1) Апологет - - раннехристианский богослов и философ, пропагандировавший преимущества новой религии по сравнению с верованиями Римской империи, обосновывавший ее высокие нравственные принципы и полезность для общества. Апологеты получили название по книге Юстинз (ум. около 165 г.) «Апология». В широком современном значении А. - ярый приверженец и пропагандист какой-либо идеи, направления, социального устройства; апология - неумеренное, чрезмерное восхваление или защита, обычно предвзятая, кого-нибудь или чего-нибудь.

2) Апологет - (греч. apologetikos - защитительный) - защитник какой-л. идеи, учения и т.п.

Апологет

Раннехристианский богослов и философ, пропагандировавший преимущества новой религии по сравнению с верованиями Римской империи, обосновывавший ее высокие нравственные принципы и полезность для общества. Апологеты получили название по книге Юстинз (ум. около 165 г.) «Апология». В широком современном значении А. - ярый приверженец и пропагандист какой-либо идеи, направления, социального устройства; апология - неумеренное, чрезмерное восхваление или защита, обычно предвзятая, кого-нибудь или чего-нибудь.

(греч. apologetikos - защитительный) - защитник какой-л. идеи, учения и т.п.

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Ярославль - город центр Ярославской области (с 1936), на...
Ясак - (тюркское), натуральная подать с народов Поволжья (в 15 ...
Ясельничий - (от ясли ящик для корма скота), придворный...
Ятвяги - древнее литовское племя между pp. Неман и Нарев. ...
Ять - буква в дореволюционном русском алфавите исключенная из него...
Авункулат - (от лат. avunculus брат матери), широко распространённый...
Авункулокальность - (от лат. avunculus брат матери и locus ...
Адопция - (от лат. adoptio усыновление), форма установления родства...

1) защитник какого нибудь взгляда, мнения, теории, действий и т. д.; 2). защитник христианской религии от нападков язычников в первые века христианства. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907.… … Словарь иностранных слов русского языка

АПОЛОГЕТ - АПОЛОГЕТ, апологета, муж. (книжн.). Выступающий с апологией кого чего нибудь. Апологет толстовства. (первонач. название ранних писателей, защищавших христианство; срн. апологетика.) Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

АПОЛОГЕТ - АПОЛОГЕТ, а, муж. (книжн.). Тот, кто выступает с апологией кого чего н. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

апологет - а, м. apologétique? > нем. Apologet. един. См. Апологист. Они находят себе аположетов.., которые.. всякий протест против хищничества приравнивают к потрясению основ. РВ 1882 8 862. Реформисты и ревизионисты всегда, раньше и теперь,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

апологет - апология (апологет) защитительное слово, оправдание Апологет защитник. Ср. Я в первый раз слышу такую апологию о действиях этих господ, которых многие обвиняют. *** Ср. В 1856 г..., говорит Ю.Ф. Самарин (зап. о крепостном состоянии), в нашей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Апологет - В Викисловаре есть статья «апологет» Апологет (от греч … Википедия

Апологет - I м. Тот, кто отличается апологией [апология II], апологетикой [апологетика II], неумеренным, тенденциозным восхвалением чего либо или кого либо. II м. Раннехристианский писатель II III вв., защищавший принципы христианства от критики… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

апологет - апологет, апологеты, апологета, апологетов, апологету, апологетам, апологета, апологетов, апологетом, апологетами, апологете, апологетах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Апологет - тот, кто выступает с апологией (защитой, обычно предвзятой; неумеренным, чрезмерным восхвалением) чего либо; в переносном смысле ярый приверженец какой либо идеи, направления или кого либо … Начала современного естествознания

Книги

  • Творения Тертуллиана, христианского писателя (в 4 частях). Часть четвертая , Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан родился в Карфагене около 160 года в семье сотника. Получил юридическое и риторическое образование, выступал в Риме как судебный оратор. Около 195 года… Купить за 873 руб
  • Кардинал Джон-Генри Ньюмен Богослов апологет писатель , Никольский Е.. Впервые на русском языке выходит монография, посвященная анализу жизненного пути, богословских и религиозно-философских взглядов выдающегося английского мыслителя кардинала Джона-Генри…

АПОЛОГЕТ, -а, м. (книжн.). Тот, кто выступает с апологией кого-чего-н.


