Пятидесятницы. Священник не может совершать в один день более одной литургии. Участие уже служившего священника в тот же день в соборном совершении другой литургии недопустимо. На одном престоле в один день может быть совершена только одна литургия в силу единства принесенной Господом Иисусом Христом крестной жертвы". Хотя и совершаются несколько раз в году литургия в соединении с вечерней, но совершается она не в обычное для вечерни время, не вечером, а утром, так, чтобы литургия была совершена в светлое время суток. Литургия Преждеосвященных Даров, не содержит Евхаристии, а является просто Причащением, поэтому может совершаться и в вечернее время. Напомню, что в Великом Посту Евхаристия (полная литургия Василия Великого и Иоанна Златоуста с освящением Святых Даров), совершается только в субботу, воскресенье, Благовещение и Великий Четверток.

иерей Александр Белослюдов

Батюшка, скажите, как церковь относится к обрезанию у православных христиан? Медицина говорит о гигиенической пользе данной процедуры, а с точки зрения религии, если человек воздерживается, не будет ли это своего рода помощью ему в этом? Или же это членовредительство? Простите за каламбур.

Дмитрий

Здравствуйте, Дмитрий. Обрезание никак не влияет на похоть, а потому воздержанию не подмога. Гигиену надо поддерживать с помощью воды и мыла, в равной степени и обрезанному, и необрезанному. Так что и это не аргумент. Единственным медицинским показанием к обрезанию является неспособность к половому акту в виду особенностей анатомии полового органа.

иерей Александр Белослюдов