Зачем раскаиваться в смертном грехе — если он не проститься?

Вопрос: Зачем раскаиваться на исповеди, если смертный грех все равно не прощается? Чем проклятье Божье отличается от наказания?

Ответ: Слово Божие ясно говорит о полном прощении грехов через покаяние: «пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15); «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк.6:37); «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3:19).

Слово «проклятие» в новозаветных книгах несколько раз употребляется к нераскаянным грешникам, дерзко противящимся истине и увлекающих других в погибельное беззаконие: «Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия» (2 Пет.2:14).

Святые отцы, раскрывая учение Священного Писания о грехе и покаянии, наставляют нас искренне приступать к таинству исповеди, чтобы, очищаясь, приготовить себя к Царству Небесному, в котором будет вечное блаженство. «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца <…> И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков (Откр.22:1,3–5).

священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря

Обсуждение: 6 комментариев

    Здравствуйте!Вот один человек воевал после войны восстанавливал завод,потом работал слесарем огромное число медалей и орденов за войну и за труд.Заслужил хрущёвку и пенсию 30 тысяч.Но жил честно,достойно не воровал не убивал но и в церковь не смог придти.Сын его после Афгана был парализован за ним ухаживал пока тот не начал ходить.А его сосед получил на фронте ранение правого пальца,работал в коопторге,после войны на торговой базе за растрату осудили,потом занялся валютой в 60-е опять осудили в 70-е за убийсто осудили, 90-е сделал огромное состояние и священники бегали к нему освящять то машину то дом то телефон,и конечно исповедывали. И тот первый как я понял заслужил у Бога в аду гореть,а второй будет в раю он же раскаялся и на храм денежку давал

    Ответить

    1. Здравствуйте, Алексей!
      Господь в чем застанет человека, в том и судить будет. Есть немало примеров из жизни святых людей. Святая преподобная Мария Египетская более 30 лет каялась, молилась, живя в пустыни, а до этого была блудницей. Есть и такие примеры печальные, когда некоторые подвижники через молитву и пост достигали духовных высот, а соблазнились искушением диавольским и погибли. Господь судит человека не как мы, не внешне, а внутренне. Если человек жил по голосу совести, плохого не делал людям, против Бога не шёл, то Господь может помиловать такого человека и взять его в Царствие Небесное. Также, и если человек ходит в храм, всё соблюдает, но не имеет любви, мира, смирения, то может погибнуть и попасть в ад. Внешнее конечно важно, но внутреннее состояние человека ещё важнее. Приведу пример. Умерли два человека — игумен (то есть наставник монастыря) и простой нищий. Игумена пришли душу принимать бесы, душа не хотела выходить из тела, так они её огненными крючками вытаскивали. Душа нищего тоже не хотела выходить, хотя за ней пришли светлые ангелы. Тогда Господь велел ангелом спеть ей красивую песнь, и душа вышла и повели её в Рай. Этот пример говорит о том, что Господь может спасти любого человека, в любом его сословии и состоянии, а также Господь может наказать душу человека, даже монаха, священника, если он не искренне соблюдал Божий Закон. У Бога всё справедливо. Но Бог всё-таки не ищет причину, как бы наказать человека, а наоборот, ищет любую возможность как бы оправдать человека и спасти, потому что Бог есть ЛЮБОВЬ.
      С Богом!

      Ответить

    Добрый день!
    Не нашла нужной рубрики куда могу написать свой вопрос. Пожалуйста, подскажите как мне быть и подскажите пожалуйста, какие последствия моего греха могут быть. Я недавно пришла к Богу, покаялась в грехах. У меня появился молодой человек, отношения еще только-только зарождаются. И я совершила сразу два греха. Первый не упование на Бога, я не смогла положиться на волю Бога, и сказать себе, в определенный момент, что пусть будет так как хочет Господь мой, я в какой-то момент перенервничала, когда этот молодой человек перестал звонить мне (просто я очень долгое время была одна и в какой то момент очень испугалась его потерять) и вот на этом фоне, я не знала как справиться с собой, я вступила в блуд с другим мужчиной всего один раз и сразу очень сильно пожалела об этом. Я раскаиваюсь очень сильно в обоих своих грехах и в неполагании на волю Бога и в блуде. Я была на исповеди, исповедовалась, сейчас читаю покаянный канон, делаю поклоны. Но душа болит за эти грехи и боюсь, что в наказание у меня еще и моего молодого человека отнимут. Пожалуйста, прокомментируйте мою ситуацию. Заранее очень благодарю за ответ!

    Ответить

    1. Здравствуйте, Нина!
      Хорошо, что вы исповедовались и теперь стараетесь исправляться. Всецело положитесь на Бога и Его святую волю. Молитесь, совершайте добрые дела и Господь не будет строго судить вас и поможет вам. Но для этого ещё надо никого не осуждать и всех прощать. Если мы хотим, чтобы Бог простил нам грехи, особенно тяжкие, то и сами мы должны простить всех своих обидчиков и врагов, если они есть у нас.
      Мир вам и Божие благословение!

      Ответить

    Всё, что мы делаем в нашей жизни — грех! Причём часто смертный! Как прожить в современном мире, не гневаясь, не унывая временами, когда даже молоко в пост — грех? И так и живёшь в страхе, что это всё нельзя, а я грешу! И какой смысл каяться, если сознаёшь, что всё это будешь делать дальше, потому что мы — люди, и иначе не прожить? Вот поэтому и нападает уныние, что выполнить все требования невозможно!

    Ответить

    1. Здравствуйте, Наталия!
      Не всё так страшно, как вам кажется. Установлены Заповеди для того, чтобы выявить грех. Пост дан для того, чтобы приучить человека к воздержанию и дать человеку возможность освободиться от рабства греха или страсти. Церковь установила святые Таинства. Таинство покаяния даёт человеку возможность исправиться, главное, было бы желание и стремление и Бог поможет. Мы призываем людей к постепенному совершенствованию. Мы не требуем человека сразу всё соблюдать. Если человек пришел к вере недавно, то советуем ему потихоньку приучать себя к соблюдению поста, к молитве, к добрым делам. Но человек должен всю жизнь стремиться к совершенству. Не получилось соблюсти весь пост, согрешили, но покайтесь. Бог не спросит на страшном Суде, почему ты грешил, а спросит, почему ты не покаялся. Когда человек упадет в грязь, то он спешит смыть эту грязь, он же не унывает и не думает о том, что всё равно опять упаду, испачкаюсь, так зачем же мыться? В духовной жизни тоже самое. Сколько бы раз мы не грешили, сколько бы не падали, нужно встать, покаяться. В этом и состоит борьба с грехом.
      Помоги вам Бог!

      Ответить

По христианским представлениям, нет такого человека, который бы не грешил, кроме Иисуса Христа. Однако, раскаявшись, человек может получить прощение грехов.

Церковь предлагает исцеление души посредством покаяния на исповеди. Покаянием является признание своего греха, сокрушение о его совершении и намерение больше не повторять его в дальнейшем. На исповеди человек перед священником называет свой грех, который он совершил и в котором раскаялся.

В православных храмах исповедь совершается каждый день. Хотя принимает ее священник, но считается, что исповедующийся раскрывает свое сердце перед Богом, который и дает прощение через своего слугу на земле. Считается, что сам Иисус Христос дал право пастырям Церкви отпускать грехи от Его имени. Священник при этом говорит, признавая свою ничтожность перед Богом: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит тебе вся прегрешения твоя, и я, недостойный иерей, властью Его, мне данною, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих».

Исповедуясь в грехах, не следует пытаться предъявлять духовнику «смягчающие обстоятельства», оправдывать себя или перекладывать вину на других людей, которые якобы ввели кающегося в грех, жаловаться на сложившиеся обстоятельства и т. п. Все это говорит об отсутствии истинного раскаяния у человека и привязывании его ко греху. Грехи надо называть четко и ясно, а не расплывчато или намеками. Не следует также во время исповеди отвлекаться и переводить разговор на другие темы. Нужно не ждать вопросов от священника, а самому рассказывать о себе то, что кажется необходимым.

К самым тяжелым грехам православная Церковь относит убийство, аборт, побои, супружескую измену, блуд и сексуальные извращения, кражу, богохульство, кощунство (насмешки над священными предметами), ненависть к ближнему и произнесение проклятий в его адрес, колдовство и гадание, обращение к экстрасенсам, так называемым «целителям» и астрологам, пьянство, курение, наркоманию.

Менее тяжкие, в человеческом понимании, грехи в духовном плане являются не меньшей преградой к Царствию Небесному, чем смертные грехи. К таким грехам относятся, например, ложь и сквернословие. Совершающие их так же заслуживают вечного наказания в аду, как, к примеру, убийцы.

Как было сказано выше, на исповеди должно происходить покаяние. Простое перечисление своих грехов не имеет смысла без решения оставить их. В этом случае не происходит очищения души, и человек с нечистым сердцем совершает таинства и обряды пред Богом, что не принесет ему никакой пользы.

Иногда священник назначает человеку, исповедующему грех и не могущему его оставить, епитимью – духовное испытание, которое призвано помочь избавиться от существующего порока. В качестве епитимии могут быть назначены поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святым местам. При этом учитываются физические и финансовые возможности человека.

Назначенную священником епитимью нужно выполнять неукоснительно. Если выполнить ее кажется тяжело, необходимо обратиться к священнику, который наложил ее. Только он имеет право отменит епитимью.

«Если ты принесешь дар твой к жерт – веннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим»

Иногда в православной Церкви практикуется общая исповедь, на которой священник называет самые распространенные грехи, после чего читает разрешительную молитву. Участвовать в такой исповеди должны только те люди, которые не совершили смертных грехов. Впрочем, и им хотя бы раз в месяц следует приходить на индивидуальную исповедь.

Исповедоваться можно с семи лет. До этого возраста по православной традиции грехи человеку не вменяются. Человек, который крестился взрослым, должен исповедоваться только в своих грехах после крещения.

Подготовка к исповеди

Исповедоваться следует как можно чаще. Люди, мало размышляющие о духовном, часто не видят за собой грехов или не чувствуют их тяжести. Им трудно раскаяться в них, особенно если грех приносит плотское удовольствие. Многие не считают себя грешниками только потому, что не совершали тяжких грехов. Они так и говорят: «Я никого не убивал, никогда не крал». Начинать исповедь с таких слов неправильно.

«Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны»

(Ин. 3: 19–21).

Люди, погрязшие в грехах, часто ничего не замечают в своем сердце, а если видят, их это не очень беспокоит, потому что им не с чем сравнивать, ведь они мало вспоминают о Боге. Те же, кто постоянно пребывает в общении с Богом, ясно видят свою греховность и считают себя первыми из грешников. Так, апостол Павел говорил: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1: 15).

Чтобы преодолеть духовную лень и нечувствительность, Церковью установлены подготовительные дни перед таинством покаяния. Эти дни называются говением. Подготовка к покаянию может продолжаться от трех до семи дней. В этот период верующий должен поститься, стараться не совершать ничего греховного, больше размышлять на духовные темы и приобретать благоговение пред Богом.

Во время говения также следует бывать как можно чаще на богослужениях в церкви, чаще молиться дома, а также читать Святое Писание и другую духовную литературу. Кроме того, человек должен устремить свой взор внутрь себя, испытывая самого себя, размышляя о своих поступках и словах, не было ли в них зла, нелюбви, невоздержания и т. п. В послании апостола Павла сказано: «Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор.11: 30–32). Таким образом, осуждение самого себя ведет к покаянию и прощению от Бога. Если же человек не замечает за собой грехов и не кается в них, он получает наказание от Бога. В этом польза размышлений и внутреннего исследования собственной души.

При исследовании своего душевно-нравственного состояния следует также отличать корни греха от его внешнего проявления, плодов. Иисус говорил: «Извнутрь, из сердца исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство» (Мк. 7: 21–22). Возможно, человек еще никого не убил, не ограбил и не сделал ничего плохого, но в сердце его есть ненависть или презрение, которые являются корнем этих грехов. Именно эти корни следует замечать и избавляться от них через покаяние.

При исследовании своего сердца следует избегать мелочности, когда внимание полностью отвлечено мелкими мыслями и чувствами, а важные пороки души упускаются из вида.

Итак, на исповеди самым важным является не рассказ о своей греховной жизни или перечисление всех грехов, но сокрушение о них, искреннее раскаяние.

Если при осознании собственных грехов не возникает боли в сердце, не появляются слезы на глазах, это не значит, что человек не может покаяться. Главное, чтобы он добросовестно принял решение больше не грешить и с таким настроем исповедовался перед священником и Богом.

Еще одним важным моментом подготовки к исповеди является прощение ближним согрешений их и примирение с ними. Без этого не следует надеяться на прощение Божие: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 14–15).

Проведение исповеди

В соответствии с учением православной Церкви, покаяние может и не сопровождаться словесным исповеданием грехов. Однако прощение грехов можно получить только в церковном таинстве исповедания, совершаемом священником.

«Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, Праведника: Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира»

(1Ин. 2: 1–2).

Первая часть исповеди является общей для всех кающихся, которые в назначенное время приходят в храм. Эта часть начинается с возгласа священника «Благословен Бог наш!», после чего следуют молитвы, которые подготавливают присутствующих к личному покаянию. Молитвы сосредотачивают исповедующихся на Боге, дают почувствовать свою связь с Ним. Это помогает открыть душу перед Богом, что является началом исповеди. В молитвах священника отражается надежда кающегося на прощение и очищение от грехов.

«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова его нет в нас»

(1 Ин. 1: 9–10).

Первая часть оканчивается словами священника, который поворачивается к собранию лицом и говорит следующее: «Се, чадо, Христос невидимо стоит… (и т. д.)», что в переводе на современный русский язык звучит примерно так: «Дитя мое, Христос невидимо стоит (пред тобою), принимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисцеленным!».

Эти слова должны пробудить в исповеднике чувство ответственности, раскрывая смысл исповеди, заключающейся в беседе кающегося не со священником, а с самим Богом. Поэтому очень важно пришедшим на исповедь понимать смысл произносимых священником слов.

После этого начинается вторая часть исповеди, когда каждый исповедник отдельно подходит к аналою, делает земной поклон в направлении алтаря или перед лежащим на аналое Крестом. Затем он подходит к стоящему у аналоя священнику на беседу, во время которой начинает исповедоваться, раскрывая все свои грехи и каясь в них. При этом голова его должна быть преклонена перед лежащим на аналое святым Крестом и Евангелием. Исповедание стоя на коленях является недавним нововведением и практикуется не во всех церквях.

Верующий исповедуется в грехах. Священник определяет, искренне кается человек или нет. Если искренне, священник в заключение молится за него, после чего исповедник должен встать на колени, а священник накрывает его склоненную голову концом епитрахили (одной из деталей священнической одежды), возлагает на нее руки и читает разрешительную молитву, в которой произносит прощение грехов от имени Иисуса Христа. Затем священник осеняет исповедника крестным знамением. Прощенный должен встать, поцеловать святой Крест и Евангелие в знак любви и благоговения перед Господом, а также в знак верности обещаниям, данным Богу в присутствии священника, после чего может уйти, успокоенный и готовый к участию в таинстве причащения.

Разрешительная молитва: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (имя рек), вся согрешения твоя: и аз, недостойный иерей, властию Его мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Во время исповеди следует называть грехи, которые уже были раньше исповеданы и прощены, если только человек снова на впал в этот же грех уже после исповедания. В этом случае следует снова каяться. В покаянии следует также приносить те грехи, которые ранее были забыты, а во время исповеди вспомнились.

Рассказывая о грехах, исповедник не должен называть имен других людей, участвовавших в согрешении. Эти люди должны сами раскаяться в своих грехах, чтобы получить их отпущение.

Если человек искренне кается, после разрешительной молитвы у него появляется чувство легкости, чистоты и радости.

Если священник решает, что исповедник недостаточно раскаялся или его грехи слишком тяжелы, чтобы их сразу отпустить, он не читает разрешительную молитву, а исповедник не допускается к причастию.

В книгах и статьях можно объяснить, в чем надо каяться, но не научить покаянию. Наверное, многим прихожанам знакомо чувство, что исповедуешься, как положено, а покаяния, сердечного сокрушения о своих поступках, решимости не повторять их, нет. И повторяем, а потом вновь перечисляем все на исповеди. Накинул батюшка епитрахиль, причащаемся и грешим по новой. Что же делать? Отвечает протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа.

— Сердечное сокрушение о своих грехах, решимость не повторять их – это великие плоды, а вовсе не первые шаги покаяния. В идеале же вся наша жизнь должна быть покаянием. Все помнят апостольскую заповедь: «Непрестанно молитесь» (Фес., 5, 17). Имеется в виду покаяние. Иисусова молитва – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго» — молитва покаянная.

Согрешаем мы, по немощи своей, непрерывно, если не делом, то помышлением. И каяться должны непрерывно. Поэтому я не считаю, что надо прихожан заставлять постоянно перечислять на исповеди повседневные грехи. Чувствует человек, что нуждается в молитвенной поддержке священника – может и перечислить, исповедь в нашем храме совершается каждый день утром и вечером.

Но если говорить строго, исповедь – таинство, воссоединяющее человека с Церковью. Совершая тяжкий грех, человек от Церкви отпадает, и на исповеди он через таинство возвращается в Церковь, принимается обратно в евхаристическое общение. Поэтому я и не настаиваю, чтобы люди, которые регулярно причащаются, перед каждым причастием подходили к исповеди и перечисляли там свои повседневные грехи.

Задача христианина – не правила соблюсти, а непрестанно находиться в молитвенном единении с Богом. Для нашей немощи это значит – в самоукорении. Не в отчаянии и самоугрызении, а в самоукорении, то есть осознании и признании своей греховности и одновременно вере в милость Божию. То есть в том состоянии, которое выражено и в Иисусовой молитве, и в молитве мытаря.

— А во многих молитвах написано, что «я грешнее всех людей», есть и более жесткие оценки. Вероятно, святые, составлявшие эти молитвы, так и чувствовали, потому что оценивали себя в свете Божьей благодати. Но простой мирянин, который без году неделя в Церкви, вряд ли искренне считает себя грешнее всех.

— И святые не сразу так чувствовали. Авва Дорофей признавался своим учителям Варсонофию Великому и Иоанну Пророку: смотрю на свою жизнь и понимаю, что достоин вечной муки, знаю, что хуже всех людей, но сердцем это не чувствую. И старцы ответили ему, что он на верном пути. До сердечного понимания, каковы мы на самом деле, дорастаем всю жизнь – это и есть духовный путь.

Я считаю, что неправильно говорить «я грешнее всех людей», если ты этого не чувствуешь. Я сам, к сожалению, так не чувствую, хотя понимаю, что надо. Но все-таки мы, верующие, осознаем свои грехи. Ждать, пока произойдет чудо, и мы почувствуем их так, как чувствовали святые? Можно и не дождаться. Поэтому будем уже сейчас молиться, как можем.

Произношу я: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», а в сердце нет сокрушения. Ну, что ж… буду укорять себя с верой, что если буду трудиться над своей душой, держаться церковного общения, Господь не оставит меня. Буду молиться со вниманием, по совету преподобного Иоанна Лествичника, держа ум в словах молитвы. Если и это не даётся, буду молиться глазами и устами, пусть с холодным сердцем, рассеянно, но в надежде, что и такой малый труд поможет мне приблизиться к Богу. Как говорили святые отцы, лучше есть хлеб с золой, чем не есть ничего.

Беседовал Леонид Виноградов

Как пойти на исповедь, если я знаю свой грех, но не могу раскается: холодно его перечисляю, но ни чувств и слез нет, и я очень боюсь быть за это осужденной на страшном суде. Как определить внутренне и внешне, что я готова пойти на исповедь, как правильно к ней подготовится?

Дорогая Алина! Когда Вы будете готовы раскаяться в своем грехе, Вы сами это поймете. Бросите все и побежите на исповедь. Пока же Вам надо подойти к священнику Вашего прихода и рассказать ему все: и о грехе, и о нераскаянии. Он поможет Вам разобраться в причине нераскаяния, может быть назначит епитимию, может быть найдет другой способ победить окамененное нечуствие Вашей души. Формальное перечисление грехов без раскаяния не принесет пользу. Исповедь это преддверие Страшного Суда, поэтому надо осознавать, что на исповеди мы предстоим Самому Богу и перед ним приносим покаяние. При таком умонастроении не может быть нераскаяния, ведь пред лицем Божиим мы не станем лгать или оправдываться. Перед тем, как пойти на беседу к священнику, советую несколько дней почитать Покаянный канон. Может быть, это поможет Вам покаяться в грехе и без дополнительных средств. Храни Вас Господь!

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написав по адресу:

Пастор Джек Хайлс (1926-2001)

(глава 4 из книги «Враги спасения души»)

Меня часто спрашивают: «Важно ли для спасения покаяние?» Конечно же, важно. Всё, что имеет отношение к тому, как человек может избежать вечного Ада и жить вечно на Небесах, имеет очень огромное значение. В этой главе мы и поговорим об этом важном вопросе.

1. Во-первых, давайте разберёмся, что осуждает человека и удерживает его от спасения.

Прочтём Иоанна 3:18: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» . Здесь ясно и понятно говорится о том, что является причиной неспасения человека. Обратите внимание на слова "неверующий уже осужден". Тот, кто не верит, осужден, следовательно неверующий человек не имеет спасения.

Слово "верующий" переведено от греческого слова, которое означает "полагаться, надеяться". Когда человек верит в Христа, он просто полагается на то, что после того как он умрет, Христос заберёт его на Небеса. Всё ясно - человека осуждает его же собственное неверие. Затем читаем: "потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ". И снова нам говорится о том, почему человек не спасается - потому что он не уверовал во имя единородного Сына Божьего. Всё очень просто .

Теперь посмотрим Иоанна 3:36: . Мы снова пытаемся понять, почему человек погибает, а не спасается. Здесь снова всё очень просто. Обратите внимание - “не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем ”. Почему человек не увидит жизни? Потому что он не верит! Почему Божий гнев пребывает на нем? Потому что он не верит! Так в чём же должен покаяться человек, чтобы спастись? Он должен покаяться в грехе, из-за которого он не получит спасения. Поскольку он не спасен из-за неверия, он спасается верой. Покаяние - это значит отвернуться от того, что не спасает, и повернуться к тому, что спасает . Да, для того, чтобы поверить, человек должен покаяться в неверии. Нужно просто сменить направление. Это значит повернуться на 180 градусов. Вы уходите от неверия и принимаете решение идти в сторону веры. Вы меняете направление. Ваше сердце меняется. Вы принимаете решение полагаться на Христа и верить в то, что Он вас спасет. Но для того чтобы поверить, вам нужно покаяться в неверии. То, что не спасает, должно быть изменено..

Так в чём же должен покаяться человек, чтобы спастись? Он должен покаяться в грехе, из-за которого он не получит спасения. Поскольку он не спасен из-за неверия, он должен покаяться в неверии (чтобы спастись верой).

Теперь посмотрим Иоанна 5:40: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» . О, как просто и понятно! Почему человек не имеет жизнь, согласно этому стиху? Потому что он не приходит к Христу. Если человек не идёт к Христу, он должен повернуться и иди к Нему, т.е нужно изменить направление и изменить разум. Это и есть покаяние. Покаяться - означает отвернуться от того, что удерживает от спасения и повернуться к тому, что спасает.

Прочтем Исайя 53:6: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас » . Особенно выделим слова "совратились каждый на свою дорогу". Совратиться на свою дорогу - это то, из-за чего человек не получает спасение. Но если мы встаём на Божий путь, т.е. вкладываем свою веру в Иисуса, мы со своей дороги переходим на Его путь, от неверия мы переходим к вере . Это то, что говорит Библия о покаянии. Это вера, которая спасает. Для того чтобы возложить свою веру в Христа, необходимо развернуться в обратном направлении. Следует покаяться в том, что удерживает вас от спасения.

Если бы человек спасался хорошими делами, то для спасения он должен был бы покаяться в совершении злых дел или в несовершении добрых дел. Если бы для спасения человек должен был сначала перестать грешить, то сначала он должен был бы покаяться в своих грехах. Человек спасается потому, что верит, т.е. он разворачивается в своём неверии или отворачивается от него.

Давайте посмотрим на некоторые стихи Писания, в которых говорится о том, что человек спасается верой.

Иоанна 3:15: «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» .

Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» .

Иоанна 3.18: «Heверующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» .

Иоанна 3:36: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» .

Деяния 16:31: .

Есть немало тех, кто говорит, что для спасения мы должны покаяться во всех своих грехах. Это неправда! Единственное, в чём нам следует измениться для спасения, так это в неверии, ведь именно оно удерживает нас от спасения. Если для спасения человек должен отвернуться от своих грехов, то от каких именно грехов? От гордости? От эгоизма? От корыстолюбия? Правда в том, что никто не может отвернуться от всех своих грехов, пока не попадет на небо и не получит новое тело, как у нашего Спасителя. 1 Иоанна 3:2: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» . Как говорится в Псалме 18:13 мы даже и не знаем все свои грехи. Давид говорил: «От тайных моих (грехов) очисти меня» . Здесь он просит Бога очистить его от грехов, которые ему и самому неизвестны. Когда человек спасается, он не знает обо всех своих грехах и если он должен покаяться во всех грехах, то где же место возрастающей благодати? Кого же тогда можно назвать младенцем во Христе? Где здесь вписывается плотский христианин?

Есть немало тех, кто говорит, что для спасения мы должны покаяться во всех своих грехах. Это неправда! Единственное, в чём нам следует измениться для спасения, так это в неверии, ведь именно оно удерживает нас от спасения.

Поймите меня правильно. Я, конечно же, за то, что люди оставили свой грех и жили праведной жизнью, но это не мы очищаем нашу жизнь, это не мы сами себя спасаем. Спасение означает покаяться в неверии, поверить и позволить Христу нас спасти. Мы подчиняемся Ему и позволяем себя спасти. И Он делает это незамедлительно! В нашу жизнь тот час же входит Святой Дух. Он начинает Свою работу по очищению нашей жизни. Он тот, кто очищает, и Он тот, кто спасает. Он тот, кто открывает нам наши грехи после спасения, и Он тот, кто спасает нас, когда мы спасаемся.

Когда мы вкладываем нашу веру в Христа, раскаиваемся в неверии и начинаем верить, Божий Святой Дух входит в нашу жизнь и начинает наводить в ней порядок. Он указывает нам на наши грехи, и когда мы подчиняемся Ему, Он очищает нас от них. Если мы плохо себя ведем, мы все равно попадем на Небеса, потому что идем туда благодаря вере в Христа и в то, что Он возьмет нас на Небо. Святой Дух начинаем нам говорить о том, что следует делать и чего не следует. Если мы Его не слушаем, если мы плохо себя ведем во время нашего земного путешествия, мы все равно идем на Небеса. Просто мы не получим столько радости от этого путешествия, сколько получили бы, если бы слушались Его.

Правда в том, что никто не может отвернуться от всех своих грехов, пока не попадет на небо и не получит новое тело, как у нашего Спасителя.

Я знаю одного молодого человека, который недавно женился. Он получил квартиру за несколько месяцев до того, как женился и жил там один, пока не состоялась свадьба. Какой же в этой квартире был беспорядок! Его штаны висели на кресле, туфли валялись на полу под кроватью, а сама кровать вообще никогда не застилалась. Затем он женился. Как он стал женатым человеком? Из одинокого человека он превратился в женатого человека. Он как бы раскаялся в своем одиночестве и женился. Когда он привёл жену в свою квартиру, она была в ужасе от увиденного, поэтому сразу же начала наводить порядок. Она положила туфли в шкаф, сняла рубашку с кресла, убрала с постели одежду и хаос превратился в чудесную маленькую квартиру. Теперь он был женат не потому, что его квартира была убрана. Он был женат, потому что он раскаялся в том, что мешало ему жениться. Он дал клятву перед алтарем и принял девушку как свою жену. Только после этого она вошла в его квартиру и навела там порядок!

Практически все ложные доктрины происходят из-за того, что нарушается порядок. Бог установил такой порядок: спасение - изменение, а не изменение - спасение! Если для спасения человек должен сначала измениться, то это спасение по делам. К тому же это еще и спасение по плоти. Истина в том, что мы очищаемся от грехов нашей плоти так же как мы спасаемся - подчиняясь Святому Духу и позволяя Ему делать Свою работу.

2. Вы можете раскаиваться не обязательно в грехе.

Матфея 7:3: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам» . Обратите внимание, Иуда раскаялся». Что это значит? Он раскаялся в том, что взял деньги. Он предал Спасителя за тридцать серебрянников. Он передумал и отнес деньги обратно. В его сердце произошло изменение, но это не имело никакого отношения к спасению. Он заключил плохую сделку. Затем он пожалел о ней, и пытался все исправить.

Каждый человек, живущий в грехе, рано или поздно раскаивается, но не в неверии. Он меняет свое отношение к греху. Никто не живет в грехе и не осознает в конце концов, что он не получает радости, счастья, мира и удовлетворения, которых так хотел в начале. Каждую неделю я встречаюсь с людьми, которые устали от своих грехов, они несчастны, недовольны своей жизнью, из-за последствий своего греха живут скверно и убого. Что они сделали? Они изменили своё мнение о грехе и в некоторых случаях они даже оставили этот грех - по крайней мере тот грех, который больше всего мешал им жить. Человек может раскаиваться в грехе, но не раскаиваться в неверии. Так было с Иудой. Конечно же, он раскаялся в том, что совершил плохой поступок. Он осознал, что заключил плохую сделку. Он изменил свое мнение и вернул деньги, но он так и не раскаялся в том, что удерживало его от спасения - в грехе неверия.

3. Сам Бог раскаивается.

Человек может раскаиваться в грехе, но не раскаиваться в неверии. Так было с Иудой.

Бытие 6:6: «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» . Слово "раскаиваться" означает "изменить мнение, передумать". Бог создал человека и пожалел об этом. Его огорчало то, что делал человек, и Он раскаивался в том, что сотворил его. Это не означает, что Бог раскаивался в грехе, потому что Бог не может грешить. Он просто изменил Свое мнение, что Он, кстати, часто делает. Фактически, Он это делает каждый раз, когда отвечает на наши молитвы .

Теперь посмотрим 1 Царств 15:35: «И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» . Бог сделал Саула царем Израиля. Дело в том, что Бог не хотел этого делать, но Израиль хотел царя. На место царя был избран Саул, но он оказался не самым лучшим царем. В этом стихе просто говорится, что Бог раскаялся, что сделал Саула царем. Бог изменил свое мнение.

Я хочу сказать о том, что раскаяние может и не быть связано с грехом. Женщина может передумать и начать пользоваться другими духами. Мужчина может передумать и начать есть другую еду или носить другую одежду. Он может изменить свои манеры и поведение. Вы можете раскаиваться в том, что были нелюбезны и начать быть вежливым. Вы можете раскаяться в том, что были упрямы и начать проявлять снисходительность. Вы можете раскаиваться в том, что были нетерпеливы и начать проявлять терпение, но всё это не спасает. Раскаяться нужно в том, что не спасает и поверить в то, что спасает. Следует раскаяться в неверии.

Обратимся к книге Исход 32:9-14: «И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он - жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя. Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» .

В стихе 14 просто говорится: «И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» . Слово "зло" означает что-то, что причинило бы народу боль. Здесь не говорится о грехе. В конце концов, Бог решил не трогать их. Бог решил не истреблять людей. Он передумал в отношении народа, но Он не изменил Своего мнения о грехе, потому что Бог не может грешить.

Прочтем Иона 3:9,10: «Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» .

Бог собирался наказать Ниневию. Иона проповедовал в Ниневии и предупреждал народ о предстоящем разрушении. Люди поверили пророку и Бог передумал их наказывать. В стихе 10 читаем: «и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» .

И снова мы видим, что Бог просто изменил Свое решение и Свои мысли. Он собирался наказать их, но они поверили и Он решил их не наказывать. Изменилось направление мыслей: от наказания к ненаказанию. Это и есть покаяние, но не покаяние в грехе, потому что Бог не грешит.

Итак покаяние не всегда связано со спасением и грехом. Оно просто означает изменение направления мыслей.

4. Теперь поговорим о покаянии и спасении.

Деяния 3:19: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» .

Пётр проповедует. Он говорит людям покаяться и обратиться. Вернемся и поговорим о том, что спасает. Иоанна 3:14-16,18,36: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» . Деяния 16:31: «Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» .

Эти люди должны были покаяться в неверии и начать верить, чтобы обратиться. Они должны были изменить направление своих мыслей, начать думать по-другому.

Позвольте снова сказать, что я не думаю, что христиане должны жить как дьявол. В своих проповедях я очень много говорю о том, что нам следует жить праведной жизнью. Я просто верю, что отказ от греха - это работа Святого Духа, так же как и обновление - работа Святого Духа. Но все это начинается после того, как человек раскаивается в том, что удерживает его от спасения, т.е. в неверии. Когда это происходит, он начинает верить и получает спасение. Только после этого в его жизнь входит Святой Дух и начинает говорить христианину, в каком грехе ему следует покаяться. Человек изменил свое мнение о неверии. К этому его привёл Святой Дух. А теперь Святой Дух входит и начинает жить в человеке, изменяя его взгляды на разные вещи.

Теперь прочтем Деяния 2:38: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» .

Пётр говорит: "Измените свое мнение и креститесь". О чём они изменили своё мнение? Ответ мы читаем в стихе 41. Посмотрите, что они сделали. Они охотно приняли Его Слово и крестились. Так в чем же было их покаяние? Они раскаялись в том, что не принимали Его Слово, а затем приняли его. Это всё, о чем говорил Пётр. Он говорил: "Измените свое мнение о принятии Слова", т.е. покайтесь в неверии и начните верить, что Иисус - Господь и Христос, чтобы спастись.

Откроем Деяния 17:30: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» . Обратите внимание, Бог повелевает всем людям покаяться. Покаяться в чем? В том, что удерживает их от спасения, т.е. в неверии. Посмотрим Деяния 17:34: «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними. Заметьте, тут сказано "некоторые мужи уверовали» . Когда он говорил "покаяться", он имел в виду "покаяться в неверии и уверовать", так же как это повеление было дано в Деяния 2:38 и 41, где уверовать означало исполнить это повеление. Они изменили свое мнение о вере. Они поверили!

Сначала вы отворачиваетесь от неверия и поворачиваетесь к вере, и только затем вы начинаете раскаиваться в грехах, потому что Тот, Кто указал вам на грех неверия и помог вам поверить, теперь живет в вас.

Теперь обратимся к Марка 1:15: «и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» .

Сам Иисус говорит покаяться: "покайтесь и веруйте". Другими словами Он говорит: "Оставьте неверие и поверьте. Передумайте (как вы спасаетесь) и начните верить". Я снова повторю, я не думаю, что христианин должен жить неправедной жизнью, но я хочу сказать, что изменение жизни не спасает вас. Это спасение делами. Вера - это то, что спасает. Сначала вы отворачиваетесь от неверия и поворачиваетесь к вере, и только затем вы начинаете раскаиваться в грехах, потому что Тот, Кто указал вам на грех неверия и помог вам поверить, теперь живет в вас. Теперь Ему намного легче указывать вам на ваши ошибки и помогать вам менять ваш разум.

5. Покаяние в грехе - повеление Божьему народу.

Откровение 2:5: «Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» .

Здесь говорится о церкви, которая была хорошей церковью. Это была активная церковь, она работала усердно. Она ненавидела грех. В ней звучало здравое учение. Откровение 2:2: «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» . Это была терпеливая церковь. Это была церковь, которая верила во имя Иисуса и не ослабела, отстаивая Его.

Откровение 2:3: «ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» . Но это была церковь, которая оставила свою первую любовь. Здесь говорится, что эта церковь не потеряла свою первую любовь, а оставила её. Когда вы что-то теряете, вы не знаете, где оно. Когда вы что-то оставляете, вы знаете, где оно находится. Здесь не говорится, что эта церковь больше не любила. Она любила. Именно любовь делала их верными и терпеливыми, помогала работать и ненавидеть грех, стоять за имя Иисуса и ненавидеть ложную доктрину. Это были люди, которые любили Бога, но они оставили свою первую нежную любовь, и она стала не такой глубокой, как была вначале.

Здесь не говорится, что они любили Бога меньше. На самом деле они, возможно, любили Его и больше, но Бог говорит: «Я хочу, чтобы ваша любовь была глубокой и зрелой, но в то же самое время нежной и выразительной, как в самом начале».

Единственный грех, который совершила эта церковь, заключался в том, что она оставила свою первую любовь. Они согрешили, поэтому Бог говорит им покаяться. Покаяться в чем? Покаяться в пьянстве? Нет. Покаяться в прелюбодеянии? Нет. Речь здесь не об этом. Они должны были покаяться в том, что не любили Иисуса первой любовью.

Повеление покаяться было дано церкви в Пергамосе - Откровение 2:16: "Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих" . То же самое было сказано и церкви Фиатири - Откровение 2:21,22: "Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих" . Церковь Сардиса также должна была покаяться - Откровение 3:3: "Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя" . Церковь в Леодикии получила такое же повеление - Откровение 3:19: "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" .

Как мы видим, Бог говорит покаяться как отдельным людям, так и группам людей и даже целым народам. Он снова и снова призывает Израиль к покаянию.

Итак, подытожим:

1. Бог говорит погибающим людям: "Покайтесь в вашем неверии".

Интересно то, что в 1 Иоанна слово покаяние ни разу не упоминается, и все же Иоанн хотел дать людям уверенность в спасении. 1 Иоанна 5:13: "Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную ". Но хоть слово покаяние и не упоминается в этой книге, оно явно подразумевается, потому что здесь нам говорится о том, что спасает вера в то, что Иисус спасает, что конечно же, подразумевает то, что человек должен покаяться в том, что ведёт его к погибели, т.е. неверие.

2. Бог говорит спасённым людям: "Покайтесь в вашем грехе" . Эту работу совершает Святой Дух, когда Он входит в нашу жизнь и наводит в ней порядок, указывая, в каком грехе нам следует покаяться.

3. Если для спасения человек должен покаяться в своих грехах, то в каких именно грехах он должен покаяться? Может ли он покаяться во всех грехах? Разве тогда это не безгрешное совершенство? Разве это не спасение делами? В каком грехе должен покаяться человек? В том, который удерживает его от спасения, в грехе неверия.

4. Если спасение дается только после того, как человек отворачивается от греха, то если он снова к нему возвращается, он теряет спасение? В Деяния 16:30 задается очень простой вопрос: "Что мне сделать чтобы спастись? ". Это единственный раз, когда в Библии встречается этот вопрос. Ответ на этот вопрос должен нам сказать, что нужно для спасения. Деяния 16:31: "Они же сказали: веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой ". Итак ответ - веруй. Здесь ни слова не говорится о покаянии в грехах, хотя да, покаяться нужно лишь в одном - в неверии.

5. Если человек должен сначала навести в своей жизни порядок, а затем спастись, то мы возвращаемся к спасению делами.

6. Мы не можем сделать то, что может сделать только Святой Дух . Сначала Святой Дух обличает нас в грехе неверия, чтобы привести нас к Христу. После того как Он приводит нас к Христу, Он входит в нашу жизнь и пребывает в ней. Римлянам 8:9: "Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его" . 1 Коринфянам 6:19,20: "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" .

Когда же Святой Дух входит в нашу жизнь, Он начинает показывать нам то, что следует изменить. Затем жизнь христианина становится постоянным покаянием, пока мы не уподобимся Христу.