Смотреть значение АПОЛОГЕТ в других словарях

Апологет — апологета, м. (книжн.). Выступающий с апологией кого-чего-н. толстовства. (Первонач. название ранних писателей, защищавших христианство; ср. апологетика.)
Толковый словарь Ушакова

Апологет М. — 1. Тот, кто выступает с апологией кого-л., чего-л.
Толковый словарь Ефремовой

Апологет — -а; м. [от греч. apologētēs - сторонник, защитник]. Тот, кто выступает с апологией какой-л. идеи, учения; защитник, приверженец кого-, чего-л. (первоначально о раннехристианских........
Толковый словарь Кузнецова

Апологет — (гр. apologetikos защитительный) - тот, кто выступает с апологией чего-либо; защитник какого - либо учения.
Политический словарь

Апологет — - раннехристианский богослов и философ, пропагандировавший преимущества новой религии по сравнению с верованиями Римской империи, обосновывавший ее высокие нравственные........
Исторический словарь

Герман, Апологет Поморской Общины — - саратовский монах, плодовитый апологет поморской общины. Родился в 1710 г., умер в 1778 г. Подробных биографических сведений о нем мы не имеем. С уверенностью можно утверждать........
Большая биографическая энциклопедия

деятель, подчиняющий все свои усилия, умственные способности, знания и умения главным образом тому, чтобы оправдать некую идею, доктрину, установку, позицию, концепцию, образ жизни, род деятельности, политическую партию или систему и т. п.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Апологеты

от греч. - защитительная речь), раннехристианские полемисты П-Ш вв., в обстановке законодательных запретов и литературных нападок защищавшие христианство перед образованными и влиятельными кругами греко-римского общества, добиваясь для него легального статуса, а в связи с этим - более широко, чем это имело место до сих пор, переводя содержание христианской доктрины на язык школьной философской традиции. Оправдывать свою веру перед лицом иудейских и языческих обвинений христианам приходилось с самого начала. Уже в каноне Нового Завета имеются тексты, отдаленно предвосхищающие тенденцию А. (Евангелие от Луки, Деяния апостолов). Однако в тот период жизнь христианских общин была слишком удалена от широкой гласности и официальной культуры современного им мира. Время А. приходит, когда в действие вступают новые факторы. Во-первых, среди новообращенных христиан оказывается впервые достаточно много носителей философской и риторической культуры, способных разговаривать с философски ориентированными язычниками на понятном для тех языке; христиане этого типа были остро заинтересованы в примирении или хотя бы выяснении отношений между противоречивыми основами собственного бытия - своей верой, своей культурой и римским государственным порядком. Во-вторых, именно к этому времени факт наличия христиан становится достаточно заметным, чтобы вызвать враждебное обсуждение в языческой публицистике (речь Фронтона «Против христиан», «Правдивое слово» Кельса и др.); вызов приходилось принять и вести полемику теми же средствами - например, в трактате Оригена «Против Кельса» ведется возражение пункт за пунктом, В-третьих, для официозной имперской идеологии со времен династии Антонинов (96-192), особенно при императоре-стоике Марке Аврелии, исключительную важность приобретают лозунги философского морализма и «очищенной» стойко-платонической религии более или менее монотеистического склада; этим был подсказан ход мысли А. - как бы поймать власть на слове, представив преследуемое и порочимое христианство как реальное осуществление тех самых принципов, которые громко декларируются сверху. Бытовой фон философствования А. - попытки прямо объясниться с власть имущими, разрушить недоразумение, которым видится конфликт между империей и христианством. Уже в 20-е гг. II в. Кодрат подает по случаю гонений сочинение в защиту христианства на имя императора Адриана; апологии такого же рода были поданы на имя Марка Аврелия - малоазийским ритором Мильтиадом, «христианским философом из Афин» Афина-гором, Юстином и епископами Аполлинарием Иерапольским и Мелито-ном Сардским, на имя Антонина Пия - Юстином Философом. Ориген, самый большой мыслитель поры апологетов, был приглашен около 220 г. к вдовствующей императрице Юлии Маммее, чтобы объяснять ей сущность христианской веры. Поведение сына Юлии Александра Севера, который, сам не становясь христианином, покровительствовал христианству как религии, созвучной морализующему идеализму философов, поясняет установку А. на философское оформление своей веры как на способ сделать ее приемлемой для властей. Но даже применительно к таким «апологиям» в самом узком смысле слова, т. е., «прошениям», «ходатайствам», которые, однако, не просто подавались императору, но одновременно распространялись наподобие современных «открытых писем», невозможно обособить или тем более противопоставить две функции - обращение к власти и обращение к общественному мнению. Эти функции не только не исключали, но прямо предполагали друг друга. Поэтому наряду с защитительным словом, хотя бы формально обращенным к императору, для А. характерен другой жанр - увещательное слово (по образцу античных призывов к философскому образу жизни, т. н. Аюуск; крсарепик´ос,), обращенное к языческой читающей публике и выявляющее черты диатрибы. «Слово к эллинам» - стандартный заголовок христианских сочинений (Татиан, Псевдо-Юстин и др.); к этой традиции примыкает в иную эпоху еще «Слово против язычников» Афанасия Александрийского. Такое увещательное слово, чтобы лучше выразить идею прямого диспутального контакта между предубежденным язычником и переубеждающим его христианином, могло принимать форму диалога, как в «Октавии» Минуция Феликса, или дидактического послания к другу, как в анонимном «Послании к Диогнету». Реже партнером в споре выступает приверженец иудаизма («Диалог Ясона и Паписка» Аристона из Пеллы, «Диалог с Трифоном Иудеем» Юстина); в основном миссионерские усилия А. имеют в виду «эллинов», адептов синкретической религиозности, для которой теологию заменял философский идеализм. Этим определены черты мысли А. Даже там, где она не ставит себе прямых задач пропаганды, она обнаруживает как бы оглядку на внешний по отношению к христианству мир философских школ, одновременно отрицая всякое принципиальное противоречие между ним и христианством. Отсюда характерные для А. эксцессы приятия или отвержения языческой философии. Если христианство есть «истинная» философия, от этого тезиса можно было идти в двух противоположных направлениях: поскольку философия «истинна», ее содержание предвосхищает содержание христианства (Юстин, Климент Александрийский, Ориген), но поскольку философия не совпадает в своем содержании с христианством, она «неистинна» (Татиаи, Тертуллиан). Та или иная расстановка акцентов лишь до известных пределов может рассматриваться как позиция во внутрихристианской идейной борьбе: недаром Татиан, один из самых резких хулителей греческого философского наследия, был учеником Юстина, смотревшего на древних философов как на христиан до Христа. Говорить «к эллинам» или «против эллинов» - дополняющие друг друга риторико-публицистические установки. Обе они требуют апелляции к разуму (если языческая философия хороша, то тем, что служит разуму и через это божественному Логосу, если она осмеивается, то с позиций рассудка, подчас довольно тривиального); мистические моменты христианства выступают у А. слабее, чем у предшествовавших им новозаветных авторов и пришедших за ними представителей патристики. А. энергично подчеркивают, что христианский монотеизм как бы расколдовывает космос, отнимая у стихий ореол мнимой тайны и обосновывая единообразие мирового закона. Противоразумный характер языческого культового обихода вышучивается в традициях античного рационализма; собственное христианское учение о таинствах упоминается мало и толкуется с уклоном к аллегоризму, характерному также для отношения А. к Библии. Перенимая формы философского упорядочения мысли, А. подготавливают фонд проблем, понятий и терминов для догматических дискуссий патристики (напр., слово «троица» засвидетельствовано по-гречески впервые у Феофила Антиохийского, по-латыни - у Тертул-лиана). Однако не им суждено было найти доктринарные формулировки, которые оказались бы приемлемыми для последующих эпох христианской Церкви. У большинства А. этому препятствовала публицистическая несистематичность мышления, его прагматически обусловленная необязательность. Исключение - Ориген; но как раз на систе-мосозидательстве Оригена сказалась неразработанность критериев для отбора философского мыслительного материала, который оказался бы совместим с собственно христианскими принципами. После того, как Римское государство при Константине I заключает союз с христианством (Миланский эдикт 313 г., I Вселенский собор 325 г.), цель деятельности А. оказывается достигнутой. Полемические сочинения в духе А. продолжают возникать («Врачевание эллинских недугов» Феодорита Кирского в сер. V в.), но в контексте иной эпохи. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь